Файл: А.С. Фурман Упражнения по теории автомобиля.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2024

Просмотров: 191

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра эксплуатации автомобилей

УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕОРИИ АВТОМОБИЛЯ для студентов специальности 150200 “Автомобили и автомобильное

хозяйство”, а также направления 551400 “Наземные транспортные системы” для всех форм обучения.

Составитель А.С. Фурман Утверждены на заседании кафедры Протокол № 1 от 31.08.2000

Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 150200 Протокол № 1 от 21.09.2000

Электронная копия хранится в библиотеке главного корпуса КузГТУ

Кемерово 2000

1

ГЛАВА 1.

ТЯГОВОСКОРОСТНЫЕ СВОЙСТВА АВТОМОБИЛЯ

1.1. Карбюраторный двигатель развивает максимальную мощность

Nемах =144 кВт при угловой скорости коленчатого вала ω N=360 с-1. Угловая скорость коленчатого вала на режиме максимального момента

ω м составляет 0,5ω N. Определить величину максимального момента и мощность двигателя на этом режиме.

1.2. Дизель развивает максимальную мощность Nемах =132 кВт при угловой скорости коленчатого вала ω N = 240 с-1. Угловая скорость коленчатого вала на режиме максимального момента ω м = 0,56ω N. Коэффициенты уравнивания скоростной характеристики: a=0,88, b=1,12, c=1. Определить величину максимального момента и мощность двигателя на этом режиме.

1.3. Карбюраторный двигатель развивает максимальную мощность

Nемах= 51,1 кВт при угловой скорости коленчатого вала ω N=570 с-1. Угловая скорость коленчатого вала на режиме максимального момента

ω м= 0,5ω N. Определить величину максимального момента и мощность двигателя на этом режиме.

1.4. Дизель развивает максимальную мощность Nемах =124 кВт при угловой скорости коленчатого вала ω N=230 с-1. Угловая скорость коленчатого вала на режиме максимального момента ω м= 0,53ω N. Коэффициенты уравнивания скоростной характеристики: a=0,8, b=1,2, c=1. Определить величину максимального момента и мощность двигателя на этом режиме.

1.5. Карбюраторный двигатель развивает максимальный крутящий мо-

мент Mемах=290 Нм при угловой скорости коленчатого вала ω м=220 c-1. Отношение угловых скоростей коленчатого вала ω м= 0,5ω N. Определить мощность двигателя при этих угловых скоростях коленчатого вала.


2

1.6. Дизель развивает максимальный крутящий момент Mемах=650 Нм при угловой скорости коленчатого вала ω м=150 с-1. Отношение угловых скоростей коленчатого вала ω м= 0,68ω N. Коэффициенты уравнения скоростной характеристики: a=0,6, b=1,5, c=1,1. Определить мощность двигателя при этих угловых скоростях коленчатого вала.

1.7. Дизель развивает максимальный крутящий момент Mемах=635 Нм при угловой скорости коленчатого вала ω м=135 с-1. Отношение угловых скоростей коленчатого вала ω м= 0,65ω N. Коэффициенты уравнения скоростной характеристики: a=0,87, b=1,13, c=1. Определить мощность двигателя при этих угловых скоростях коленчатого вала.

1.8. Максимальный момент двигателя Mемах=120 Нм при угловой скорости коленчатого вала ω м=300 с-1. Коэффициент приспосабливаемости двигателя К=1,2, а отношение угловых скоростей коленчатого вала ω м= 0,55ω N. Определить мощность двигателя при этих угловых скоростях коленчатого вала.

1.9. Максимальный момент двигателя Mемах= 40 Нм при частоте вращения коленчатого вала nм=1900 об/мин. Коэффициент приспосабливаемости двигателя К=1,3, а отношение частот вращения при максимальном моменте и максимальной мощности 0,525. Определить максимальную мощность двигателя и мощность двигателя соответствующую частоте вращения коленчатого вала nм.

1.10. Максимальный крутящий момент двигателя Mемах= 630 Нм, коэффициент приспосабливаемости двигателя К=1,1. Определить мощность двигателя при угловой скорости коленчатого вала ω N=210 с-1.

