Файл: Л.Л. Самородова Экономическая теория. Программа, планы семинарских занятий, контрольные вопросы и задания для студентов специальности 061000. Часть 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.06.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
Министерство образования Российской Федерации Государственное учреждение
КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕHHЫЙ ТЕХHИЧЕСКИЙ
УHИВЕРСИТЕТ
Факультет гуманитарного образования Кафедра экономической теории
Э К О Н О М И Ч Е С К А Я Т Е О Р И Я
Планы семинарских занятий, контрольные вопросы и задания для студентов специальности 061000
«Государственное и муниципальное управление» Часть 2
Составители Л.Л.САМОРОДОВА М.П.ОБЪЕДКОВА Л.Г.ШУТЬКО
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 3 от 2.11.01
Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 061000 Протокол № 3 от 12.11.01
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ
Кемерово 2001
1
Цели и задачи дисциплины и ее место в учебном процессе
1.1.Цель курса «Экономическая теория» – дать студентам знания основных методологических положений экономической организации общества и форм их реализации на различных уровнях хозяйствования.
1.2. В результате изучения курса студент должен:
понимать современные проблемы экономической организации общества;
знать основные категории экономической науки;усвоить закономерности хозяйственного развития;
сформировать концептуальные основы развития экономического мышления
иметь системное представление о развитии экономической мысли с древних времен до настоящего периода времени, уметь анализировать методологию и основные теоретические положения того или иного экономического учения.
приобрести навыки самостоятельной работы с научной экономической литературой и публичного выступления по актуальным вопросам экономики с учетом выбранного направления учебы.
Для изучения данной дисциплины необходимо усвоить курс экономической теории и элективные курсы по выбору.
2
Основная литература
1.Амбарцумов А.А. Экономика / А.А. Амбарцумов, Ф.Ф. Стерли-
ков. – М., 1997.
2.Всемирная история экономической мысли: В 6 тт. – М., 19871990.
3.Ивашковский С.Н. Экономика: микро- и макроанализ: Учеб.- практ. пособие. – М.: Дело, 1999.
4.История экономических учений / Под ред. Е.Г. Василевского,
В.А. Жамина. – М., 1989. – Ч. 1.
5.История экономических учений: современный этап: Учеб. / Под общ. ред. А.Г.Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 1999.
6.История экономических учений / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА, 2000.
7.Кейнс Дж.М. Избранные произведения. – М., 1993.
8.Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А.Киселевой. – Киров: АСА, 1999.
9.Курс экономики / Под ред. Б.А.Райзберга. – М.: ИНФА-М, 1997. 10.Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. – М.: Станкин,
1992.
11.Любимов Л.Л. Введение в экономическую теорию. Кн. 1. – М.: Вита-Пресс, 1999.
12.Макконнелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2 т.: Пер. с англ. / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. – М.: Республика, 1992.
13.Маркс К. Капитал: В 3 т. – М.: Политиздат, 1973.
14.Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3 т. – М.: Про-
гресс, 1993.
15.Микроэкономика и макроэкономика. Задачи и упражнения. –
СПб., 1997.
16. Негиши Т. История экономической теории. – М., 1995. 17.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов. – М.:
ИНФА-М, 2000.
18.Пиндайк Р. Макроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. – М.: Экономика, 1992.
19.Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. – М.: Прогресс, 1982.
3
20.Сажина М.А. Экономическая теория: Учеб. для вузов / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. – М.: НОРМА-ИНФА-М, 1998.
21.Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
22.Фишер С. Экономика: Пер. с англ. / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. - М.: Дело, 1999.
23.Фридмен М. Количественная теория денег. – М.: Эльф-пресс, 1996.
24.Хейне П. Экономический образ мышления: Пер. с англ.- М.:
Дело, 1991.
25.Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. – М.: Экономика, 1996.
26.Экономика: Учеб. / Под ред. А.С. Булатова.– М.:БЕК, 1997.
27.Эклунд К. Эффективная экономика. Шведская модель. Экономика для начинающих и не только для них. - М.: Экономика, 1991.
28.Ядгаров Я.С. История экономических учений. – М., 1996.
4
Тема 14. Возникновение и донаучная фаза развития экономической науки
(4 - 4)
Занятие 1
План
1.Экономическая мысль и этапы ее развития.
