Файл: Ю.А. Журавский Экономическая теория. Методические указания к семинарским занятиям для студентов специальности 060100 - Экономическая теория. Часть 1. Микроэкономика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

16

Литература

1.Любимов Л.Л. Введение в экономическую теорию. – М.: Вита-

Пресс, 1999.

2.Макконнелл К. Экономикс: В 2 т. / К. Макконнелл, С. Брю. –

М., 1993. – Т. 1. – Гл. 4.

3.Морган Дж.М. Руководство по изучению учебника С. Фишера, Р. Дорнбуша, Р. Шмалензи «Экономика». – М., 1997. – Гл. 3. § 1-5, гл. 4.

4.Николаева И.Л. Экономическая теория: Учеб. для экономич. вузов. – М.: Экзамен, 2003.

5.Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. – М., 2000.

6.Сборник задач по экономике / Отв. ред. Ю. Е. Власьевич. – М.,

1996.

7.Теория потребительского поведения и спроса / Под общ. ред. В.М. Гальперина. – СПб., 1993.

8.Фишер С. Экономика: Пер. с англ. / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. – М.: Дело, 1993. – Гл. 3.

9.Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: В 2 т. – М., 1993. –

Т. 1. – Гл. 2.

10.Харвей Дж. Постигаем экономику. – М., 1997. – Гл. 3.

11.Чепурин М.Н. Сборник задач по экономической теории. – Ки-

ров: АСА, 2000.

Задачи, упражнения, тесты

1.Почему экономисты говорят, что для возникновения рыночных отношений необходима частная собственность? Разве в бывшем Советском Союзе, где отсутствовала частная собственность на средства производства, не было рынка?

2.Почему общественное разделение труда является необходимым, но недостаточным условием для возникновения рынка?

3.Как бы вы определили роль механизма цен в рыночной системе? Что он дает рыночной экономике?

4.Каковы объективные условия возникновения и функционирования рыночного хозяйства?

5.Что такое рынок? Каковы его функции?

6.В чем состоят достоинства и недостатки рынка?

17

7.Чем различаются конкретные модели рынка? Что можно позаимствовать из этих моделей для создания рыночных отношений в нашей стране?

8.Используя схему рыночного кругооборота, постарайтесь представить, как, например, цена обуви влияет на общий уровень заработной платы, а уровень заработной платы - на цену обуви?

9.О чем говорят законы спроса и предложения?

10.Чем отличается движение по кривой спроса от смещения кривой спроса?

11.Назовите факторы, влияющие на изменение положения кривой спроса. Какие из них вызывают правостороннее смещение кривой, а какие – левостороннее?

12.Назовите факторы, влияющие на изменение положения кривой предложения. Какие факторы вызывают правостороннее смещение кривой, а какие – левостороннее?

13.Когда возникает дефицит, а когда – избыток товара?

14.Может ли случиться ситуация, когда кривая спроса и кривая предложения так и не имеют точки пересечения в положительном квадранте? Если можно, изобразите его графически.

15.Какова будет кривая спроса – более пологая или более крутая,

угрупп населения с высоким и низким доходом?

16.Какие факторы лежат в основе закона спроса?

17.«Закон спроса действует всегда» – верно ли это утверждение?

18.Существуют ли исключения из закона спроса и какой характер они носят?

19.Могут ли качественные товары быть одновременно товарами Гиффена?

20.Чем отличается цена спроса от рыночной цены?

21.Объясните, почему объем предложения товара увеличивается при росте цены и наоборот.

22.Что произойдет с кривой предложения автомобилей, если возрастет цена на бензин?

23.Как вы понимаете утверждение о том, что цена предложения товара отражает издержки его производства? Обоснуйте. Почему цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынке данное количество товара?

24.В чем заключается экономический смысл обратного наклона кривой предложения?


18

25.Внимательно проанализируйте следующее утверждение: «Рынок есть встреча продавцов и покупателей с целью торговли товарами или услугами». Ответьте на следующие вопросы:

а) Насколько корректным вам представляется данное определение рынка?