1.11. Определить мощность на колесах автомобиля при его разгоне на третьей передаче с ускорением 1,5 м/с2. Мощность двигателя Nе= 47 кВт, КПД трансмиссии 0,9, передаточное число главной передачи 4,1, передаточное число третьей передачи 1,49. Скорость движения автомобиля 70 км/ч. Момент инерции маховика 0,0197 кгмс2, радиус колеса

0,3 м.

3

1.12. Двигатель развивает мощность Nе = 80 кВт. Определить мощность, подводимую к колесам, при движении со скоростью 40 км/ч и ускорением 0,6 м/с2 на третьей передаче. Передаточное число третьей передачи iк3 = 1,8, передаточное число главной передачи iг= 7,7, момент инерции маховика Jм = 3,2 Нмс2, КПД трансмиссии 0,85, радиус колеса 0,5 м.

1.13. Двигатель развивает мощность Nе = 123 кВт. Определить мощность, подводимую к колесам, при движении со скоростью 60 км/ч и ускорением 0,5 м/с2 на четвертой передаче. Передаточное число четвертой передачи 1,55, передаточное число главной передачи 7,1, момент инерции маховика 3,5 Нмс2, КПД трансмиссии 0,88, радиус колеса 0,44 м.

1.14. Двигатель развивает мощность Nе = 155 кВт. Определить мощность, подводимую к колесам, при движении со скоростью Vа = 30 км/ч и ускорением 1,05 м/с2 на второй передаче. Передаточное число второй передачи iк2 = 2,4, передаточное число главной передачи iг= 6,3, момент инерции маховика Jм=4,1 Нмс2, КПД трансмиссии 0,9, радиус колеса rк=0,4 м.

1.15. К ведущим колесам автомобиля подводится мощность Nкол=30 кВт. Автомобиль движется на четвертой прямой передаче со скоростью Vа=50 км/ч и j = 0,5 м/с2. Момент инерции маховика Jм=0,45 кгмс2. Передаточное число главной передачи iг= 4,2, КПД трансмиссии 0,9, радиус колеса rк = 0,3 м. Определить мощность, снимаемую с коленчатого вала двигателя.

1.16. К ведущим колесам автомобиля подводится мощность Nкол=70 кВт. Автомобиль движется на третьей передаче со скоростью Vа = 30 км/ч и ускорением 0,5 м/с2. Момент инерции маховика Jм = 0,33 кгмс2, передаточное число главной передачи iг = 7,2, передаточное число третьей передачи iк3 = 1,9, КПД трансмиссии 0,85, радиус колеса rк = 0,5 м. Определить мощность, снимаемую с коленчатого вала двигателя.

1.17. К ведущим колесам автомобиля подводится мощность Nкол=90 кВт. Автомобиль движется на третьей передаче со скоростью Vа = 90 км/ч и ускорением 0,5 м/с2. Момент инерции маховика Jм = 0,135 кгмс2, переда-


4

точное число главной передачи iг = 5,2, передаточное число третьей передачи iк3 = 1,5, КПД трансмиссии 0,92, радиус колеса rк = 0,265 м. Определить мощность, снимаемую с коленчатого вала двигателя.

1.18. На автомобиле, движущемся с ускорением 0,4 м/с2 и скоростью

40 км/ч, к ведущим колесам подводится мощность Nкол = 60 кВт. Мощность снимаемая с коленчатого вала двигателя Nе = 75 кВт. Определить

КПД трансмиссии, если момент инерции маховика Jм = 0,27 кгмс2, радиус колеса rк = 0,5 м, а передаточное число трансмиссии iтр= 9.

1.19. С коленчатого вала двигателя снимается крутящий момент Mе=300 Нм. При этом ускорение автомобиля на первой передаче 0,7 м/с2, а на прямой передаче 0,3 м/с2. Передаточное число главной передачи 6,8, передаточное число первой передачи 6,5, радиус колеса rк=0,46 м, КПД трансмиссии 0,88, момент инерции маховика Jм=0,139 кгмс2. Определить крутящий момент, подводимый к ведущим колесам на первой и прямой передачах.

