ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.06.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма
ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ
Методические указания к практическим занятиям для студентов дневной формы обучения специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм»
Составители Н.Н. Егорова Е.В. Погонина
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 5 от 10.02.03
Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 230500 Протокол № 6 от 11.03.03
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ
Кемерово 2003
1
ВВЕДЕНИЕ
В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ» (гл. II, ст. 4) говорится о том, что приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного и социального туризма, а также о налоговых льготах на развитие данных видов туризма. Это ведет к значительному оживлению внутреннего туристского рынка и дальнейшему развитию туристско-экскурсионной деятельности в стране.
Современный туристский рынок требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности как к одному из основных туристских продуктов. Туроператоры, создающие экскурсионный продукт, должны иметь свою оригинальную марку, учитывать потребительский спрос и дифференциацию обслуживания. Рождение новых маршрутов ведет к появлению новых экскурсионных объектов, разнообразию продукта.
Учебный план специальности 230500 для студентов дневной формы обучения предусматривает проведение практических занятий по курсу «Экскурсоведение» в объеме 18 ч в 5 семестре.
Практические занятия проводятся с целью закрепления и углубления теоретических знаний, полученных студентами на лекциях и в результате самостоятельной работы с рекомендуемой литературой. В процессе проводимых занятий студенты осваивают этапы разработки экскурсий, специфику подготовки текста экскурсии, психологические аспекты взаимодействия с группой.
В методических указаниях приведены узловые вопросы по изучаемым темам, рекомендован порядок их рассмотрения с указанием литературных источников по каждой теме.
2
ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ
ЗАНЯТИЕ 1
Тема: «ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА, ЕГО СТРУКТУРА»
Правовое регулирование туристско-экскурсионной деятельности. Определение экскурсии. Признаки экскурсии.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1.Понятие «экскурсия экскурсии». Экскурсия как процесс познания.
2.Изменение роли экскурсии.
3.Понятие «функция». Функции экскурсии.
4.Принцип научности в экскурсии.
5.Сочетание двух и более функций в экскурсии.
6.Признаки экскурсии.
ЛИТЕРАТУРА
1.Герд В.Д. Экскурсионное дело. – М.; Л.: Госиздат, 1958.
2.Пузакова Е.П. Международный туристический бизнес / Е.П. Пузакова В.А. Чистякова – М.: «Экспертное бюро-М», 1997.
3.Сапрунова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. – М.: «Ось89», 1997.
4.Федеральный закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
ЗАНЯТИЕ 2
Тема: «ИСТОРИЯ ЭКСКУРСОВЕДЕНИЯ В РОССИИ»
Первые учебные экскурсии. Развитие экскурсионной школы на рубеже ХIХ–ХХ вв. И.М. Гревс и его принципы проведения экскурсий. Состояние экскурсоведения в советское и постсоветское время.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Понятие об экскурсионной теории.
3
2.Экскурсоведение как наука.
3.Роль экскурсионной практики в развитии экскурсоведения.
4.Периодические издания, отражающие вопросы экскурсионной теории.
5.Значение теории в развитии экскурсионного дела.
ЛИТЕРАТУРА
1.Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – М.: ЦРИБ «Турист», 1992.
2.Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения / Р.А. Дьякова, Б.В. Емельянов, П.С. Пасечный – М.: Просвещение, 1985.
3.Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения. – Минск: Изд-во «Университетское», 1988.
ЗАНЯТИЕ 3
Тема: «ВИДЫ ЭКСКУРСИЙ. ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ»
Городские обзорные экскурсии, литературные, искусствоведческие, природоведческие, производственные, музейные экскурсии, экскурсии на исторические, архитектурно-градостроительные темы.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1.Что такое искусствоведческая экскурсия?
2.Какие виды литературных экскурсий вы знаете?
3.Расскажите об архитектурно-градостроительных экскурсиях.
4.Что такое природоведческая экскурсия?
5.Расскажите об экскурсиях на исторические темы.
6.Что такое производственные экскурсии?
7.Что такое музейная экскурсия и каковы её особенности?
ЛИТЕРАТУРА
1.Александров Ю.Н. Экскурсионная работа и краеведение // Вопросы экскурсионной работы музеев. – М.: НИИ музееведения, 1965.
2.Курлат Ф.Л. Экскурсии по памятникам истории и культуры / Ф.Л. Курлат, Ю.Е. Соколовский // Вопросы массовой научнопросветительской работы. – М., 1972.
4
3. Родин А.Ф. Экскурсионная работа по истории / А.Ф. Родин, Ю.Е. Соколовский. – М.: Просвещение, 1965.
ЗАНЯТИЕ 4
Тема: «КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ»
Обзорные и тематические экскурсии. Особенности и методика проведения детских экскурсий. Экскурсионное обслуживание одиночных посетителей.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1.По каким основным признакам классифицируют экскурсии?
2.Как классифицируют экскурсии по содержанию?
3.Что такое обзорная экскурсия? В чем ее особенности?
4.Что такое тематические экскурсии? На какие группы их подразделяют?
5.На какие группы подразделяют производственные экскурсии?
6.Какова классификация экскурсий по составу участников?
7.Как подразделяют экскурсии по месту и способу проведения, по способу передвижения?
8.Каково значение классификации экскурсий?
ЛИТЕРАТУРА
1.Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – М.: ЦРИБ «Турист», 1992.
2.Герд В.А. Экскурсионное дело. – М.; Л.: Госиздат, 1958.
3.Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Советский спорт, 2001.