2.Становление экономической науки в традиционных обществах. Экономическая мысль Древнего Востока.
Термины и понятия
Этапы развития экономической науки. Экономическая школа. «Поучение гераклеопольского царя своему сыну». Кодекс законов царя Хаммурапи. «Артхашастра». «Законы Ману». Конфуцианство. Легизм. Просвещенный патернализм. Школа «законников».
Дополнительная литература
1.Абалкин Л. Российская школа экономической мысли: поиск самоопределения // Вопросы экономики. - 2001.- №2.
2.Автономов В. История экономической мысли и экономического анализа: место России//Вопросы экономики.-2000.-№2
3.Ананьин О. Может ли наука быть руководством к действию? // Вопросы экономики. - 2001.-№ 2.
4.Аникин А.В. Юность науки. - М.,1985.
5.Афанасьев В.С. Этапы развития буржуазной политической эко-
номии. - М., 1985.- С.30-32.
6.Баумоль У. Чего не знал Альфред Маршалл: Вклад XX столетия в экономическую теорию // Вопросы экономики. - 2001.-№ 2.
7.Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М., 1994.-
С.1-7.
8.Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. - 2-е изд. - М.: Дело. - Гл. 0-2.
9.Шумпетер И. История экономического анализа // Истоки. Вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. - М., 1989. - Вып. 1. - С. 248-251.
5
Самоконтроль
1.Назовите факторы возникновения и развития экономических учений.
2.Какие подходы к изучению истории экономических учений существуют? Назовите их и обоснуйте.
3.Назовите основные этапы и школы развития экономической
мысли.
4.Кратко охарактеризуйте основные направления современной экономической мысли.
5.Какие из первых памятников экономической мысли Древнего Востока дошли до наших времен?
6.Почему издание кодекса Хаммурапи стало важным событием в объединении старовавилонского общества?
7.Что отражали предписания, содержащиеся в законах Ману?
8.В чем выражается просвещенный патернализм?
9.Какова модель государства, предложенная Конфуцием?
10.Каких взглядов на государственное устройство придерживался основатель школы законников Шан Ян?
11.В чем состоит отличие идей легизма по сравнению с конфуцианством?
Занятие 2
План
1.Экономическая мысль античного мира.
2.Экономические идеи средневековья в Западной Европе и Рос-
сии.
3. Схоластика. Экономическое учение канонистов. Ф. Аквинский. 4. Социальные утопии позднего средневековья. Т. Мор,
Т. Кампанелла.
Термины и понятия
«Домострой». Идеальное государство Платона. Экономика. Хрематистика. Нормативный анализ. Проект идеального государства Аристотеля. Схоластика. Канонизм. Аквинат. Справедливая цена. «Русская
6
правда». Социальные утопии. Утопический социализм позднего средневековья.
Дополнительная литература
1.Аникин А.В. Юность науки. - М.,1985.
2.Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М., 1994.-С.
9-16.
3.Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. - 2-е изд. - М.: Дело. - Гл. 3-5.
4.Ксенофонт. Домострой // Воспоминания о Сократе. - М.: Наука,
1993.
Реферат: Социальные утопии античности и средневековья.
Литература к реферату
1.Аристотель. Никомахова этика. Политика // Соч. Т. 4. - М.:
Мысль, 1984. -С.53-293, 375-644.
2.Всемирная история экономической мысли. - Т.1.- М., 1987. -
Гл. 18.- П. 3.
3.История экономических учений. Ч.1 / Под ред. Е. Г. Василевского, В.А. Жамина. - М.,1989. - Гл. 7.
4.Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. - 2-е изд. - М.: Дело. - Гл. 17.
5.Мор Т. Утопия. М., 1978.
6.Осиновский М. Н. Томас Мор. - М., 1985.
7.Учение. Пятикнижие Моисеево. - М.: Республика, 1993.
Самоконтроль
1.Какие основные экономические идеи содержались в трудах Ксенофонта, Платона и Аристотеля?
2.Приверженцами какого экономико-государственного устройства выступали Ксенофонт и Платон?
3.Как Ксенофонт и Платон развивали тему разделения труда?
4.На какие классы Платон делил общество свободных граждан?
