Файл: Т.М. Черникова Линейные электрические цепи постоянного тока.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
лопригодны. Высший класс точности 1,5. Они применяются главным образом в качестве щитовых ваттметров и самопишущих приборов.
Шкалы приборов
На шкале прибора приведены основные его данные: обозначение единицы измеряемой величины, что определяет название прибора; класс точности; род измеряемого тока; положение шкалы при измерении (вертикальное, горизонтальное, под углом); условное обозначение системы прибора; категория защищенности от влияния внешнего магнитного поля; величина напряжения, которым испытана изоляция измерительной цепи от корпуса прибора; группа эксплуатации.
По условиям эксплуатации приборы разделяют на четыре группы. Соответственно их обозначения – А, Б, В, Г, которые на шкале прибора обычно заключаются в треугольник, например.
Группа А – приборы предназначены для работы в закрытых сухих отапливаемых помещениях; Б – для работы в закрытых неотапливаемых помещениях; В – для работы в полевых или морских условиях; Г – для работы в условиях тропического климата.
Остальные основные условные обозначения, наносимые на шкалы электроизмерительных приборов, представлены в табл. 1.1.
Точность прибора
Важнейшей характеристикой прибора является его точность. Число, характеризующее класс точности прибора, представляет
Таблица 1.1
Условные обозначения на шкале прибора
Наименование системы, объекта обозначения |
Условное обозна- |
|
чение |
Амперметр |
РА |
Вольтметр |
РV |
Ваттметр |
PW |
Магнитоэлектрическая система |
! , ! |
|
− − Х |
Электромагнитная система |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Электродинамическая система |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ферродинамическая система |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Постоянный ток |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Переменный ток |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Постоянный и переменный токи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Трехфазный ток |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Трехфазный ток для неравномерной нагрузки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Горизонтальное положение шкалы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вертикальное положение шкалы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наклонное положение шкалы, например 600 |
|
|
|
|
|
|
|
|
60 |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Класс точности приборов, например 1,5 |
1,5 1,5 |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Измерительная цепь изолирована от корпуса и |
|
|
|
|
|
|
|
кВ |
испытана напряжением, например 2кВ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Защита от внешних магнитных полей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Защита от внешних электрических полей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выпрямитель полупроводниковый |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
приведенную погрешность, выраженную в процентах:
γ = |
∆ А |
100% , |
(1.5) |
|
|||
|
АН |
|
где ∆А=Аизм – А –абсолютная погрешность; Аизм –результат измерения;
А – действительное значение величины; АН – верхний предел измерения прибора.
Все электроизмерительные приборы по степени точности делятся
на восемь классов: 0,05; 0,1; 0,2; 0,5; 1,0; 1,5; 2,5; 4,0, указанных на шкале прибора. Относительная погрешность измерения, если Аизм близка по величине к А:
δ = |
∆ А |
≈ |
∆ А |
. |
(1.6) |
А |
|
||||
|
|
АИЗМ |
|
Относительная погрешность δ увеличивается по сравнению с классом точности прибора во столько раз, во сколько раз номинальное значение шкалы прибора больше измеряемой прибором величины.
Включение приборов для измерения тока, напряжения, мощности
Для измерения силы IА тока в цепь последовательно с приемником R включают амперметр (рис. 1.4). При этом сопротивление амперметра должно быть меньше R как минимум в 100 раз.
Вцепях постоянного тока используют магнитоэлектрические, реже
–электромагнитные амперметры. В цепях переменного тока на частоте 50 Гц – электромагнитные и электродинамические амперметры, выпрямительные миллиамперметры.
Для измерения напряжения VV на каком-либо участке цепи измеряющий вольтметр включают параллельно этому участку (рис.1.5).
При этом сопротивление вольтметра должно быть больше R2 как минимум в 100 раз.
В цепях постоянного тока для измерения напряжений применяют магнитоэлектрические вольтметры. В цепях переменного тока преимущественно электромагнитные вольтметры, а для более точных измерений – электродинамические.
|
рА |
|
R1 |
|
U |
IA |
U |
рV |
|
R |
R2 |
|||
|
|
|
|
VV |
|
Рис. 1.4 |
|
Рис. 1.5 |
|
Для измерения малых переменных напряжений используют выпрямительные и электромагнитные вольтметры, а при повышенных частотах – электронные вольтметры.
Измерение мощности в цепях постоянного тока можно выполнять с помощью амперметра и вольтметра или электродинамическим прибором – ваттметром.
