Файл: Ю.А. Журавский Экономическая теория. Методические указания к семинарским занятиям для студентов специальности 060100 - Экономическая теория. Часть 3. Макроэкономика.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.06.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
21
мощью жесткой кредитно-денежной политики взята под контроль инфляция.
21.Почему в бывшем СССР и в России проблема перехода к интенсивному экономическому росту встала лишь в 80-е годы?
22.Выделите основные предпосылки и факторы перспектив экономического роста в России.
23.Рассчитайте, сколько лет необходимо, чтобы при темпе роста 2 % в год произошло удвоение объема национального производства?
24.Рассчитайте суммарный темп роста за 20 лет для страны, если выпуск непрерывно возрастает на 5 % в год?
Тема 23. Теории экономического роста
(4-4)
План
1.Эволюция теорий экономического роста.
2.Историко-социологическая концепция роста У. Ростоу.
3.Неокейнсианские модели роста Е. Домара и Р. Харрода.
4.Неоклассические модели роста Р. Солоу, Дж. Мида, А. Льюиса.
Термины и понятия
Стадии роста. Акселератор. Коэффициент акселерации. Уравнение гарантированного темпа роста. Уравнение естественного темпа роста. Уравнение фактического темпа роста. Производственная функция Коб- ба-Дугласа. Устойчивый уровень капиталовооруженности. Уравнение устойчивого динамического равновесия.
Литература
1.Агапова Т. А. Макроэкономика / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина.
–М.: Дело и сервис, 2000. – Гл. 11.
2.Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учеб. – М.: Дело, 2000. – Гл. 16.
3.Макроэкономика: Учеб. / Под ред. Е. Б. Яковлевой. – СПб.: По-
иск, 1997. – Гл.14.
22
4.Мэнкью Г. М. Макроэкономика: Учеб.: Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – Гл. 4.
5.Нуреев Р. Теории развития: новые модели экономического роста
//Вопросы экономики. – 2000. – № 9.
Вопросы и задания
1.Чем можно объяснить существование различных теорий экономического роста?
2.Какие проблемы выдвигаются на первый план в теориях экономического роста?
3.Что лежит в основе разграничения стадий роста в историкосоциологической концепции У. Ростоу?
4.Определите основные черты и отличительные особенности неокейнсианских моделей экономического роста.
5.Какую роль играет коэффициент «капитал-продукт» в неокейнсианских моделях роста?
6.Что общего и в чем различие между моделями экономического роста Е. Домара и Р. Харрода?
7. В чем состоит двойственная роль инвестиций в модели Е. Домара?
8.Как достигается сбалансированный темп экономического роста
вмодели Е. Домара?
9.Что такое акселератор и как он используется в модели Р. Харро-
да?
10.С какой целью Р. Харрод ввел в анализ понятия фактического, гарантированного и естественного темпов экономического роста?
11.Что такое устойчивое динамическое равновесие в модели Р.Харрода и как оно достигается?
12.Как процесс амортизации /выбытия/ капитала сказывается на темпах экономического роста?
13.Охарактеризуйте неоклассические модели экономического роста и покажите их отличие от неокейнсианских моделей.
14.Как норма сбережений влияет на темпы роста в моделях Хар- рода-Домара и Р. Солоу?
15.Если в модели Р. Солоу численность рабочей силы увеличивается, то как это отражается на экономическом росте?
16.Обоснуйте условие непрерывного роста уровня жизни в модели Р. Солоу.
23
17. От чего зависит устойчивый темп роста дохода на одного работника в модели Р. Солоу?
18.Дайте определение «золотого правила» и покажите, как оно используется в модели роста Р. Солоу.
19. Какой вывод следует из модели экономического роста Дж. Ми-
да?
20.Каким образом государство может повлиять на экономический рост в неоклассических моделях?
21.Раскройте содержание модели экономического роста А. Льюиса и объясните, для решения каких задач она создавалась.
22.В теориях экономического роста:
а) показывается, какими темпами должны развиваться разные группы стран: богатые, среднеразвитые и бедные;
б) объясняется, как достигается полная занятость труда, капитала и природных ресурсов;
в) раскрываются причины отклонений от траектории устойчивого равновесного роста экономики;
г) исследуются факторы, обеспечивающие совместимость динамического равновесия с полной занятостью;
д) показывается и объясняется то, что описано в пунктах а) и б); е) объясняется и исследуется то, что указано в пунктах б) и г).
23.Неокейнсианские модели роста отличаются от неоклассических тем, что в них:
а) экономический рост обеспечивается лишь полной занятостью ресурсов;
б) коэффициент капиталовооруженности труда является постоян-
ным;
в) экономический рост характеризуется неустойчивостью; г) экономический рост обеспечивается лишь полной занятостью
ресурсов и характеризуется неустойчивостью; д) коэффициент капиталовооруженности труда постоянен и эко-
номический рост неустойчив.