ЗАНЯТИЕ 5
Тема: «ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ»
Методика экскурсионной работы. Этапы подготовки экскурсии: определение цели и задачи; выбор темы; отбор литературы; ознакомление с экспозициями и фондами музеев; отбор и изучение экскурсион-
5
ных объектов; составление и утверждение маршрута экскурсии; объезд (обход) маршрута; подготовка текста экскурсии; комплектование «портфеля экскурсовода»; разработка технологической карты экскурсии; проведение пробной экскурсии и ее утверждение.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1.Что включает в себя подготовка к экскурсии?
2.Каковы основные этапы подготовки экскурсии?
3.Какие основные этапы выделяют в работе по подготовке новой экскурсии?
4.Кто занимается подготовкой новой экскурсии?
5.Какова общая схема экскурсии?
6.Назовите перечень основных документов, необходимых для проведения экскурсии.
7.Что общего и каковы различия между контрольным и индивидуальным текстом?
8.Каково назначение методической разработки экскурсии?
ЛИТЕРАТУРА
1.Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения / Р.А. Дьякова, Б.В. Емельянов, П.С. Пасечный. – М.: Просвещение, 1985.
2.Емельянов Б.В. Организация экскурсионной работы: Методика, опыт. – М.: Профиздат, 1984.
3.Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – М.: ЦРИБ «Турист», 1992.
4.Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Советский спорт, 2001.
ЗАНЯТИЕ 6
Тема: «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ»
Специфика показа экскурсионных объектов: основные методы и приемы. Средства показа экскурсионных объектов. Рассказ на экскурсии и его основные приемы. Особые методические приемы проведения экскурсий: прием движения; встреча с участниками событий; прослушивание звукозаписей; приемы активизации познавательной деятельности экскурсантов; элементы ритуала.
6
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1.В чем заключается сущность показа?
2.Что такое последовательность в показе? Ступени и виды показа.
3.Какие существуют варианты взаимодействия человека и объекта?
4.В чем заключаются особенности показа в экскурсии?
5.Расскажите о показе как сумме трех элементов.
6.В чём сущность рассказа? Какие существуют основные требования к рассказу?
7.Расскажите о задачах рассказа на экскурсии.
8.Дайте определение предмета в рассказе.
9.В чем заключается трансформация рассказа в зрительные образы?
10.Каковы индивидуальные особенности речи экскурсовода?
11.Понятие «методический прием». В чем заключается назначение методических приемов?
12.Дайте классификацию методических приемов.
13.Расскажите о видах приемов показа.
14.Расскажите о видах приемов рассказа.
15.Объясните движение как методический прием.
16.В чем заключается методика использования наглядных пособий?
17.В чем заключается работа экскурсовода по усвоению методических приемов?
ЛИТЕРАТУРА
1.Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – М.: ЦРИБ «Турист», 1992.
2.Методика подготовки и проведения экскурсии: Учеб. пособие. – М.: ЦРИБ «Турист», 1980.
3.Пасечный П.С. Туризм и экскурсии: Учеб. пособие. – М., 1983.
ЗАНЯТИЕ 7
Тема: «КРИТЕРИИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ЭКСКУРСИОННОМ ОБСЛУЖИВАНИИ»
Критерии дифференциации экскурсионных групп: социальнодемографические, психолого-поведенческие. Особенности проведения экскурсий для различных групп населения: экскурсии для школьников; экскурсии для молодежи; экскурсии на туристских маршрутах. Психологический портрет экскурсанта.
7
ЛИТЕРАТУРА 1. Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения. – Минск: Изд-во «Университетское», 1988.
ЗАНЯТИЕ 8
Тема: «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО ЭКСКУРСОВОДА»
Профессия – экскурсовод. Личность экскурсовода. Экскурсоводческое мастерство. Умения и навыки экскурсовода. Речь экскурсовода. Внеречевые средства общения.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1.Понятие «профессиональное мастерство экскурсовода».
2.Что такое методическое мастерство как сумма знаний?
3.Перечислите практические умения и навыки экскурсовода.
4.Как происходит становление личности экскурсовода?
5.Как развить задатки и способности личности экскурсовода?
6.Что такое темперамент экскурсовода?
7.Расскажите о передаче эмоций и чувств экскурсоводом экскурсантам.
8.В чём проявляется индивидуальность экскурсовода?
9.Расскажите о профессии экскурсовода как виде трудовой деятельности.
10.Перечислите профессиональные требования к экскурсоводу.
11.В чём заключается процесс формирования экскурсоводческого мастерства?
12.В чем заключается профессиональная эрудиция экскурсовода?
13.Каково значение интуиции в профессии экскурсовода?
14.Перечислите пути повышения профессионального мастерства экскурсовода.
15.Расскажите об используемых экскурсоводом стилях языка.
16.Раскройте значение внеречевых средств общения в проведении экскурсии.
17.Объясните понятие «речевой этикет экскурсовода».
18.В чем заключается культура поведения экскурсовода, пути ее формирования?
8
ЛИТЕРАТУРА
1.Емельянов Б.В. Профессиональное мастерство экскурсовода: Учеб. пособие. – М.: ЦРИБ «Турист», 1986.
2.Ножин Е.А. Мастерство устного выступления: Учеб. пособие. – М.: Политиздат, 1978.
3.Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. – М.: Просвеще-
ние, 1986.
9
Составители Егорова Наталья Николаевна Погонина Елена Викторовна
ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ
Методические указания к практическим занятиям для студентов дневной формы обучения
специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм»
Редактор А.В. Дюмина
Подписано в печать 20.06.03. Формат 60х84/16.
Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Уч.-изд. л. 0.5. Тираж 230 экз. Заказ ГУ КузГТУ.
650026, Кемерово, ул. Весенняя, 28. Типография ГУ КузГТУ.
650099, Кемерово, ул. Д. Бедного,4А.