Файл: Ю.А. Журавский Экономическая теория. Методические указания к семинарским занятиям для студентов специальности 060100 - Экономическая теория. Часть 1. Микроэкономика.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.06.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
9
5.Фишер С. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. – М.: Дело, 1999.
6.Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая тео-
рия. – М.: ТЕИС, 2002.
Рефераты: Жизнь и идеи виднейших экономистов прошлого и настоящего времени
Литература к реферату:
1.Аникин А.В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителейэкономистов до Маркса. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1985.
2.Аникин А.В. Путь исканий: Социально-экономические идеи в России до марксизма. – М.: Политиздат, 1990.
3.История экономических учений. Ч. 1: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Жамина, Е.А. Василевского. – М.: МГУ, 1989.
4.Лауреаты премии «В память Альфреда Нобеля» / Экономическая теория: Учеб. – М.: ВЛАДОС, 1998.
5.Маршалл А. Принципы экономической науки. T. 1 / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1993.
6.Нуреев P.M. Институционализм: прошлое, настоящее, будущее
//Вопросы экономики. – 1999. – №1.
7.Олейние А. Институциональная экономика. Учебно-метод. пособие. Тема 1. Институциональные рамки неоклассики // Вопросы эко-
номики. – 1999. – № 1.
8.Скидельски Р. «О беглом взгляде на Россию» Джона Мейнорда Кейнса // Вопросы экономики. – 1996. – № 2.
Задачи, упражнения, тесты
1. Определите, к каким экономическим направлениям и школам относятся следующие высказывания экономистов:
а) «Обычным средством увеличения нашего богатства и денег является внешняя торговля. При этом мы должны постоянно соблюдать следующее правило: продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем у них»;
б) «Не на золото и серебро, а только на труд первоначально были приобретены все богатства мира; стоимость их для тех, кто
10
владеет ими и кто хочет обменять их на какие-то новые продукты, в точности равна количеству труда, которое он может купить на них или получить в свое распоряжение»;
в) «Величина ценности материального блага определяется важностью той конкретной потребности ..., которая занимает последнее место в ряду потребностей, удовлетворяемых всем наличным запасом материальных благ данного рода».
2.Установите, в чем и почему возникло расхождение между политической экономией и «экономикс» в определении предмета экономической теории.
3.Зачем нужна экономическая наука обществу? Разве инженерные науки не дают точные ответы на все или большинство конкретных вопросов, связанных с решением практических задач?
4.Каково место экономической теории среди других наук об обществе? Как провести грань между ними?
5.Чем различаются между собой объективные экономические законы и субъективно-психологические законы?
6.Сопоставьте положительные черты метафизики и диалектики применительно к изучению экономики. В чем эти методы познания дополняют друг друга и в чем не совпадают?
7.Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления?
8.В чем состояла заслуга меркантилистов как исторически первой школы экономического анализа? Почему их идеи и рекомендации считаются донаучной фазой в развитии политической экономии?
9.Изложите главные аргументы критики А. Смитом идеологии и практики меркантилизма. В чем заключаются основные признаки классической политической экономии?
10.Почему разделение труда А. Смит считает основным фактором роста общественного богатства?
11.В чем сущность трудовой теории стоимости А. Смита и почему марксисты и представители неоклассической политэкономии относились к ней по-разному?
12.Что нового по сравнению с классиками внесли в экономическую науку представители неоклассического направления?
13.Почему неоклассическое направление переживало серьезный кризис в начале XX в.?
14.Сформулируйте основные положения кейнсианской экономической теории. В чем заслуга Дж.М. Кейнса в развитии экономической
11
науки и почему со временем кейнсианство подверглось научной критике со стороны многих экономистов либерального направления?
Тема 2. Общие экономические проблемы и понятия
(6-6)
План
1.Потребности общества, их виды. Экономические ресурсы: их классификация и ограниченность. Экономический выбор.
2.Экономические отношения, экономические интересы. Экономическая рациональность. Выбор оптимального решения.
3.Экономические ограничения: граница производственных возможностей.