б) Включает ли данное определение основные причины возникновения рынка?

в) Не противоречит ли это определение современному пониманию рынка?

26.Что из перечисленного ниже характеризует рыночную систему хозяйства:

а) производится лишь то, что пользуется спросом; б) рынки обеспечивают обмен информацией;

в) дефицит преодолевается посредством механизма цен; г) в рыночной экономике не может быть дефицита, поскольку

здесь предложение всегда превышает спрос.

Тема 4. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие

(4-4)

План

1.Сущность рыночного равновесия.

2.Общественная выгода от конкурентного равновесия. Излишек потребителя и излишек производителя.

3.Установление и динамика равновесной цены. Устойчивость равновесия.

Термины и понятия

Вторая теорема благосостояния. Равновесие по Вальрасу. Излишек производителя. Равновесие по Маршаллу. Маржинализм. Равновесный объем. Модель паутины: динамической, расходящейся, совершенной. Равновесная цена. Распределение налогового бремени. Рыночный клиринг. Стабильность равновесия. «Невидимая рука» А. Смита. Товарные налоги. Общественная выгода. «Цена пола». Первая теорема благосостояния. «Цена потолка». Потребительский излишек. Частичное рыночное равновесие.

19

Литература

1.Ивашковский С.Н. Микроэкономика. – М.: Дело, 2002.

2.Лапуста М.Г. Предпринимательство. – М.: ИНФРА – М, 2002.

3.Любимов Л.Л. Введение в экономическую теорию. – М.: Вита-

Пресс, 1999.

4.Макконнелл К. Экономикс: В 2 т. / К. Макконнелл, С. Брю. –

М., 1993. – Т. 1. – Гл. 4.

5.Морган Дж.М. Руководство по изучению учебника С. Фишера, Р. Дорнбуша, Р. Шмалензи «Экономика». – М., 1997. – Гл. 3.

6.Николаева И.Л. Экономическая теория: Учеб. для экономич. вузов. – М.: Экзамен, 2003.

7.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов. – М.:

ИНФРА – М, Норма, 2002. – Гл. 3. § 3.

8.Фишер С. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. –

М., 1993. – Гл. 3.

9.Хайман Д.Н. Современная микроэкономика. – М., 1993. – Гл. 2.

10.Харвей Дж. Постигаем экономику. – М., 1997. – Гл. 3. §5,6.

Задачи, упражнения, тесты

1.На каком факторе основывали свою теорию ценообразования представители классической политэкономии?

2.Как маржиналисты объясняли процесс установления цены?

3.Что нового по сравнению со своими предшественниками внес в теорию цены британский экономист Альфред Маршалл?

4.В чем сущность рыночного равновесия? Чем отличается равновесие по Л. Вальрасу от равновесия по А. Маршаллу?

5.С какой целью государство вмешивается в рыночный процесс?

6.Какие эффекты возникают в случае административного установления цен ниже или выше равновесных?

7.Что происходит с рыночным равновесием в случае введения товарного налога? Кому достается ценовая разница от введения товарного налога? Обоснуйте свой ответ.

8.В чем сущность излишка потребителя? Каковы были бы последствия для потребителя, если бы он приобрел товар по той цене, которую готов был заплатить?

9.Что показывает излишек производителя? Чем определяется его

размер?


20

10.Какое влияние оказывает инфляция на рыночное равновесие?

11.Влияет ли фактор времени на рыночное равновесие? Почему в текущем и краткосрочном периодах изменение спроса ведет к изменению цены товара, а в долгосрочном наблюдаются, прежде всего, изменения в объемах предложения? Обоснуйте свой ответ.

12.В чем состоит экономический смысл стабильности равновесия?

13.Если рыночная цена ниже равновесной, то:

а) появляется излишек товаров; б) возникает дефицит товаров; в) формируется рынок покупателя; г) падает цена ресурсов.

