Файл: Томпсон. Механистическая и немеханистическая наука. Исследование природы сознания и формы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2024

Просмотров: 448

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

274

Гтва 9

вад-гиты Шри Чайтанья Махапрабху, появившийся в Индии в пятнадцатом столетии:

«О мой Господь, одно Твое святое имя может дать все блага для всех живых существ, а у Тебя сотни и миллионы таких имен, как Кришна и Говинда. В эти трансцендентные имена Ты вложил все Свои трансцендентные энергии. И нет даже строгих правил воспевания Твоих имен. О мой Господь, по Своей беспричинной милости Ты дал нам возможность легко приблизиться к Тебе, воспевая Твои святые имена, но я так несчастлив, что не чувствую влечения к ним»12.

Смысл этого высказывания состоит в том, что в силу слепоты, вызываемой деятельностью материального ума и материальных чувств, обусловленная дживатма поначалу не ощущает желания повторять святые имена Господа. И тем не менее в процессе регулярного повторения имен и выполнения предписаний бхактийоги слепота постепенно излечивается, и человек достигает стадии любовного общения с Кришной.

Обретение любви есть высшая цель воспевания имен Господа, и поэтому для достижения этой цели необходим определенный внутренний настрой, присущий этому чувству. Вот как описывает его Шри Чайтанья Махапрабху:

«Следует воспевать святое имя Господа в смиренном состоянии ума, считая себя ниже, соломы лежащей на улице. Нужно стать терпеливее дерева, освободиться от чувстваложной гордости и всегда быть готовым оказать почтение другим. В таком состоянии ума, можно воспевать святое имя Господа постоянно»13.

Возможно, что человек, не обладающий непосредственным знанием о Верховной Личности, не сразу сможет понять что же такое любовь к Богу. Тем не менее он может заложить фундамент такого понимания, проявляя бескорыстное отношение к Верховной Личности и Его творению. Это и есть ключевой момент учения бхакти-йоги. Господь остается непостижимым для всякого, кто пытается эксплуатировать Его. Однако как только человек отказывается от своих притязаний, Кришна немедленно являет ему Свою милость.

В письме, отрывок из которого помещен в начале главы, Эйнштейн заявляет, что его цель состоит в покорении Абсолютной Истины. Однако крошечная частица Абсолюта никогда не сможет покорить Его силой. Философия бхакти-йоги учит тому, что это можно сделать только с помощью любви. Как только в



Гносеология трансцендентного сознания

275

душе человека появится такая любовь, Абсолют открывается ему. Но, как ни парадоксально, развитие этой любви несовместимо с желанием обрести знание или могущество. Знание действительно приходит как побочный продукт процесса бхакти-йоги, но оно не является его целью, поскольку успех на пути бхакти зависит от способности человека перестроить внутреннюю шкалу ценностей.

Хотя эту переоценку весьма просто описать поверхностно, выполнение ее требует глубокого понимания своей собственной психологии. Выводя внутреннее эго на личный контакт с Абсолютом, процесс бхакти-йоги дает человеку возможность прийти к этому пониманию. Таким образом, достичь Абсолюта можно только отказавшись от всякого желания его покорить.

Примечания

1.French, ed., Einstein, pp. 275-276.

2.A.C.Bhaktivedanta Swami Prabhupada, Bhagavad-gita As It Is, text 5.29, pp. 303-304.

3.Ibid., text 18.66, p.834.

4.Ibid., text 4.34, p.259.

5.Kaviraja, Sri Caitanya-caritamrita, Madhya-lila. vol. 8, text 22-48, p.351.

6.Регулирующие принципы процесса бхакти-йоги, принятые в обществе просветленных садху, ярко описываются в "Шри Чайтанйа-Чаритамрите". Их можно сравнить с правилами научного исследования, принятыми в кругу ученых.

7.A.C.Bhaktivedanta Swami Prabhupada, Srimad Bhagavatam. Canto 2, vol.1, text 2.6.41, pp. 347.

