Файл: В.Л. Жданов Методы оценки повышения эффективности функционирования дорожно-транспортного комплекса.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.06.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра автомобильных перевозок
МЕТОДЫОЦЕНКИПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИФУНКЦИОНИРОВАНИЯДОРОЖНОТРАНСПОРТНОГОКОМПЛЕКСА
Методические указания к курсовой работе для студентов специальности 240400 «Организация дорожного движения» (дневной формы обучения)
Составители В. Л. Жданов Л. С. Жданов
Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Протокол № 45 от 07.03.03
Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 240400
Протокол № 45 от 07.03.03
Электронная копия хранится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ
Кемерово 2003
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 1. Задание на курсовую работу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 2. Критерии оценки повышения эффективности функциониро-
вания дорожно-транспортного комплекса. . . . . . . . . 10 2.1. Требования к критериям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 2.2. Классификация критериев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 2.2.1. Критерии оценки уровня безопасности. . . . . . . . . . . . . . . . . 11 2.2.2. Критерии оценки стабильности скоростного режима. . . . . 11
2.2.3.Критерии оценки движения при различной нагрузке . . . . 12
2.2.4.Оценка эффективности движения по расходу топлива . . . 12
2.2.5.Критерии оценки экологической нагрузки транспортных
потоков на окружающую среду . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
13 |
3. Энергетические критерии оценки эффективности функцио- |
|
нирования дорожно-транспортного комплекса . . . . . . . . . . |
14 |
3.1. Шум ускорения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
14 |
3.2. Градиент скорости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
15 |
3.3. Шум энергии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
15 |
3.4. Градиент энергии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
16 |
4. Оценка эффективности дорожного движения на заданном |
|
участке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
16 |
4.1. Построение графиков режима движения по заданному уча- |
|
стку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
16 |
4.2. Экспериментальная оценка скоростных режимов на задан- |
|
ном участке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
17 |
4.3. Экспериментальное определение шума ускорения . . . . . . . . |
18 |
4.4. Экспериментальное определение градиента скорости . . . . . . |
20 |
4.5. Оценка сложности условий движения по полученным ре- |
|
зультатам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
21 |
4.5.1. Оценка сложившихся скоростных режимов . . . . . . . . . . . . . |
22 |
4.5.2. Оценка сложности условий движения по значениям шума |
|
ускорения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
22 |
4.5.3. Оценка сложности условий движения по значениям гра- |
|
диента скорости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
22 |
4.5.4. Анализ сходимости оценок по энергетическим критериям |
23 |
5. Анализ объективности оценок сложности условий движения |
23 |
2 |
|
5.1. Сравнение экспериментального и расчетного значений шу- |
|
ма ускорения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
23 |
5.2. Сравнение экспериментального и расчетного значений гра- |
|
диента скорости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
24 |
5.3. Совершенствование методики определения шума ускоре- |
|
ния в городских условиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
24 |
6. Оформление курсовой работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
25 |
7. Защита курсовой работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
26 |
Список рекомендуемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
27 |
3
ВВЕДЕНИЕ
Функционирование дорожно-транспортного комплекса (ДТК) так или иначе замыкается на транспортных потоках (ТП). Именно на уровне ТП проявляется эффективность мероприятий, связанных с совершенствованием конструкции автотранспортных средств, обучением водителей, поэтому ТП являются центральным звеном в цепи организационных и технических мероприятий по улучшению качества и эффективности функционирования транспортной системы.
Исходя из этого целью курсовой работы является подтверждение базы знаний, необходимых для понимания закономерностей дорожного движения, объективной и всесторонней оценки состояния ДТК. Теоретические основы данной базы получены студентами при изучении курсов «Организация дорожного движения» (ОДД), «Экология транспорта», «Экономика транспорта», «Методы оценки повышения эффективности функционирования ДТК».
