Файл: Л.С, Жданов Тезника Транспорта. Методические указания к курсовой работе для специальности 240400.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.06.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

26

Полный путь разгона S60(100), м, равен

S

 

 

n

 

60

(100)

= ∑∆Si .

(3.32)

 

i=1

 

Время разгона до заданной скорости и путь разгона увеличивают на величину, соответствующую времени переключения передач. Его принимают равным 1 с для легковых АТС и 2 с для грузовых и автобусов. Переключение осуществляют при достижении максимальной скорости на каждой ступени. Снижением скорости за время переключения

tп можно пренебречь. Путь, пройденный АТС за время переключения с

k -й на (k +1) ступень Sп

 

, м, определяют

 

 

 

 

 

 

 

 

k

Sп

=Vk

 

 

tп.

 

 

(3.33)

 

 

 

 

 

 

 

max

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

k

 

 

 

 

 

Рекомендуют результаты расчетов свести в таблицу 3.5.

 

Таблица 3.5 - Время и путь разгона

 

 

 

 

 

 

Участок

Интервал

 

jaср ,

 

t

 

 

Vaср ,

S , м

Tр, с

S р, м

 

скоростей

 

м/c2

 

 

 

 

м/с

 

 

 

1

Va

min

- Va

 

 

...

 

...

 

 

...

...

...

...

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Va

- Va

2

 

 

...

 

...

 

 

...

...

...

...

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Va2 - Va3

 

 

...

 

...

 

 

...

...

...

...

...

 

...

 

 

 

...

 

...

 

 

...

...

...

...

n 10

Van-1 - Vaнор

 

 

...

 

...

 

 

...

...

...

...

4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТАНОВОЧНОГО ПУТИ АТС ПРИ ТОРМОЖЕНИИ

Величина тормозного пути при экстренном торможении АТС является одним из нормируемых оценочных параметров тормозных свойств. Данный путь Sо, м, определяют по формуле

Sо =Vо(τр с +0,5τн)+ 2Vϕо2g , (4.1)

где Vо - начальная скорость торможения, м/с;

τр - время реакции водителя, с;

τс - время срабатывания тормозного привода, с;

τн - время нарастания замедления, с;


27

ϕ - коэффициент сцепления.

Для всех типов АТС τр= 0,8 с. При наличии тормозной системы с гидроприводом и дисковыми тормозными механизмами τс=0,05 -0,07 с, с барабанными тормозными механизмами τс= 0,15 - 0,20 с, с пневмоприводом - τс= 0,2 - 0,4 с. Для легковых автомобилей τн= 0,05 - 0,20 с, для грузовых с гидроприводом - τн= 0,05 - 0,40 с, для грузовых с пневмоприводом - τн= 0,15 - 1,50 с, для автобусов - τн= 0,2 - 1,3 с.

Рассчитать величину остановочного пути для значений коэффициента сцепления ϕ1= 0,2, ϕ2 = 0,4, ϕ3 = 0,6 для скоростей движения от 0

до Vо =Vmax (не менее пяти точек для каждого значения ϕ в этом диа-

пазоне. После этого строят кривые остановочного пути (рисунок 4.1), отмечают на графике величины пути торможения с начальной скорости 40 км/ч (в соответствии с ГОСТ 25478 - 91).

So ,

ϕ1 = 0,2

м/с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

So40

=

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ϕ2 = 0,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S′′

=

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ϕ3 = 0,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

o40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

So′′′40 =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11,1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Vamax

Va , м/с

Рисунок 4.1 - Остановочный путь


28

5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДА ТОПЛИВА АТС

Для оценки топливной экономичности АТС строят кривую топливной характеристики установившегося движения (ГОСТ 20306 - 90) на высшей ступени в коробке передач.

Путевой расход топлива Qs , л/100 км, определяют по формуле

Qs =

ge

 

 

(WVa2 + Ma gψ),

(5.1)

36000ρ

η

 

 

 

т

тр

 

где ge - удельный эффективный расход топлива, г/кВт ч; Ma - полная масса АТС, кг;

ρт - плотность топлива, кг/л; ψ - коэффициент общего дорожного сопротивления с учетом

скорости движения транспортного средства.

Удельный эффективный расход топлива ge , г/кВт ч, определяют по формуле

ge = gN KиKч,

(5.2)

где gN - удельный расход топлива двигателем при максимальной

мощности, г/кВт ч;

Kи - коэффициент, учитывающий зависимость удельного рас-

хода топлива от степени использования мощности двигателя;

Kч - коэффициент, учитывающий зависимость удельного рас-

хода топлива от частоты вращения коленчатого вала двигателя. Удельный расход топлива двигателем при максимальной мощно-

сти gN , г/кВт ч, рассчитывают по формуле

 

 

 

 

gN = (1,05 1,15)ge

,

(5.3)

 

ge

min

 

где

- минимальный удельный расход топлива двигателем,

 

min

 

 

г/кВт ч.

Минимальный удельный расход топлива двигателем [1]:

для дизелей - gemin = 195 - 230 г/кВт ч;

для бензиновых двигателей - gemin = 250 - 300 г/кВт ч.

Коэффициент, учитывающий зависимость удельного расхода топлива от степени использования мощности двигателя Kи, рассчитывают

по формуле


29

 

Kи = A + 2 ,

(5.4)

где И - степень использования мощности двигателя; A, B , С - эмпирические коэффициенты.

Значения коэффициентов [1]:

для дизелей - A= 1,70; B = 2,63; С= 1,92;

для бензиновых двигателей - A= 2,75; B = 4,61; С= 2,68. Степень использования мощности двигателя И определяют по

формуле

С =

Nw + Nψ

,

(5.5)

 

 

Ne0ηтр

 

где N w - мощность, затраченная на преодоление сопротивления

воздуха, кВт;

Nψ - мощность, затраченная на преодоление дорожного со-

противления, кВт;

N e0 - мощность двигателя по внешней скоростной характери-

стики, кВт.

Мощность, затраченную на преодоление сопротивления воздуха N w , кВт, рассчитывают по формуле

N w =

WVa3

.

 

 

(5.6)

 

 

 

 

 

1000

 

 

 

 

Мощность, затраченную на преодоление дорожного сопротивле-

ния Nψ , кВт, рассчитывают по формуле

 

 

 

Nψ =

 

Ma gψVa

.

(5.7)

 

 

 

 

1000

 

 

 

Коэффициент общего дорожного сопротивления с учетом скоро-

сти движения АТС ψ определяют по формуле

 

 

 

 

V 2

 

 

ψ = ψ0

1+

a

.

(5.8)

1500

 

 

 

 

 

Здесь ψ принимают равным коэффициенту сопротивления качению f , f0 = 0,015 для легковых и автобусов, f0 = 0,020 для грузовых. Формулу (5.8) используют при значениях Va > 15 м/с.

Чтобы определить мощность двигателя по внешней скоростной характеристике, необходимо рассчитать частоту вращения коленчатого вала двигателя ne для данной скорости Va .