Файл: А.Ю. Тюрин Методы организации работы автомобильного транспорта. Методические указания к практическим занятиям по курсу Транспортно-технологические системы .pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.06.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра автомобильных перевозок
МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Методические указания к практическим занятиям по курсу «Транспортно-технологические системы» для студентов специальности 240100.03 “Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)” дневной формы обучения
Составители А.Ю. Тюрин Д.А. Кижаев
Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Протокол № 32 от 09.02.2001
Рекомендованы к печати учебнометодической комиссией специальности 240100.03 Протокол № 21 от 09.02.2001
Электронная копия хранится в библиотеке главного корпуса КузГТУ
Кемерово 2001
1
Практическое занятие №1 Маршрутизация массовых крупнопартионных перевозок
Цель: определить оптимальные маршруты при перевозке массовых грузов большими партиями (помашинными отправками).
Одной из основных задач, выполняемых при оперативном планировании перевозок массовых крупнопартионных грузов, является оптимизация их маршрутов с целью повышения коэффициента использования пробега.
Пусть груз, сосредоточенный в пунктах А1, А2, ..., Аi, ..., Аm в количествах соответственно а1, а2, ..., аi, ..., аm, необходимо доставить в пункты В1, В2, ..., Вj, ..., Вn в количествах b1, b2, ..., bj, ..., bn тонн. Объем перевозок из i-го пункта отправления в j-й пункт назначения составляет Pij тонн. Будем полагать, что для перевозок используют условные однотонные (qγ = 1 т) автомобили.
При выполнении перевозок в пункт Вj доставляют
b j |
= ∑m Pij , |
j = 1, 2, ..., n |
|
i= 1 |
|
тонн груза и соответственно прибывает такое же количество условных автомобилей, которые после разгрузки подают в пункты погрузки Аi. Так как из пунктов Аi нужно вывезти
ai = ∑n |
Pij , |
i = 1, 2, ..., m |
j= |
1 |
|
тонн груза, то для пунктов А1, А2, ..., Аi, ..., Аm необходимо осуществить соответственно а1, а2, ..., аi, ..., аm подач порожних автомобилей.
Расстояния (lji = lij) от каждого потребителя Вj до каждого поставщика Аi известны.
Требуется определить количество xji подач порожних условных однотонных автомобилей от j-го пункта разгрузки в i-й пункт погрузки, с тем чтобы общий пробег автомобилей был минимальным. Иными словами, задача сводится к нахождению оптимального плана возврата (подач) порожних автомобилей.
Порожний пробег при выполнении из j-го в i-й пункт xji подач условных однотонных автомобилей равен ljixji. Тогда их суммарный пробег:
|
2 |
Zпор' |
= ∑n∑ m l ji x ji . |
|
j= 1i= 1 |
Поскольку количество ездок равно xji/qγ ст, то фактический пробег автомобиля с заданной грузоподъемностью q равен
|
|
Zпор = |
|
1 |
|
∑n∑ m |
l ji x ji . |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
qγ ст j= 1i= 1 |
|
||||
Математическая формулировка задачи определяется следующим |
||||||||
образом. Требуется определить |
совокупность величин x ji ≥ 0 |
(план |
||||||
возврата порожних автомобилей), удовлетворяющих условиям |
|
|||||||
∑m x ji = |
b j , |
|
|
|
j = |
1, 2,..., n |
(1.1) |
|
i= |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
∑n |
x ji = |
ai , |
|
|
|
i = |
1, 2,..., m |
(1.2) |
j= |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
и минимизирующих функцию |
|
|
∑n∑ m l ji x ji . |
|
||||
|
|
L'пор |
= |
(1.3) |
||||
|
|
|
|
|
j= 1i= 1 |
|
|
Поскольку количество завозимых грузов равно количеству вывозимых, то справедливо равенство
∑m ai =∑ |
n |
b j . |
(1.4) |
i= 1 |
j= |
1 |
|
Данная задача представляет собой классическую задачу линейного программирования. Рассмотрим методику ее решения на примере.