4.Экономическая система: понятие, типы и модели.
5.Собственность как основа функционирования экономической системы. Право собственности. Полный «пучок» прав собственности. Роль трансакционных издержек в распределении прав собственности.
Термины и понятия
Альтернативные издержки. Благо. Гипотеза рациональных ожиданий. «Денежное правило» Фридмена. Домашнее хозяйство. Закон возвышающих затрат. «Закон рынков» Сэя. Конкуренция. Кривая производственных возможностей. Кривая торговых возможностей (кривая потребления). Обособление производителей: техническое, экономическое. Парето-эффективность. Потребитель. «Пучок» прав собственности. Рациональное поведение. Редкость. Свободное благо. Собственность: государственная, коммунальная, частная. Сравнительное преимущество. Теория общественного выбора. Экономическая теория собственности. Теория экономической организации. Фирма. Экономика. Экономическое благо. Экономический выбор. Эффективность.
Литература
1.Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М.,1994.
2.Курс экономической теории: Учеб. пособие. – 4-е изд. / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров, 1999. – Гл. 3.
3.Лукинов И.И. Эволюция экономических систем. – М.: Эконо-
мика, 2002.
12
4.Любимов Л.Л. Введение в экономическую теорию. – М.: Вита-
Пресс, 1999. – Кн. 1.
5.Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т. Т. 1. – М.,
1993.
6.Нуреев P.М. Курс микроэкономики. – 2-е изд.: Учеб. для вызов.
–М.: ИНФРА – М, 2002.
7.Фишер С. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. – М.: Дело, 1999.
Рефераты: 1. Информационный тип общества.
2. Проблемы развития и защиты интеллектуальной собственности.
Литература к реферату 1
1.Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. – М.: Юрист, 1997.
–Гл. 1, § 3.
2.Нижегородцев P.M. Экономика информационного производства: становление, развитие, перспективы // Вестник МГУ. Сер. Экономи-
ка. – 1997. – №1.
3.Румянцев А.А. Предмет и задачи информационной экономики
// Рос. экон. журн. – 1997. – №3.
4.Пещанская И. Экономика информационного общества (материалы к лекциям и семинарам) // Рос. экон. журн. – 1996. – № 5, 6.
Литература к реферату 2
1.Абдуллина Э.Л. Финансово-экономические проблемы интеллектуальной собственности // Финансы. – 1998. – №11.
2.Белоконь Ю. Защита интеллектуальной собственности: международные аспекты // МЭ и МО. – 1998. – № 6.
3.Виталиев Г. Задачи охраны интеллектуальной собственности в России // Рос. экон. журн. – 1998. – №7, 8.
4.Гойло В. Интеллектуальный капитал // МЭ и МО. – 1998. –
№11.
13
Задачи, упражнения, тесты
1.Чем обусловлено наличие общих проблем экономического раз-
вития?
2.«Утверждение об ограниченности ресурсов и безграничности потребностей на самом деле неверно. Ресурсы в действительности безграничны, так как бесконечен процесс открытия новых источников ресурсов. Потребности же, напротив, ограничены, поскольку существуют физические пределы их удовлетворения». Согласитесь с этим утверждением или опровергните его.
3.Объясните, что такое вмененные (альтернативные) издержки на примере. Чтобы купить масло дешевле, вам необходимо отстоять длинную очередь. Если вы все – таки решитесь ее отстоять, действительно ли вы купите масло дешевле? Почему основная часть представителей очередей в магазинах – пенсионеры и неработающие женщиныдомохозяйки?
4.Какова вмененная стоимость учебы в вузе?
5.Что показывает точка на кривой производственных возможностей? Как отражается на кривой закон возрастания вмененных издержек? Как технический прогресс влияет на положение кривой производственных возможностей?
6.В экономической литературе взгляды на тенденции развития экономических систем различны. Докажите это, раскрыв суть «формационного подхода» К. Маркса, теории экономического развития К. Бюхера, У. Ростоу и др.
7.Различают ли собственность как экономическую и юридическую категорию? Обоснуйте ответ.