Задачами курсовой работы являются:
− изучение критериев оценки эффективности функционирования
ДТК
и их свойств;
−оценка сложности режимов движения ТП на заданном участке улично-дорожной сети (УДС);
−определение численных значений критериев оценки эффективности ДТК на заданном участке УДС;
−оценка уровня эффективности ДТК по полученным результатам;
−анализ объективности полученных оценок.
Впроцессе выполнения курсовой работы студенты должны рассмотреть многие общие и частные вопросы в сфере функционирования ДТК, проработать учебную, учебно-методическую, научнотехническую и специальную литературу, в результате закрепить навыки правильного оформления результатов проделанной работы.
1.ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Впроцессе выполнения курсовой работы студент должен провести теоретический анализ существующих критериев оценки эффективности функционирования ДТК, а также, пользуясь данными критериями, оценить сложность условий движения ТП на заданном участке УДС
4
исделать вывод о необходимости внедрения мероприятий по повышению эффективности ДТК.
Заданный участок УДС представляет собой участок городской улицы, состоящий обычно из трех или четырех смежных перегонов. Учитывая цель курсовой работы, исходные данные могут быть сформированы двумя способами.
Если имеется в наличии специализированная ходовая дорожная лаборатория, оборудованная аппаратурой для непрерывной регистрации графика режима движения, то студенту задается участок реальной городской улицы. Используя ходовую лабораторию, студент должен получить график режима движения ТП в дорожных условиях, сформировавшихся к данному моменту времени. Для ориентировочной оценки
ив целях снижения трудоемкости получения исходных данных можно ограничиться тремя последовательными заездами по заданному участку в одну сторону. При этом должны быть получены графики режима движения отдельно по каждому перегону.
Известно, что обязательным условием достоверности полученных данных является движение ходовой лаборатории со скоростью, присущей основной массе транспортных средств, составляющих поток. Поэтому все заезды совершаются методом «плавающего автомобиля» [1, 4, 6, 8]. В ходе заезда фиксируется число автомобилей, обогнавших лабораторию и обогнанных лабораторией. В случае существенного превышения одного количества автомобилей над другим в каком-либо заезде данный заезд бракуется и осуществляется дополнительный заезд.
При отсутствии необходимого оборудования руководитель курсовой работы должен самостоятельно сформировать набор исходных данных индивидуально для каждого студента. При этом необходимо заметить, что исходные данные должны включать в себя все составляющие, требуемые для всестороннего описания ездового цикла (в данном случае под ездовым циклом понимается характеристика режима движения через совокупность определенных оценочных параметров).
Любой ездовой цикл полностью описывается совокупностью пяти параметров движения:
−средняя установившаяся скорость;
−среднее ускорение;
−среднее замедление;
−отношение времени холостого хода к времени движения;
−отношение времени движения с постоянной скоростью к общему времени движения.
5
Пример варианта исходных данных для трех заездов по участку городской улицы, по которым могут быть определены все пять вышеназванных параметров, представлен в табл. 1.1. Каждая строка исходных данных показывает однородный режим движения в течение определенного времени (постоянная скорость, ускорение, замедление и так далее). А совокупность всех строк в целом характеризует последовательное изменение режимов движения ТП при прохождении исследуемого участка.
Таким образом, по имеющимся исходным данным необходимо оценить сложность условий движения по каждому перегону отдельно и в целом на участке для каждого из трех заездов, а также по средним значениям критериев оценки эффективности функционирования ДТК.
