Файл: А.Ю. Тюрин Общий курс транспорта (теоретические основы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.06.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра автомобильных перевозок

ОБЩИЙ КУРС ТРАНСПОРТА (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ)

Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 240100.03 “Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)” заочной формы обучения

(в том числе сокращенные сроки обучения)

Составители А.Ю. Тюрин Н.А. Столярова

Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Протокол № 38 от 24.12.01

Рекомендованы к печати учебнометодической комиссией специальности 240100.03 Протокол № 6 от 04.02.02

Электронная копия хранится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ

Кемерово 2002

1

Практическое занятие №1 Грузооборот

Цель: определить загрузку перегонов транспортной сети и сделать выводы о распределении потоков по ней.

Исходные данные: расстояния между пунктами и матрица грузопотоков.

Этапы решения задачи.

1.Рассчитать кратчайшие расстояния по направлениям перевозок.

2.Рассчитать объемы перевозок по перегонам в прямом и обратном направлениях, а также общий объем перевозок в прямом и обратном направлениях.

3.Рассчитать грузооборот по перегонам в прямом и обратном направлениях, а также общий грузооборот в прямом и обратном направлениях.

4.Построить эпюры грузопотоков по перегонам в прямом и обратном направлениях.

5.Вычислить среднее расстояние перевозки в прямом и обратном направлениях.

6.Сделать выводы о распределении потоков по транспортной сети. Рассмотрим методику определения загрузки перегонов на примере.

Расстояния между пунктами приведены ниже.

Расстояния между пунктами, км

А-Б=36 Б-Г=37 В-Д=40 Г-Д=20

А-В=14 Б-Д=45 Г-А=19 Д-Б=45

А-Г=19 В-А=14 Г-Б=37 Д-В=40

Б-А=36 В-Г=51 Г-В=51 Д-Г=20

Матрица грузопотоков (табл. 1) представляет собой объемы перевозок грузов из пункта отправления в пункт назначения. Пункт отправления считывается из матрицы по горизонтали, а пункт назначения – по вертикали.

Например, объем перевозок из пункта А в пункт Б составит 179 т (1 строка и 2 столбец), из В в Д – 234 т (3 строка и 5 столбец), из Б в А –


2

110 т (2 строка и 1 столбец), из Д в В – 537 т (5 строка и 3 столбец) и т.д.

 

 

 

Таблица 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Матрица грузопотоков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пункты

Объем перевозок, т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

отправ-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пункты назначения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ления

А

Б

В

Г

Д

 

 

36

 

 

 

 

 

37

 

 

 

 

 

Г

 

 

 

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

179

392

533

344

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

 

 

45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б

110

 

556

63

326

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

378

373

 

294

234

 

Рис. 1. Схема транспортной сети

Г

465

280

575

 

432

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д

424

94

537

77

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определение кратчайших путей между отправителями и потребителями в прямом и обратном направлениях.

На основании расстояний между пунктами и схемы транспортной сети (рис. 1) определяют кратчайший путь между отправителем и потребителем.

Например, кратчайший путь между В и Г проходит через перегоны транспортной сети В-А и А-Г. При этом расстояние составит В-Г= =В-А+А-Г=14+19=36 км, которое меньше расстояния по прямой связи В-Г=51 км. Поэтому порядок движения из В в Г выбирают через перегоны В-А и А-Г и делают следующую запись: В-Г=В-А+А-Г. Аналогично определяют кратчайший путь между другими отправителями и потребителями. Всего получают по 10 связей в прямом и обратном направлениях. Результаты приведены ниже.

Прямое направление

Обратное направление

А-Б=А-Б

Б-А=Б-А

А-В=А-В

В-А=В-А

А-Г=А-Г

Г-А=Г-А

А-Д=А-Г+Г-Д

Д-А=Д-Г+Г-А

Б-В=Б-А+А-В

В-Б=В-А+А-Б

Б-Г=Б-Г

Г-Б=Г-Б

Б-Д=Б-Д

Д-Б=Д-Б

В-Г=В-А+А-Г

Г-В=Г-А+А-В

В-Д=В-Д

Д-В=Д-В

Г-Д=Г-Д

Д-Г=Д-Г


3

2. Определение загрузки перегонов в прямом и обратном направлениях.

На основании распределения движения автомобилей по кратчайшим путям определяют загрузку перегонов. При этом рассматривают по 8 перегонов в прямом и обратном направлениях. Данные берут из предыдущего раздела и матрицы грузопотоков (табл.1). Например, чтобы определить загрузку перегона В-А, рассматривают все связи в прямом и обратном направлениях, где встречают перегон В-А. Это будут связи В-Г, В-А и В-Б. Поэтому загрузку перегона В-А определяют путем суммирования объема перевозок по связям В-Г, В-А и В-Б. Данные берут из матрицы грузопотоков: В-А=В-Г+В-А+В-Б=294+378+373=1045 т. Остальные расчеты делают аналогично и записывают в табл. 2.

 

 

 

 

 

Загрузка перегонов

 

 

 

Таблица 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прямое направление

Сумма

Обратное направление

Сумма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А-Б

179

373

 

 

552

Б-А

556

 

110

 

 

666

 

А-В

392

556

575

 

1523

В-А

294

 

378

373

 

1045

 

А-Г

533

344

294

 

1171

Г-А

465

 

424

575

 

1464

 

Б-Г

63

 

 

 

63

Г-Б

280

 

 

 

 

280

 

Б-Д

326

 

 

 

326

Д-Б

94

 

 

 

 

94

 

В-Г

 

 

 

 

0

Г-В

 

 

 

 

 

0

 

В-Д

234

 

 

 

234

Д-В

537

 

 

 

 

537

 

Г-Д

344

432

 

 

776

Д-Г

424

77

 

 

501

 

Сумма

по

всем

перегонам

4645

Сумма по всем перегонам

4587

 

Общий объем грузов, перевозимых в прямом направлении (Pпрям), представляет собой сумму объемов перевозок по перегонам А-Б, А-В,

А-Г, Б-Г, Б-Д, В-Г, В-Д и Г-Д и составит 4645 т, а в обратном (Pобрат)– 4587 т (перегоны Б-А, В-А, Г-А, Г-Б, Д-Б, Г-В, Д-В и Д-Г).