1.20. С коленчатого вала двигателя снимается крутящий момент Mе=450 Нм. При этом ускорение автомобиля на первой передаче 0,8 м/с2, а на прямой передаче 0,25 м/с2. Передаточное число главной передачи iг=6,3, передаточное число первой передачи iк1=5,5, радиус колеса rк=0,44 м, КПД трансмиссии 0,9, момент инерции маховика 0,13 кгмс2. Определить крутящий момент, подводимый к ведущим колесам на первой и прямой передачах.

1.21. К ведущим колесам на первой передаче подводится крутящий момент, равный 5000 Нм. При этом ускорение автомобиля на первой передаче 1,1 м/с2, а на прямой передаче 0,5 м/с2. Передаточное число главной передачи 4,8, передаточное число первой передачи 5,4, радиус колеса 0,32 м, КПД трансмиссии 0,9, момент инерции маховика Jм=0,121 кгмс2. Определить крутящий момент, снимаемый с коленчатого вала двигателя на первой и прямой передачах.

5

1.22. Определить скорости движения автомобиля на прямой и первой передаче при угловой скорости коленчатого вала ω е=200 с-1, передаточное число главной передачи 6,8, передаточное число первой передачи 6,5, радиус колеса 0,46 м.

1.23. Определить скорости движения автомобиля на прямой передаче при угловых скоростях коленчатого вала ω e = 500 с-1 и ω e = 300 с-1. Передаточное число главной передачи 4,5, rк= 0,26 м.

1.24. Определить число оборотов, которое делает коленчатый вал двигателя за пробег автомобиля S = 1 км, при работе автомобиля на высшей и второй передачах. Передаточное число главной передачи iг = 4,5, передаточное число второй передачи iк2 = 1,95, Передаточное число высшей передачи iкв = 1, радиус колеса rк = 0,3 м.

1.25. Определить число оборотов, которое делает коленчатый вал двигателя за пробег автомобиля S = 2,5 км, при работе автомобиля на высшей и первой передачах. Передаточное число главной передачи iг = 6,8, передаточное число первой передачи iк1 = 6,2, высшая передача прямая, радиус колеса rк = 0,45 м.

1.26. При угловой скорости коленчатого вала ω e = 500 1/с автомобиль движется со скоростью Vа = 35 м/с. Передаточное число трансмиссии iтр=4,2. Определить радиус качения ведущих колес.

1.27. Определить число оборотов, которое сделает коленчатый вал двигателя за пробег автомобиля S = 1 км, если продолжительность движения на различных передачах: первой - 5%, второй - 15%, третьей - 35%, четвертой – 45%. Передаточные числа трансмиссии: iг = 4,2, iк1 = 3,4, iк2=2,25, iк3 = 1,45, iк4 = 1. Радиус колеса rк = 0,3 м.

1.28. Определить число оборотов, которое сделает коленчатый вал двигателя за пробег автомобиля S = 1,5 км, если продолжительность движения на различных передачах: первой - 15%, второй - 5%, третьей - 55%, четвертой - 25%. Передаточные числа трансмиссии: iг = 6,2, iк1 = 4,4, iк2=2,5, iк3 = 1,5, iк4 = 1. Радиус колеса rк = 0,44 м.


6

1.29. Определить число оборотов, которое сделает коленчатый вал двигателя за пробег автомобиля S = 10 км, если продолжительность движения на различных передачах: первой - 10%, второй - 18%, третьей - 42%, четвертой - 40%. Передаточные числа трансмиссии: iг = 5,2, iк1 = 4,6, iк2=2,2, iк3 = 1,55, iк4 =0,9 . Радиус колеса rк = 0,265 м.

1.30. Определить число оборотов, которое сделает коленчатый вал двигателя за пробег автомобиля S = 500м, если продолжительность движения на различных передачах: первой - 25%, второй - 45%, третьей - 30%. Передаточные числа трансмиссии: iг = 7,2, iк1 = 6,4, iк2=3,2, iк3 = 1,8. Радиус колеса rк = 0,41 м.