5.Что предполагал Платон, чтобы страсть к обогащению не овладела воинами и философами?
7
6.Кто положил начало нормативному анализу?
7.Что противопоставил Аристотель экономике как ведению хозяйства для удовлетворения потребностей?
8.Какие принципы рациональной организации частного рабовладельческого хозяйства предложил римский писатель Катон Цензор?
9.Кого называл Варрон «говорящими орудиями»?
10.Как называется система формально-логического обоснования веры, с охватом в пределах католического богословия накопленных знаний и различных предписаний?
11.Какое учение Фома Аквинский включил в свой главный трактат «Сумма теологии»?
12.Что, по мнению Фомы Аквинского, должна включать справедливая цена?
Тема 15. Рождение экономической науки. Первые экономические школы и политическая экономия первой половины ХIХ века
(6 - 6)
Занятие 1
План
1.Социально-экономические условия возникновения и основные этапы развития меркантилизма.
2.Идеи меркантилизма во Франции и Германии в XVI - XVII в. Камералистика.
3.Меркантилизм и его современная эволюция.
Термины и понятия
Меркантилизм. Богатство. Деньги. Ранний и поздний меркантилизм. Денежный баланс. Бульонизм. Торговый баланс. «Горизонтальный» разрез европейского меркантилизма. Атлантический меркантилизм. Среднеевропейский меркантилизм. Камералистика. Протекционизм. Количественная теория денег. Эффект «впрыскивания наличности».
8
Дополнительная литература
1.Агапова И.И. История экономической мысли. Курс лекций. -
М., 1998. - Лекция 2.
2.Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. - М.: Изд-во БЕК, 1996. - Гл.1.
3.Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М., 1994.-
С.659-660.
4.Хрестоматия по экономической теории /Сост. Е.Ф.Борисов. –
М.: Юристъ, 1997. - С.8-13.
Самоконтроль
1.Что послужило социально-экономическими предпосылками возникновения меркантилизма?
2.Верно ли утверждение меркантилистов, что богатство - это деньги и что оно создается в сфере обращения?
3.Почему меркантилисты не ставили и не решали проблему стоимости?
4.Как Т. Ман формулирует основной принцип меркантилизма?
5.Назовите общие черты и особенности раннего и позднего меркантилизма.
6.Как называется примитивная доктрина «накопления звонкой монеты»?
7.Что такое «горизонтальный» разрез европейского меркантилизма и какие направления выделяют в нем?
8.Что такое камералистика?
9.Как сформулировал Дж. Локк количественную теорию денег?
10.Почему Д. Норт писал о тщетности государственных мер по увеличению количества денег в стране за счет регулирования условий торговли?
11.Что такое эффект «впрыскивания наличности» по Кан-
тильону?
12.Как относились меркантилисты к уровню заработной платы рабочих и расходов богатых?
9
Занятие 2
План
1.Зарождение классической политической экономии в Англии и во Франции. У. Петти. П. Буагильбер.
2.Физиократия. Ф.Кенэ.
3.Экономическая система А. Смита.
Термины и понятия
Закон У.Петти. Физиократическая школа. Экономический либерализм. Естественный порядок. Труд производительный и непроизводительный. Единый земельный налог. Чистый продукт. Классовое деление общества. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ. «Зигзаги» обращения общественного продукта. Классическая школа политической экономии. Теория стоимости А. Смита. Естественная цена. Рыночная цена. Спрос и предложение. Модель свободной конкуренции. «Невидимая рука».
Дополнительная литература
1.Агапова И.И. История экономической мысли. Курс лекций. -
М.,1998. –Лекция 2, 3.
2.Аникин А.В. Юность науки. - М., 1985.- Гл.2,9-10.
3.Афанасьев В.С. Этапы развития буржуазной политической экономии.- М., 1985.
4.Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. - М.: Изд-во БЕК, 1996.- Гл.1. - П. 3,4.
5.Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М., 1994.-
С.32-56.
6.Кенэ Ф. Избранные экономические произведения. - М., 1960.
7.Петти У. Трактат о налогах и сборах // Антология экономической классики. - М., 1993.
8.Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики. - М., 1993.-Т.1.-С.81-82, 102-110, 118-127.