3. Определение грузооборота по перегонам в прямом и обратном направлениях.

На основании загрузки перегонов определяют грузооборот в прямом и обратном направлениях. Грузооборот определяют по формуле

Wпер=Pпер·Lпер, (1.1)

где Pпер - загрузка перегона из табл. 2, т; Lпер - длина перегона из рис. 1 или задания, км.


4

Например, грузооборот перегона В-А будет WВ-А = PВ-А·LВ-А = =1045·14 = 14630 т·км. Остальные расчеты делают аналогично и записывают в табл. 3.

 

 

Грузооборот по перегонам

Таблица 3

 

 

 

 

 

 

Прямое направление

 

 

Обратное направление

 

 

А-Б

 

552·36=

19872

Б-А

 

666·36=

 

23976

 

А-В

 

1523·14=

21322

В-А

 

1045·14=

 

14630

 

А-Г

 

1171·19=

22249

Г-А

 

1464·19=

 

27816

 

Б-Г

 

63·37=

2331

Г-Б

 

280·37=

 

10360

 

Б-Д

 

326·45=

14670

Д-Б

 

94·45=

 

4230

 

В-Г

 

0·51=

0

Г-В

 

0·51=

 

0

 

В-Д

 

234·40=

9360

Д-В

 

537·40=

 

21480

 

Г-Д

 

776·20=

15520

Д-Г

 

501·20=

 

10020

 

 

Сумма по всем перегонам

105324

 

Сумма по всем перегонам

 

112512

 

Общий грузооборот в прямом направлении (Wпрям) составит 105324 т·км, а в обратном (Wобрат) – 112512 т·км.

4. Определение среднего расстояния перевозки 1 т груза в прямом и обратном направлениях.

Среднее расстояние перевозки 1 т груза определяют по формуле

Lср=Wнапр/Pнапр,

(1.2)

где Wнапр - суммарный грузооборот в прямом или обратном направлениях, т·км; Pнапр - суммарный объем перевозок в прямом или обратном направлениях, т.

Например, среднее расстояние перевозки 1 т груза в прямом направлении составит Lср прям = 105324/4645 = 22,67 км. Аналогично определяют среднее расстояние перевозки 1 т груза в обратном направлении. Результаты приведены ниже.

Lср прям= 22,67 км Lср обрат=24,53 км

5. Построение эпюры грузопотоков по перегонам в прямом и обратном направлениях.

Для построения эпюры данные берут из табл. 2. Полученные результаты приводят на рис. 2 и 3.


5

прямое направление

2000

1500

1000

500

0

А-Б А-В А-Г Б-Г Б-Д В-Г В-Д Г-Д

Рис. 2. Эпюра грузопотоков по перегонам в прямом направлении

обратное направление

2000

1500

1000

500

0

Б-А В-А Г-А Г-Б Д-Б Г-В Д-В Д-Г

Рис. 3. Эпюра грузопотоков по перегонам в обратном направлении

Взаключение делают вывод о загрузки звеньев транспортной сети

впрямом и обратном направлениях.

Вывод: самое загруженное звено в прямом направлении А-В, а в обратном направлении - Г-А. Незагруженное звено в прямом направлении - В-Г, а в обратном направлении - Г-В.

Практическое занятие №2 Технико-эксплуатационные показатели

Цель: определить основные технико-эксплуатационные характеристики для разных автомобилей и пути повышения производительности за счет изменения некоторых параметров.

г.е.

6

Исходные данные: марка автомобиля, вид перевозимого груза, грузоподъемность автомобиля в т, расстояние перевозки в км, техническая скорость в км/ч, время простоя под погрузкой-разгрузкой в ч.

Решение задачи состоит из следующих этапов.

1.Определение времени ездки (оборота).

2.Определение количества ездок (оборотов).

3.Определение производительности автомобиля за сутки в т и

т·км.

4.Определение часовой производительности автомобиля в т и

т·км.

5.Определение количества работающих автомобилей.

6.Определение количества списочных автомобилей.

7.Определение отклонения в % суточной производительности автомобиля в т и т·км от максимальной.

8.Определение нового расстояния перевозок, при котором производительность всех автомобилей в т будет одинаковой.

9.Определение новой скорости, при которой производительность всех автомобилей в т будет одинаковой.

10.Определение нового коэффициента выпуска, при котором списочное количество всех автомобилей будет одинаковым.

Расчетные формулы.

1. Определение времени ездки (оборота).

tе =

lг.е.

+ tпр,

(2.1)

 

 

βVт

 

где l - расстояние перевозки, км; β - коэффициент использования пробега (для всех автомобилей принимают β =0,5 ); Vт- средняя техническая скорость автомобиля, км/ч; tпр- время простоя под погрузкой-

разгрузкой, ч.

 

2. Определение количества ездок (оборотов).

 

nе =

Tм

,

(2.2)

 

 

tе

 

где Tм- время работы автомобиля на маршрутах, ч (для всех автомобилей принимают Tм = 8 ).

Количество ездок nеокругляют до целого значения в большую сторону.