1.31. Определить силу и мощность суммарного дорожного сопротивления для автомобиля массой Ма =1000 кг на дороге с коэффициентом сопротивления качению f = 0,02, при движении на подъем с уклоном i = 0,05, скорость автомобиля Vа = 60 км/ч.

1.32. Определить силу и мощность суммарного дорожного сопротивления для автомобиля массой Ма =2500 кг на дороге с коэффициентом сопротивления качению f = 0,016, при движении под уклон i = 0,05, скорость автомобиля Vа = 90 км/ч.

1.33. Определить силу и мощность суммарного дорожного сопротивления для автомобиля массой 10000 кг, движущегося под уклон по дороге с коэффициентом сопротивления качению f = 0,025 и уклоном i = 0,01. Скорость автомобиля Vа = 15 м/с.

1.34. Определить силу и мощность воздушного сопротивления, преодолеваемого автомобилем с коэффициентом обтекаемости к = 0,3 Нс24 и лобовой площадью F = 2,2 м2. Скорость автомобиля Vа=25 м/с.

1.35. Определить силу и мощность воздушного сопротивления, преодолеваемого автомобилем с коэффициентом обтекаемости к=0,6 Нс24 и лобовой площадью F = 1,2 м2. При движении автомобиля против ветра со скоростью Vа = 20 м/с, скорость ветра Vв = 5 м/с.

7

1.36. Определить силу и мощность воздушного сопротивления, преодолеваемого автомобилем с коэффициентом обтекаемости к=0,4 Нс24 и лобовой площадью F = 2,25 м2, при движении автомобиля по ветру со скоростью Vа = 23 м/с, скорость ветра Vв = 8 м/с.

1.37. Автомобиль скатывается под уклон i = 0,05 с постоянной скоростью Vа = 25 м/с. Масса автомобиля Mа = 1800 кг, коэффициент сопротивления качению f = 0,02. Определить фактор обтекаемости автомобиля.

1.38. Автомобиль скатывается под уклон i= 0,07 с постоянной скоростью. Масса автомобиля Mа = 2550 кг, коэффициент сопротивления качению f = 0,025, фактор обтекаемости кF = 1,24 Нс22. Определить скорость автомобиля.

1.39. Автомобиль массой Mа=10000 кг с коэффициентом обтекаемости к=0,4 Нс24 и лобовой площадью F=4,5 м2 движется под уклон i= 0,04 с постоянной скоростью Vа = 20 м/с при наличии ветра. Коэффициент сопротивления качению f = 0,02. Определить скорость и направление ветра.

1.40. Автомобиль, имеющий фактор обтекаемости кF = 2,5 Нс22, движется под уклон i = 0,045 с постоянной скоростью. Коэффициент сопротивления качению f = 0,025. Определить скорость автомобиля, если его масса Mа = 7400 кг.

1.41. Автомобиль движется под уклон с постоянной скоростью Vа=30 км/ч. Дует встречный ветер со скоростью Vв = 15 м/с. Определить уклон дороги, если коэффициент сопротивления качению f = 0,018, масса автомобиля Mа = 5750 кг, фактор обтекаемости кF = 2,2 Нс22.

1.42. Автомобиль полной массой Mа = 5000 кг везет прицеп массой Mпр=4000 кг по дороге с коэффициентом общего дорожного сопротивления ψ = 0,035. Определить полную силу дорожного сопротивления и силу тяги на крюке автомобиля. Сопротивлением воздуха пренебречь.


8

1.43. Автомобиль массой Mа = 6650 кг движется под уклон со скоростью 90 км/ч по дороге с коэффициентом сопротивления качению f=0,035. Определить силу и мощность полного дорожного сопротивле-

ния, если i=0,06.

1.44. Сила тяги на колесах автомобиля с массой 7000 кг Pт = 2500 Н при скорости Vа = 10 м/с. Коэффициент сопротивления качению f= 0,018, фактор обтекаемости кF = 2,2 Нс22. Определить крутизну преодолеваемого автомобилем подъема.