В цепях переменного тока для измерения активной мощности применяют электродинамические и ферродинамические ваттметры.
При этом одна катушка измерительного механизма ваттметра (неподвижная, с малым сопротивлением) подсоединяется последовательно, другая (подвижная, с добавочным сопротивлением) – параллельно нагрузке R, потребляемую мощность которой необходимо замерить (рис.
1.6).
|
|
I* |
U* |
|
рА |
рW |
|
U |
рV |
|
R |
|
|
Рис. 1.6
Домашнее задание
По учебнику изучить устройство и принцип действия приборов магнитоэлектрической и электромагнитной систем, достоинства и недостатки каждой системы. Ознакомиться с таблицей условных знаков на шкалах приборов, с классами точности, способами включения амперметра, вольтметра и ваттметра.
Порядок выполнения работы
1. Запишите основные технические характеристики амперметра, вольтметра и ваттметра, установленных на лабораторных стендах, в табл. 1.2.
|
|
|
|
Таблица 1.2 |
|
|
|
|
|
|
|
Название |
Тип сис- |
Пределы |
Цена |
Класс |
|
прибора |
темы |
измерения Ан |
Деления |
точности |
|
|
|
|
|
γ |
|
Амперметр |
|
|
|
|
|
Вольтметр |
|
|
|
|
|
Ваттметр |
|
|
|
|
|
2. Подбор приборов по пределам измерения.
2.1. Выберите два прибора (амперметра или вольтметра) с разными пределами измерения и их данные запишите в табл. 1.3.
Таблица 1.3
Название |
Предел |
Класс |
|
|
|
Вычислено |
|
|
|
|
|||
измерения |
точности |
δ = ±± γ |
АН |
,% |
|
АИСТ = |
|
± |
δ |
|
А |
||
прибора |
Ан |
γ |
|
|
1 |
|
|
||||||
А |
|
||||||||||||
100 |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2.По указанию преподавателя задайтесь одинаковыми показаниями приборов А.
2.3.Вычислите относительные погрешности измерений.
2.4.Определите интервал вероятного истинного значения измеряе-
мой величины АИСТ.1 и АИСТ.2.
2.5. Оцените, какое из измерений выполнено более точно, как изменится погрешность измерений при изменении пределов приборов.
3. Измерение сопротивления методом вольтметра и амперметра. 3.1. Соберите электрическую цепь по схеме на рис. 1.7, сделайте
измерения I и U для заданного в табл. 1.4 значения сопротивления
RX=100 Ом.
3.2. Не изменяя значение сопротивления RX и положение рукоятки регулятора напряжения Т3, включите вольтметр по схеме на рис. 1.8 и сделайте аналогичные измерения, как и в предыдущем опыте.
a' |
1' |
pA |
|
А |
a' |
1' |
pA |
|
А |
|
|
|
|
|
|||
|
|
RX |
pV |
|
|
|
pV |
RX |
В b' |
Т3 |
|
|
В b' |
Т3 |
|
|
|
|
2' |
|
|
|
|
2' |
|
|
|
Рис. 1.7 |
|
|
|
Рис. 1.8 |
|
3.3. Проделайте опыты согласно п. 3.1 и 3.2, но с другими значениями заданного в табл. 1.4 сопротивления RX = 5000 Ом.
Таблица 1.4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Схема измерения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 1.7 |
Рис. 1.8 |
||
Задано |
|
|
RX |
|
|
|
Ом |
100 |
5000 |
100 |
5000 |
|
Измерено |
|
|
|
U |
|
|
|
В |
|
|
|
|
|
|
|
I |
|
|
|
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
R'Х=U/I |
Ом |
|
|
|
|
||||||
|
∆ RХ= R'Х- RХ |
Ом |
|
|
|
|
||||||
Вычис- |
δ |
U == |
γ |
U N |
|
% |
|
|
|
|
||
U |
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
лено |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
δ |
|
I = |
γ |
I N |
|
% |
|
|
|
|
||
|
|
I |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
δ R |
= δ |
U + δ I |
% |
|
|
|
|
||||
|
|
|
RИСТ |
Ом |
|
|
|
|
3.4.Рассчитайте по показаниям приборов сопротивление RX, абсолютную ∆ RX и относительные погрешности δ U, δ I, δ R, а также определите интервал вероятностного значения изменяемой величины RИСТ.
3.5.Сделайте вывод о зависимости точности измерений от схемы измерения и величины сопротивления.
Контрольные вопросы
1. Расшифруйте условные обозначения на шкалах электроизмери-