6
Таблица 1.1
Исходные данные (участок улицы: 3 перегона)
№ |
Время |
Измене- |
Время |
Путь при |
Величина |
Время |
Путь при |
по- |
за- |
холостого |
ние ско- |
измене- |
измене- |
постоян- |
движения с |
стоянной |
ско- |
ез- |
хода, с |
рости, |
ния |
нии ско- |
ной ско- |
постоянной |
рости, м |
|
да |
|
км/ч |
скоро- |
рости, м |
рости, |
скоростью, |
|
|
|
|
|
сти, с |
|
км/ч |
с |
|
|
|
|
|
|
|
21 |
|
|
|
|
|
+24 |
6 |
55 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
45 |
1 |
10 |
|
|
|
+15 |
4 |
55 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60 |
3 |
50 |
|
|
|
+1 |
1 |
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
61 |
2 |
35 |
|
|
|
-1 |
1 |
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60 |
2 |
30 |
|
|
|
-5 |
4 |
60 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
55 |
1 |
15 |
|
|
|
-7 |
3 |
40 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
48 |
3 |
40 |
|
|
|
-3 |
2 |
25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
45 |
3 |
35 |
|
|
|
+1 |
1 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
46 |
1 |
10 |
|
|
|
-5 |
3 |
35 |
|
|
|
|
|
|
+19 |
7 |
95 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60 |
1 |
15 |
|
1 |
|
+2 |
1 |
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
62 |
1 |
15 |
|
|
|
|
-2 |
2 |
35 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60 |
1 |
15 |
|
|
|
-1 |
1 |
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
59 |
1 |
15 |
|
|
|
-1 |
1 |
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
58 |
1 |
15 |
|
|
|
-43 |
10 |
95 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
1 |
5 |
|
|
|
+3 |
1 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
2 |
10 |
|
|
|
-4 |
1 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
1 |
5 |
|
|
|
+31 |
7 |
50 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
45 |
1 |
10 |
|
|
|
+22 |
7 |
105 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
67 |
1 |
20 |
|
|
|
-2 |
1 |
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
65 |
1 |
20 |
|
|
|
+1 |
1 |
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
66 |
4 |
70 |
|
|
|
-1 |
1 |
20 |
|
|
|
|
7
Продолжение таблицы 1.1
№ |
Время |
Изменение |
Время |
Путь при |
Величина |
Время |
Путь при |
по- |
за- |
холосто- |
скорости, |
измене- |
измене- |
постоян- |
движения с |
стоянной |
ско- |
ез- |
го хода, с |
км/ч |
ния |
нии ско- |
ной ско- |
постоянной |
рости, м |
|
да |
|
|
скоро- |
рости, м |
рости, |
скоростью, |
|
|
|
|
|
сти, с |
|
км/ч |
с |
|
|
|
|
|
|
|
65 |
5 |
90 |
|
|
|
-4 |
3 |
50 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
61 |
1 |
15 |
|
|
|
-1 |
1 |
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60 |
1 |
15 |
|
1 |
|
-2 |
1 |
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
58 |
1 |
15 |
|
|
|
|
-58 |
8 |
50 |
|
|
|
|
|
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+20 |
2 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
1 |
5 |
|
|
|
-4 |
2 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
2 |
10 |
|
|
|
|
|
|
27 |
|
|
|
|
|
+14 |
3 |
25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
41 |
1 |
10 |
|
|
|
+20 |
6 |
85 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
61 |
1 |
15 |
|
|
|
+4 |
2 |
35 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
65 |
2 |
35 |
|
|
|
-5 |
4 |
70 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60 |
2 |
30 |
|
|
|
+3 |
2 |
35 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
63 |
2 |
35 |
|
|
|
+1 |
1 |
15 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
64 |
3 |
50 |
|
|
-3 |
2 |
35 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
61 |
4 |
65 |
|
|
|
+2 |
2 |
35 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
63 |
1 |
15 |
|
|
|
+1 |
1 |
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
64 |
2 |
35 |
|
|
|
+1 |
1 |
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
65 |
3 |
55 |
|
|
|
-2 |
2 |
35 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
63 |
1 |
15 |
|
|
|
-3 |
3 |
50 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60 |
1 |
15 |
|
|
|
-38 |
7 |
60 |
|
|
|
|
|
|
-1 |
1 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
2 |
10 |
|
|
|
+1 |
1 |
5 |
|
|
|
|
|
|
-2 |
1 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
1 |
5 |
|