1.45. Автомобиль массой Mа = 2000 кг равномерно движется под уклон 0,008 со скоростью Vа = 15 м/с. Определить силу тяги на ведущих колесах, если коэффициент сопротивления качению f = 0,02, а фактор обтекаемости кF = 0,6 Нс22.

1.46. Определить крутизну подъемов, которые может преодолеть автомобиль с массой Mа = 10000 кг, двигаясь на второй и третьей передачах, если момент, развиваемый на коленчатом валу двигателя Mе = 250 Нм. Передаточные числа трансмиссии: iг = 6,3, iк2 = 3,5, iк3 = 2,3. Радиус колеса 0,5 м. Сопротивлением воздуха пренебречь. КПД трансмиссии 0,87. Коэффициент сопротивления качению f = 0,02.

1.47. Определить крутизну подъемов, которые может преодолеть автомобиль массой Mа = 6500 кг, двигаясь на второй и третьей передачах со скоростью 5 км/ч, если момент, развиваемый на коленчатом валу двигателя Mе=250 Нм. Передаточные числа трансмиссии: iг=6,15, iк2=2,5, iк3=1,55. Радиус колеса rк = 0,44 м, КПД трансмиссии

0,87,коэффициент сопротивления качению f = 0,02, а фактор обтекаемости кF = 1,6 Нс22 .

1.48. На дороге с коэффициентом общего дорожного сопротивления ψ =0,045 автомобиль развивает ускорение j=0,5 м/с2. Определить сопротивление дороги, на которой при той же скорости движения и мощности двигателя автомобиль разовьет ускорение j = 0,4 м/с2. Коэффициент учета вращающихся масс δ j = 1,1.

9

1.49. Определить силу тяги на колесах автомобиля, движущегося с ускорением j = 0,4 м/с2 при скорости Vа = 20 м/с. Масса автомобиля 2000 кг, коэффициент общего дорожного сопротивления 0,03, фактор обтекаемости кF = 0,7 Нс22, коэффициент учета вращающихся масс δ j = 1,1.

1.50. Определить силу тяги на колесах автомобиля, движущегося со скоростью Vамах = 150 км/ч. Масса автомобиля Mа = 2000 кг, коэффициент общего дорожного сопротивления 0,03, фактор обтекаемости 0,7 Нс22.

1.51. Автомобиль массой Mа = 6500 кг, движущийся со скоростью Vа=18 м/с по дороге с коэффициентом общего дорожного сопротивления ψ =0,025, имеет силу тяги на ведущих колесах Pт = 3350 Н. Фактор обтекаемости 2,1 Нс22, коэффициент учета вращающихся масс 1,08. Определить величину ускорения автомобиля.

1.52. Автомобиль массой Mа = 1500 кг, движущийся со скоростью Vа=25 м/с по дороге с коэффициентом общего дорожного сопротивления ψ =0,016, имеет силу тяги на ведущих колесах Pт = 3500 Н. Фактор обтекаемости кF = 0,5 Нс22, j = 0,8 м/с2. Определить коэффициент учета вращающихся масс.

1.53. Автомобиль, двигавшийся со скоростью Vа = 25 м/с по горизонтальной дороге с коэффициентом общего дорожного сопротивления 0,025, начал двигаться по инерции. Определить величину замедления автомобиля при скоростях движения Vа1 = 25 м/с и Vа2 = 5 м/с. Масса автомобиля Mа = 9500 кг; фактор обтекаемости кF = 2,4 Нс22, коэффициент учета вращающихся масс δ j = 1,04.

1.54. При движении автомобиля со скоростью Vа = 60 км/ч по дороге с коэффициентом общего дорожного сопротивления ψ = 0,025, двигатель развивает мощность Nе = 55 кВт. Масса автомобиля Ма = 4500кг, фактор обтекаемости кF = 0,21 Нс22, КПД трансмиссии 0,88, коэффициент учета вращающихся масс δ j= 1,1. Определить величину ускорения автомобиля.