Заявки на перевозки, включенные в план автотранспортного предприятия, перечислены в табл. 1.1. На основании заявок на перевозки составлена матрица (табл. 1.2), в которой указаны количества тонн грузов, вывозимых из каждого пункта Аi (i = 1,2,3,4) и завозимых в каждый пункт Вj (j = 1,2,3,4,5,6,7), а также расстояния между этими пунктами (они представлены в верхнем правом углу соответствующих клеток).
Данная задача нахождения оптимального возврата порожних автомобилей (условных автотонн), записанная в матричной форме, решается как обычная транспортная задача методом потенциалов.
В матрицу (табл. 1.3) заносятся грузоотправители, грузополучатели, расстояния между ними, данные наличия порожних автомобилей и потребители. Последовательность вычислений при составлении оптимального плана показана на схеме (рис. 1).
3
Для дальнейшего решения задачи необходимо составить план возврата порожних автомобилей. При этом должны соблюдаться некоторые условия:
|
m + n - 1 = N, |
|
(1.5) |
|
где m — количество строк и n — количество столбцов в матрице; |
||||
N — количество загруженных клеток в матрице. |
|
|||
Для нашего примера N=10, так как m=7 и n=4 и 7 + 4 - 1 = 10. |
||||
|
Заявки на перевозки |
Таблица 1.1 |
||
|
|
|||
Отправитель |
Получатель |
|
Род груза |
Объем завоза, т |
|
Речной порт (В1) |
|
Уголь |
85 |
Угольный склад (А ) |
Мастерские (В2) |
|
36 |
|
1 |
Школа (В3) |
|
|
41 |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
Песчаный карьер (А2) |
Речной порт (В1) |
|
Песок |
42 |
Набережная (В4) |
|
|
13 |
|
Товарная станция (А3) |
Завод ЖБК (В6) |
|
Гравий |
48 |
Автовокзал (В7) |
|
23 |
||
|
|
|||
|
Мастерские (В2) |
|
|
28 |
Карьер (А ) |
Запас (В5) |
|
Щебень |
24 |
4 |
Автовокзал (В7) |
|
|
18 |
|
|
|
||
|
|
|
|
Таблица 1.2
План-заявка на перевозку грузов (матричная форма)
Грузопо- |
|
|
Грузоотправитель |
|
|
|
Завоз, т |
|
лучатель |
А1 |
|
А2 |
А3 |
|
А4 |
|
|
В1 |
85 |
1,90 |
42 1,85 |
|
3,35 |
|
3,04 |
127 |
В2 |
36 |
6,66 |
10,01 |
|
8,09 |
28 |
7,78 |
64 |
В3 |
41 1,22 |
2,53 |
|
2,67 |
|
2,36 |
41 |
|
В4 |
|
8,86 |
13 12,21 |
|
10,29 |
|
9,98 |
13 |
В5 |
|
4,14 |
7,06 |
|
3,31 |
24 3,00 |
24 |
|
В6 |
|
3,44 |
5,81 |
48 |
5,69 |
|
5,38 |
48 |
В7 |
|
6,56 |
8,83 |
23 |
8,52 |
18 8,21 |
41 |
|
Вывоз, т |
162 |
|
55 |
71 |
|
70 |
|
358 |
4
Расчет индексов:
1. Для занятых клеток матрицы должно соблюдаться следующее условие:
Ui + Vj = Lij, |
(1.6) |
где Lij — расстояние между грузоотправителем и грузополучателем.