24.В модели Е. Домара главная роль в обеспечении экономического роста отводится:
а) инвестициям как фактору спроса; б) инвестициям как фактору предложения;
в) сбалансированному росту национального дохода; г) организации производства как фактору роста;
24
д) факторам, описанным в пунктах в) и г); е) другими факторами, кроме указанных в пунктах а) – д).
25.В модели экономического роста Р. Харрода в отличие от модели Е. Домара:
а) величина капиталовооруженности постоянна; б) темп роста дохода имеет устойчивую равновесную траекторию;
в) объем инвестиций определяется в зависимости от уровня национального дохода;
г) используется стабильный уровень цен.
26.В модели Р. Харрода под естественным темпом роста понима-
ется:
а) темп, при котором достигается полная занятость; б) темп, необходимый для поддержания динамического равновесия
экономической системы с учетом прироста трудовых ресурсов и технического прогресса;
в) совпадение гарантированного темпа роста с фактическим; г) темп, при котором инвестиции совпадают со сбережениями.
27.В неоклассических моделях роста главный упор делается на:
а) труд как фактор роста; б) капитал как фактор роста;
в) эффективное сочетание труда и капитала; г) экономию факторов производства и улучшение организации
производства.
28. В модели Р. Солоу устойчивый рост объема выпуска в расчете на одного занятого объясняется:
а) техническим прогрессом; б) ростом нормы сбережений; в) ростом населения;
г) техническим прогрессом и ростом населения.
Тема 24. Циклический характер развития рыночной экономики
(4-4)
План
1.Понятие экономического цикла и его фазы.
2.Теоретические подходы к объяснению причин экономических
циклов.
3.Виды экономических циклов.
25
4.Особенности механизма и форм цикла в современных условиях.
5.Модели государственного антициклического регулирования: кейнсианская и неоклассическая.
Термины и понятия
Экономический цикл. Период цикла. Кризис, депрессия, оживление, подъем. Теории экономического цикла: «внешние», «внутренние», денежные, политические, равновесные, реального делового цикла. Структурный кризис. Длинные волны экономического развития. Воспроизводственная роль цикла. Экспансионистская политика. Налоговая политика.
Литература
1.Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учеб. – М.: Дело, 2000. – Гл. 3.
2.Макроэкономика: Учеб. / Под ред. Е. Б. Яковлевой. – СПб.: По-
иск, 1997. – Гл. 10.
3.Меньшиков С. Н. Новая экономика: Основы экономических знаний: Учеб. пособие. – М.: Междунар. отношения, 1999. – Гл. 6.
4.Мэнкью С. Г. Принципы экономики: Пер. с англ. – 2-е изд. –
СПб.: Ритер, 2000. – Гл. 31.
5.Сажина М. Цикличность развития рыночной экономики // Рос.
экон. журн. – 1995. – № 9.
6.Фишер С. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. – М.: Дело, 1999. – Гл. 31.
7.Черемисинова Г. Конъюнктурные циклы нэпа // ЭКО. – 2003. – №1.
Реферат: Длинные волны в экономике. Концепции Н. Кондратьева и И. Н. Шумпетера.
Литература к реферату
1. К 100-летию со дня рождения Н. Д. Кондратьева: подборка статей // Вопросы экономики. – 1992. – № 10.
26
2.Кондратьев Н. Д. Проблемы экономической динамики. – М.,
1989.
3.Меньшиков С. М. Длинные волны в экономике / С. М. Меньшиков, Л. А. Клименко. – М., 1989.
4.Шумпетер И. Теория экономического развития. – М., 1982.
Вопросы и задания
1.Что вы понимаете под экономическим циклом?
2.Назовите причины цикличности развития экономики.
3.Почему экономические циклы еще называют деловыми цикла-
ми?
4.Каковы основные фазы экономического цикла? Дайте их характеристику.
5.Каким образом различные экономические теории объясняют причины и природу циклических спадов и способы антициклического регулирования?
6.Можно ли добиться плавного, не циклического характера экономического развития?
7.Была ли характерна цикличность развития для советской эконо-
мики?
8.Объясните «теорию длинных волн» Н. Д. Кондратьева.
9.На какой фазе экономического цикла находится сегодня экономика России?
10.Что такое базовые нововведения? С именем какого экономиста они связаны?
11.Какая связь цикличности движения рыночной экономики с ее ростом и развитием?
12.Как вы понимаете проблему циклов и кризисов в российской экономике?
13.Чем современные циклы отличаются от промышленных циклов классического типа? Каким образом модифицируется современный цикл?
14.Циклы могут вызываться существенными изменениями как в совокупном спросе, так и в совокупном предложении.
а) Дайте графическую иллюстрацию и приведите примеры циклов обоих типов. Покажите, как эти виды циклов воздействуют на объем выпуска, инвестиции, цены и занятость.