14.Если спрос на товар X и предложение товара Y растут, то: а) равновесная цена X повышается;

б) равновесная цена X понижается;

в) равновесная цена X остается неизменной; г) ничего определенного сказать нельзя.

15.Выразите в алгебраической и графической формах условия рыночного равновесия по А. Маршаллу и Л. Вальрасу. Объясните различия в их подходах.

Тема 5. Эластичность спроса и эластичность предложения

(4-4)

План

1.Сущность эластичности. Эластичность спроса по цене.

2.Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по

доходу.

3.Эластичность предложения.

Термины и понятия

Абсолютно неэластичное предложение. Нормальный (стандартный) товар. Абсолютно неэластичный спрос. Эластичное предложение. Абсолютно эластичное предложение. Эластичность. Эластичность дуговая. Абсолютно эластичный спрос. Эластичность предложения. Единичная эластичность предложения спроса. Эластичность спроса по доходу. Эластичность спроса по цене: перекрестная, прямая. Неэластичное предложение. Неэластичный спрос. Эластичность точечная. Некачественный товар. Эластичный спрос.


21

Литература

1.Емцов Р.Г. Микроэкономика / Р.Г. Емцов, М.Ю. Лукин. – М., 1997. – Гл. 4.

2.Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. – М.: Дело, 2002. –

Гл. 5.

3.Ильенкова Н.Д. Спрос: анализ и управление. – М.: Финансы и статистика, 1997. – Гл. 2.

4.Любимов Л.Л. Введение в экономическую теорию. – М.: Вита-

Пресс, 1999. – Кн. 1.

5.Макконнелл К. Экономикс: В 2 т. / К. Макконнелл, С. Брю. –

М., 1993. – Т. 2. – Гл. 22.

6.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М., 2000. – Гл. 3, §4.

7.Фишер С. Экономика: Пер. с англ. со 2 изд. / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. – М.: Дело ЛТД, 1993. – Гл. 5.

8.Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и примене-

ние. – М., 1992. – Гл. 1,2.

9.Хейне П. Экономический образ мышления. – М., 1991. – Гл. 4.

10.Чепурин М.Н. Сборник задач по экономической теории. – Ки-

ров: АСА, 2000.

Задачи, упражнения, тесты

1.Если 1%-е сокращение цены на товар приводит к 2%-му увеличению объема спроса на него, то какова в данном случае эластичность спроса?

2.Почему при неэластичном спросе выручка от продажи возрастает при повышении цены?

3.Приведите примеры товаров с высокой эластичностью спроса по цене и по доходу.

4.Почему коэффициент эластичности спроса на предметы роскоши в отличие от коэффициента на стандартные товары имеет положительный знак?

5.Почему эластичность кривой спроса неодинакова на всем ее протяжении и имеет разное значение в каждой точке кривой спроса?

6.Объясните, почему наличие товаров-заменителей оказывает влияние на эластичность спроса.

7.Какой знак имеет перекрестная эластичность субститутов и комплементов?

22

8.Расскажите о практическом значении коэффициентов прямой и перекрестной эластичности спроса.

9.Выберите один верный ответ:

А. Ценовая эластичность спроса выше:

а) на товары первой необходимости, чем на предметы роскоши; б) в тех случаях, когда потребители используют данный товар с

наибольшей пользой для себя; в) если больше альтернативные издержки производства товаров;

г) если меньше необходимость товара для потребителя; д) ни в одном из перечисленных случаев.

Б. Ценовая эластичность спроса растет с увеличением продолжительности периода, в течение которого предъявляется спрос, так как:

а) доходы потребителей увеличиваются; б) происходит смещение кривой спроса вправо; в) растет общий уровень цен;

г) потребители могут приобрести товары-заменители; д) все ответы верны.

10.Предположим, что эластичность спроса на обувь равна 0,8. Что это означает? Рассмотрите данную ситуацию:

а) со стороны покупателя; б) со стороны продавца.

