Файл: Л.С, Жданов Тезника Транспорта. Методические указания к курсовой работе для специальности 240400.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.06.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

17

Передаточное число высшей ступени коробки передач [3]:

для легковых АТС классической компоновки, микроавтобусов на их базе, грузовых АТС и автобусов - iк.в.=1 (трехвальные коробки

передач);

для легковых АТС переднеприводной компоновки и микроавтобусов на их базе - iк.в.=1,03 - 1,08 или iк.в.=0,95 - 0,98 (двухвальные ко-

робки передач).

С целью получения достаточного дорожного просвета и простой конструкции главной передачи рекомендуют [2]:

для легковых АТС - i0 5;

для грузовых АТС грузоподъемностью менее 8 т - i0 7;

для грузовых АТС грузоподъемностью более 8 т - i0 9.

3.2.2 Выбор числа ступеней и определение передаточных чисел коробки передач

Основной тенденцией в выполненных конструкциях является увеличение числа ступеней и диапазона коробки передач при возрастании массы АТС. Увеличение числа ступеней и диапазона позволяет более эффективно использовать мощность двигателя при работе автомобиля с различной степенью загрузки и в различных дорожных условиях, однако при этом увеличиваются масса и стоимость коробки передач и усложняется управление автомобилем.

Передаточное число первой (низшей) ступени коробки передач, если не установлен диапазон, определяют из необходимости соблюдения трех условий:

возможности преодоления автомобилем заданного максимального дорожного сопротивления;

возможности реализации максимальной силы тяги по условиям сцепления колес с дорогой;

возможности движения с минимальной устойчивой скоростью. Передаточное число первой ступени из условия обеспечения воз-

можности движения по дороге с заданным максимальным коэффициен-

том общего дорожного сопротивления iψ

рассчитывают по формуле

 

1

 

 

 

iψ

=

Ma gψmax rд

,

(3.16)

 

1

 

Me maxi0

ηтр

 

 

 

 


mвед

18

где ψmax - максимальный коэффициент общего дорожного сопро-

тивления.

Полученное передаточное число необходимо проверить по условиям отсутствия буксования. Буксования не будет, если выполняется условие

 

 

 

 

iϕ > iψ ,

(* *)

где iϕ

 

 

1

1

 

 

- передаточное число первой ступени коробки передач по

1

 

 

 

 

 

 

 

условиям сцепления.

 

 

 

 

 

Передаточное число первой ступени коробки передач по условиям

сцепления iϕ

определяют по формуле

 

 

 

 

1

 

 

Mведgϕmax rдmвед

 

 

 

 

iϕ

=

,

(3.17)

 

 

 

 

 

1

 

Me maxi0ηтр

 

 

 

 

 

 

где Mвед - масса, приходящаяся на ведущие колеса, кг; ϕmax - максимальный коэффициент сцепления;

- коэффициент динамического изменения нормальных

реакций на ведущих колесах.

Максимальный коэффициент сцепления - ϕmax = 0,7 - 0,8 [3]. Коэффициент динамического изменения нормальных реакций [2]:

на передних ведущих колесах - mвед= 0,8 - 0,9;

на задних ведущих колесах - mвед= 1,1 - 1,2.

Для трехосного автомобиля с двумя задними ведущими мостами (колесная формула 6×4) масса, приходящаяся на ведущие колеса, - это масса, приходящаяся на тележку.

Если условие (* *) не выполняется, то следует проверить возможность увеличения нагрузки на ведущие колеса. При этом следует учитывать, что изменение распределения нагрузки может повлечь за собой необходимость применения шин другого размера. В том случае, если увеличение нагрузки, приходящейся на ведущие колеса, невозможно, принимают меньшее из рассчитанных передаточных чисел.

Передаточные числа промежуточных ступеней выбирают из условия обеспечения оптимальных параметров как тягово-скоростных, так и топливно-экономических свойств. Существуют различные методики выбора: одни предусматривают наилучшее использование свойств приемистости, другие - оптимальной топливной экономичности, третьи - наибольшей средней скорости в некоторых заданных условиях движения.


19

В большинстве случаев передаточные числа промежуточных ступеней коробки передач рассчитывают по закону геометрической прогрессии, что обеспечивает возможность работы двигателя при разгоне АТС в одинаковом режиме на всех передачах с наилучшим использованием мощности. При этом передаточные числа промежуточных ступеней ik определяют по формуле

i

k

= n1 ink ik 1

,

(3.18)

 

1

к.в.

 

 

где k - номер промежуточной ступени коробки передач; n - число ступеней в коробке передач.

Число ступеней коробки передач зависит от типа, удельной мощности и предполагаемых условий эксплуатации АТС. Как правило, в выполненных конструкциях [3]:

легковых АТС - n = 5;

грузовых АТС грузоподъемностью менее 3 т - n = 4;

грузовых АТС грузоподъемностью 3 - 10 т - n = 5;

грузовых АТС грузоподъемностью более 10 т - n = 6. Передаточное число ускоряющей передачи i = 0,6 - 0,8 [3]. Это пе-

редаточное число иногда не входит в геометрический ряд, и поэтому в формуле (3.15) высшей передачей следует считать прямую.

Диапазон работы двигателя, возможность и легкость переключения передач, условия работы синхронизаторов зависят от интервала передаточных чисел между смежными ступенями в коробке передач. Интервал между передачами оценивают по плотности ряда передаточных чисел qk, k+1:

qk, k+1 =

ik

.

(3.19)

 

 

ik +1

 

Найденные по формуле (3.18) значения передаточных чисел корректируют, уменьшая плотность ряда для высших передач за счет увеличения интервалов между низшими путем изменения полученных значений передаточных чисел на 5 - 15 %.

Из условия возможности переключения значение плотности ряда передаточных чисел на высших передачах [3] - qk, k+11,6 - 1,7. На

низших передачах возможно значение плотности ряда qk, k+1= 2. При

этом обеспечивается лучшее использование мощности двигателя при движении АТС на наиболее употребляемых высших передачах, а также улучшаются условия работы синхронизаторов.



20

Окончательно передаточные числа коробки передач уточняют при выборе параметров зубчатого зацепления в процессе проектирования коробки передач.

3.3 Расчет тяговой диаграммы АТС

Тяговой диаграммой АТС называется графическая зависимость силы тяги на ведущих колесах от скорости движения.

3.3.1 Определение скорости движения АТС на k -й ступени коробки передач

Скорость движения АТС на k -й ступени коробки передач Vak , м/с, определяют по формуле

V

ak

= 0,105

nerk

,

(3.20)

ik i0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где ik - передаточное число k -й ступени коробки передач.

3.3.2 Определение силы, затрачиваемой на преодоление сопротивления воздуха

Силу, затрачиваемую на преодоление

сопротивления воздуха

PW k , Н, рассчитывают по формуле

 

 

P

 

= WV 2

,

(3.21)

W

a

 

 

 

k

 

 

 

3.3.3 Определение силы, затрачиваемой на преодоление дорожного сопротивления

Силу, затрачиваемую на преодоление дорожного сопротивления Pψ , Н, определяют по формуле

Pψ = Ma gf .

(3.22)

При этом коэффициент f принимают в соответствии с условиями, определяемыми формулой (3.2).

3.3.4 Определение силы тяги на k -й ступени коробки передач