8.Каково значение понятия «право собственности»? Что такое «пучок прав» собственности по теории Р. Коуза?
9.Раскройте взаимосвязь между понятиями «владение», «пользование» и «распоряжение собственностью».
10.Каково значение государственной собственности в современном рыночном хозяйстве?
11.Марксистская критика частной собственности среди прочих аргументов выдвигает и такой: частная собственность разъединяет людей; каждый думает и заботится лишь о своем благе и безразличен к нуждам общества. Напротив, общественная собственность объединяет людей. Корыстный, частный интерес заменяется стремлением к общему благу, всеобщему процветанию. Могли бы вы привести контраргументы - ча-
14
стная собственность объединяет людей, а общественная собственность, провозглашенная в бывших соцстранах, − разъединяет людей?
12.Как бы вы объяснили «денежное правило» Фридмена?
13.Какие признаки характеризуют экономическое благо?
14.Почему экономика как наука занимается только редкими бла-
гами?
15.Какая фундаментальная экономическая проблема лежит в основе предмета экономической теории?
16.В чем различие в определении издержек между экономистом и бухгалтером?
17.Почему экономический выбор всегда сопряжен с альтернативными издержками?
18.В экономике производятся два вида товара: промышленный и сельскохозяйственный. Предположим, что экономика эффективна. Возможна ли ситуация, при которой улучшение технологии в сельскохозяйственном секторе приведет к увеличению продукции сельского хозяйства, но количество производимой промышленной продукции останется без изменения? Можем ли мы теперь утверждать, что экономика эффективна? Докажите свой ответ с помощью модели кривой производственных возможностей.
19.Единица труда в Молдове может произвести 6 бутылок вина или 2 кг хлеба. В Грузии единица труда производит 4 бутылки вина или
1кг хлеба. Предположим, что в Молдове 200 рабочих, а в Грузии —
100.Критически оцените следующее утверждение: Молдове не выгодно торговать с Грузией, потому что труд ее рабочих более эффективен в производстве обоих товаров. Как будет выглядеть КПВ при слиянии этих экономик?
20.Допустим, вы одержали победу в викторине по экономике. Вам предоставлена возможность выбора одного из трех призов: магнитофона, принтера или телевизора. Вы выбрали принтер, так как магнитофон и телевизор у вас уже есть. Поэтому альтернативной стоимостью вашего выбора будет:
а) сумма цен телевизора и магнитофона, от которых вы отказались;
б) цена принтера; в) лучшее из того, чем вы пожертвовали, сделав выбор: или маг-
нитофон, или телевизор;
15
г) альтернативная стоимость отсутствует, поскольку принтер достался вам бесплатно.
21.Домашнее хозяйство Ивановых, расположенное в поселке N, может произвести 6 л кваса или 2 кг хлеба. Домашнее хозяйство Сидоровых из поселка M может произвести 6 л кваса или 6 кг хлеба. Возможны ли специализация и обмен продукцией между хозяйствами? Нарисуйте кривую производственных возможностей и кривую потребления этих хозяйств как для отрицательного, так и для положительного (если он возможен) вариантов ответов.
22.В бывших социалистических странах существовала полная занятость. На этом основании мы можем сделать вывод, что их хозяйства были эффективными? Прокомментируйте данное утверждение.
Раздел 2. Микроэкономика
Тема 3. Рынок и условия его формирования
(6-6)
План
1.Сущность рынка, его возникновение и развитие. Функции и структура рынка.
2.Рыночный механизм и его элементы.
3.Спрос. Закон спроса. Кривая спроса и цена спроса.
4.Предложение. Закон предложения. Факторы изменения предложения. Цена предложения.
5.Конкуренция. Виды и методы конкуренции. Социальноэкономические последствия конкуренции.
Термины и понятия
Рынок. Структура рынка. Функции рынка. Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Цена спроса. Предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Цена предложения. Эффект Гиффена. Эффект дохода. Эффект замены. Функция предложения. Функция спроса.
Конкуренция. Виды конкуренции. Рыночная экономика.