Может ли производитель обуви в данном случае ожидать, что, если он снизит цену на свой товар, это приведет к повышению объема его продажи и, следовательно, к росту его прибыли?

11.Объясните следующее утверждение: «Если рынок характеризуется низкой эластичностью спроса по цене, то производители отдают предпочтение неценовым формам конкуренции, таким, как дифференциация продукта или условия поставки и послепродажного обслуживания».

12.Будет ли эластичность спроса на определенную марку пива отличаться от эластичности спроса на пиво в целом? Если да, то почему?

13.Охарактеризуйте степень эластичности предложения золота на мировом рынке. Что произойдет с эластичностью предложения золота, если будут открыты несколько новых его месторождений?

14.Предположим, что эластичность спроса на теннисные ракетки равна 0,8. Что это означает?

Проанализируйте данную ситуацию: а) с точки зрения покупателя;


23

б) с точки зрения продавца.

Может ли производитель теннисных ракеток в данном случае ожидать, что, если он снизит цену на свой товар, это приведет к повышению объема его продаж и, следовательно, к росту его прибыли?

15.Если цена товара эластичного спроса выросла с 3 до 4 рублей, то выручка:

а) сократилась; б) выросла;

в) осталась неизменной; г) абсолютно неэластична.

Тема 6. Теория поведения потребителя. Общая предельная полезность. Равновесие потребителя

(6-6)

План

1.Понятие общей и предельной полезности блага. Полезность и цена. Потребительский выбор и максимизация благосостояния потребителя (кардиналистская концепция).

2.Моделирование поведения потребителя в ординалистской концепции: кривая безразличия и бюджетное ограничение.

3.Предельные нормы замещения. Оптимум потребителя. Эффекты дохода и замещения по Хиксу. Кривая компенсированного спроса.

Термины и понятия

Бюджетная линия. Оптимум потребителя. Бюджетное ограничение. «Парадокс воды и алмаза». Закон насыщения потребностей. Полезность блага: общая, предельная. Закон убывающей предельной полезности. Закон замещения (субституции). Потребительский выбор. Закон Госсена: первый, второй. Предельная норма замещения. Уравнение бюджетной линии. Функция полезности. Кривая безразличия. Эффект дохода. Кривая уровня жизни. Эффект замещения. Кривая Энгеля. Эффект присоединения к большинству. Нормальный (качественный) товар. Эффект сноба.

24

Литература

1.Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ // Е. Бем-Баверк, К. Менгер, Ф. Визер. Австрийская школа в политической экономии. – М., 1992.

2.Винер Дж. Концепция полезности в теории ценности и ее критики: Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.М. Гальперина. – СПб., 1993.

3.Джевонс У.С. Об общей математической теории политической экономии. Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.М. Гальперина. – СПб., 1993.

4.Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству: Эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса. Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.М. Гальперина. –

СПб., 1993.

5.Любимов Л.Л. Введение в экономическую теорию. – М.: Вита-

Пресс, 1999. – Кн. 1.

6.Макконнелл К. Экономикс: В 2 т. / К. Макконнелл, С. Брю. –

М., 1994. – Т. 2. – Гл. 23.

7.Морган Дж. М. Руководство по изучению учебника С. Фишера, Р. Дорнбуша, Р. Шмалензи. «Экономика». – М., 1997.

8.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: ИНФРА – М, 2002.

9.Сборник задач по экономике / Отв. ред. Ю.Е. Власьевич. – М.,

1996.

10.Фишер С. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. –

М., 1996. – Гл. 6.

11.Чепурин М.Н. Сборник задач по экономической теории. – Ки-

ров: АСА, 2000.

Задачи, упражнения, тесты

1.В чем смысл и назначение теории потребительского поведения (выбора)?

2.Почему вода, обладая высокой полезностью, имеет низкую цену, а алмазы, менее полезные для человека, – высокую цену?

3.Назовите основных представителей маржиналистской концепции экономического анализа.

4.В чем смысл первого и второго законов Госсена?