27
б) Определите, какие из нижеследующих явлений вызовут цикл со стороны спроса, а какие – со стороны предложения, и изобразите их действия с помощью модели АD-АS: резкое увеличение производительности труда в результате технологических достижений; использование новых предметов труда, позволяющих значительно сократить потребление металла в производстве товаров массового спроса; значительное сокращение государственных расходов на оборону в результате окончания «холодной войны»; рост цен на нефть в результате скоординированных действий арабских стран, противодействующих давлению США на Ирак; разрыв хозяйственных связей между странами, входящими в интеграционную группировку, в результате резкой смены внешнеэкономической политики и стратегии.
15.Как вы думаете, почему существует так много теорий, объясняющих причины циклической динамики рыночной экономики? Существует ли среди этих теорий такая, которая лучше всего объясняет причины и характер цикла?
16.Объясните, как каждая из фаз делового цикла воздействует на экономику. Почему экономисты так уверены в том, что экономические циклы – это механизм развития рыночной экономики?
Тема 25. Безработица. Государственное регулирование занятости
(4-4)
План
1.Безработица: понятие, подходы к анализу безработицы.
2.Причины безработицы: марксистская, классическая и кейнсианская концепции.
3.Виды безработицы и ее показатели. Социально-экономические последствия безработицы. Эффект гистерезиса.
4.Регулирование занятости. Кривые Филлипса.
Термины и понятия
Занятость. Безработица. Фрикционная, структурная, циклическая безработица. Уровень (норма) безработицы. Естественная норма безработицы. Скрытая безработица. Закон Оукена. Гистерезис.
28
Литература
1.Агапов Г. А. Макроэкономика: Учеб. / Т. А. Агапов, С. Ф. Серегина / Под ред. А. В. Сидоровича. – 3-е изд. – М., 2000. – Гл.3.
2.Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учеб. – М.: Дело, 2000. – Гл. 4.
3.Маркс К. Капитал / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. – 2-е изд. –
Т.1. – Гл. 23.
4.Сакс Дж. Макроэкономика: Глобальный подход / Дж. Сакс,
Ф. Ларрен. – М., 1996. – Гл. 16.
5.Самуэльсон П. Экономика. – 15-е изд. / П. Самуэльсон, В. Норд-
хаус. – М., 1997. – Гл. 29.
6.Фишер С. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. – М.: Дело, 1999. – Гл. 32.
7.Экономика: Учеб. / Под ред. А.С. Булатова. – 2-е изд., перераб.
идоп. – М., 1994. – Гл. 8.
Реферат: Безработица в России: тенденции и перспективы
Литература к реферату
1.Буйная Е. Характеристика ключевых особенностей рынка труда
//Вестник КузГТУ. – 1998. – № 6.
2.Бушмарин И. Аномалии российского рынка труда // МЭ и МО. – 1998. – № 2.
3.Динамика и факторы эффективности профессионального обуче-
ния и переподготовки безработных // Вопросы экономики. – 2002. – №11.
4.Костин Л. А. Российский рынок труда: вопросы теории, истории
ипрактики. – М., 1998.
5.Монусова Г. Незанятость в России: вынужденная или добровольная? // Вопросы экономики. – 2001. – № 9.
6.Ракитская Г. Взаимоотношения работников и работодателей в
современной России (1987-2001 гг.) // Вопросы экономики. – 2002. – №11.
7.Соболева И. Масштабы безработицы в России и способы ее измерения / И. Соболева, Т. Четвернина // Вопросы экономики. – 1999. – № 11.
8.Четвернина Т. Российская система защиты от безработицы в контексте мирового опыта // Вопросы экономики. – 2002. – №11.
29
Вопросы и задания
1.Что такое безработица?
2.Как рассчитывается норма безработицы?
3.Каковы причины безработицы и ее основные формы?
4.Каково соотношение безработицы и инфляции в разные периоды? В чем смысл кривой Филлипса?
5.Почему рыночный механизм не может обеспечить полную занятость ресурсов?
6.Чем отличаются взгляды на проблему безработицы представителей разных экономических школ?
7.Почему наличие в обществе фрикционной и структурной безработицы рассматривается как полная занятость?
8.Президент обещает увеличить пособия по безработице и снизить безработицу при полной занятости с 6,0 до 5,5 %. Прокомментируйте совместимость этих действий.
9.Почему при циклической безработице потери общества превосходят потери граждан, оказавшихся без работы?
10.Является ли следующее утверждение верным, неверным или сомнительным: «Увеличение размера пособий по безработице увеличивает среднюю продолжительность безработицы. Следовательно, политика увеличения размера пособий по безработице нежелательна с социальной точки зрения»?
Обоснуйте свой ответ.
11.Каковы цели государственного регулирования занятости?
12.Какие экономические, правовые и социальные гарантии обеспечивают социальную защиту трудящихся?
13.Что представляет собой социальное партнерство в условиях рыночной экономики?
14.В стране ежемесячно теряют работу 0,75 % занятых. Определите, чему равен устойчивый уровень безработицы?
15.Предположим, что страна переживает период снижения производительности. Ответьте:
а) как это изменение отразится на рынке труда, т.е. на показателях занятости, безработицы, величине зарплаты, если до этого рынок труда находился в состоянии равновесия?