Составление матрицы
Построение допустимого исходного плана
Подсчет количества занятых клеток матрицы (N) и сравнение его с
|
|
числом |
m + n – 1 |
|
|
|||
|
N < m + n –1 |
N = m + n –1 |
N > m + n – 1 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заполнение недостающих |
|
|
|
|
|
||
|
клеток путем фиктивной |
|
|
Ликвидация лишних за- |
|
|||
|
загрузки |
|
|
|
|
нятых клеток |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расчет индексов
Проверка незанятых клеток матрицы с целью отыскания потенциальных
Потенциальных клеток нет |
Потенциальные клетки есть |
Построение замкнутой цепочки возможных перемещений для клетки с наибольшим потенциалом
Расстановка знаков «+» и «–» по вершинам цепочки
Отыскание среди загрузок со знаком «–» наименьшей по величине
Изменение на эту величину загрузок на вершинах контура
Решение закончено: оптимальный план возврата порожних автомобилей составлен
Рис. 1. Блок-схема последовательности вычислений
5 |
|
2. Для свободных клеток: |
|
Ui + Vj ≤ Lij. |
(1.7) |
В случае если данное неравенство не выполняется, то вычисляется |
|
потенциал: |
|
d = Ui + Vj - Lij. |
(1.8) |
Коэффициенты Ui и Vj рассчитывают следующим образом: напротив любой загруженной клетки в дополнительным строке или столбце записывают коэффициент 0 (например для потребителя B1 V1 =0). Далее, двигаясь по цепочке загруженных клеток, по условию (1.6) находят все остальные коэффициенты. Например, коэффициент при A1 U1 =1,9- -0=1,9; при B2 V2 =6,66-U1 =6,66-1,9=4,76; при A4 U4 = 7,78-V2 =7,78- -4,76=3,02 и т.д. Результаты заносят в табл. 1.4.
|
|
|
Матрица |
|
|
|
Таблица 1.3 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Грузопо- |
|
|
Грузоотправитель |
|
|
|
Завоз, т |
|
|
лучатель |
А1 |
|
А2 |
А3 |
|
А4 |
|
|
|
В1 |
85 |
1,90 |
42 1,85 |
|
3,35 |
|
3,04 |
127 |
|
В2 |
36 |
6,66 |
10,01 |
|
8,09 |
28 |
7,78 |
64 |
|
В3 |
|
1,22 |
2,53 |
|
2,67 |
|
2,36 |
41 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
В4 |
|
8,86 |
13 12,21 |
|
10,29 |
|
9,98 |
13 |
|
В5 |
|
4,14 |
7,06 |
|
3,31 |
24 3,00 |
24 |
|
|
В6 |
|
3,44 |
5,81 |
48 |
5,69 |
|
5,38 |
48 |
|
В7 |
|
6,56 |
8,83 |
23 |
8,52 |
18 8,21 |
41 |
|
|
Вывоз, т |
162 |
|
55 |
71 |
|
70 |
|
358 |
|
|
План возврата порожних автомобилей |
Таблица 1.4 |
|||||||||
|
|
|
|
||||||||
Грузополу- |
Коэффи- |
|
|
|
Грузоотправитель |
|
|
|
|
||
чатель |
циенты |
|
А1 |
|
А2 |
|
А3 |
|
А4 |
|
|
Vj |
|
|
|
Ui |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
1,9 |
|
1,85 |
|
3,33 |
|
3,02 |
|
|
В1 |
0 |
|
85 |
1,90 |
42 1,85 |
|
|
3,35 |
|
3,04 |
|
В2 |
4,76 |
|
36 |
6,66 |
10,01 |
|
|
8,09 |
28 |
7,78 |
|
В3 |
-0,68 |
|
41 1,22 |
2,53 |
|
|
2,67 |
|
2,36 |
|
|
В4 |
10,36 |
3.4 |
× |
8,86 |
13 12,21 |
|
3.4 × |
10,29 |
3.4 × |
9,98 |
|
В5 |
-0,02 |
|
|
4,14 |
7,06 |
|
|
3,31 |
24 |
3,00 |
|
В6 |
2,36 |
0.82 |
× |
3,44 |
5,81 |
|
48 |
5,69 |
|
5,38 |
|
В7 |
5,19 |
0.53 |
× |
6,56 |
8,83 |
|
23 |
8,52 |
18 8,21 |
|