8.A.C.Bhaktivedanta Swami Prabhupada, Bhagavad-gita As It Is,

text 6.7,'pp. 315.

9. Мы специально остановились на этом, поскольку существует множество неавторитетных систем йоги или медитации, в которых не выполняются даже основные правила контроля чувств. Стремление к самоосознанию с помощью таких систем можно сравнить с попыткой зажечь костер, постоянно поливая его водой.

10.A.C.Bhaktivedanta Swami Prabhupada, Srimad Bhagavatam. Canto 1, vol.1, text 1.2.19-20, pp. 116-118.

И.Повторение этой мантры рекомендовано в "Калисантарана Упанишад". (См. A.C.Bhaktivedanta Swami Prabhupada, Teaching of Lord Caitanya, pp.203-204).


276

Глава 9

12.A.C.Bhaktivedanta Swami Prabhupada, Srimad Bhagavatam. Canto 1, vol.1, pp. 41-42.

13.Ibid.,p.41.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Дополнительные сведения из теории информации

Мера информативности, используемая нами в главе 5, является объектом изучения дисциплины, получившей название алгоритмической теории информации. Настоящее приложение посвящено обсуждению относящихся к данной области определений и теорем, использованных нами в разделах 5.2 и 5.3. Здесь же мы приводим краткий обзор наиболее важных результатов. Более подробный анализ содержится в книге Томпсона (Thompson, 1980), посвященной исследованию функций наблюдения с точки зрения теории информации теории. С основами алгоритмической теории информации можно ознакомиться также в обзоре Чейтина (Chaitin, 1977).

Для того чтобы дать определение информационного содержания, введем понятие «компьютер», обозначив его символом С. В дальнейшем мы подразумеваем, что компьютер С воспринимает в качестве программ битовые строки Р, написанные на определенном языке, подобном языку программирования BASIC. Обозначим символом R совокупность рациональных чисел. Далее мы будем говорить, что программа P вычисляет при помощи

компьютера С функцию n-го порядка, X:R" ->R в том смысле, что С вычисляет результат X(Yi,...,Ya), используя входные данные Y\,..., Yn eR (если n = 0, то X— константа, а входные данные отсутствуют).

Для определения меры информационного содержания пригоден любой достаточно мощный язык программирования. Тем не менее по поводу языка программирования нами были сделаны определенные предположения с целью упрощения алгебраических действий теории информации. Некоторые из этих предположений разъясняются по ходу изложения, об остальных можно прочесть в книге Томпсона (1980). Мы будем считать, что программы записываются при помощи алфавита, состоящего из 64

символов, каждому из которых отводится 6 бит информации. В алфавит входят цифры 0,...,9 и буквы A,...,Z. При этом предпола-

гается, что кодировка любого целого числа 0<х<2"на выбранном нами языке программирования требует не более

« + 61о§10(л) + 12 бит. Также подразумевается, что компьютер


278

Приложение 1

дает возможность обрабатывать рациональные и целые числа с произвольным количеством значащих цифр.

Пусть A'iR"-^— функция л-го порядка, которую можно вычислить при помощи компьютера С. Информационное содержание такой функции было определено А.И. Колмогоровым (A.I. Kolmogorof, 1968), Г. Чейтином (G. Chaitin, 1977) при помощи соотношения

L(X\C) = min{/(P): P вычисляет Xпри помощи С},

(25)

где /(Р) — длина программы Р, то есть количество бит в строке Р.

Из этого определения видно, что информационное содержание не является абсолютной величиной и зависит от конкретного компьютера С. Тем не менее для каждого данного С подавляющее большинство функций X обладает значительным информационным содержанием. Количество программ P длиной не более k не превышает 2k. Следовательно, количество целых чисел

О < л:< 2", для которых L(X\C) <_k не превышает 2k, хотя данный интервал содержит 2" чисел. Наше предположение по поводу кодирования целых чисел посредством данного языка программирования означает, что

адС)<36+61оё,0(и) + п,

(26)

и, следовательно, большинство состоящих из n бит двоичных чисел обладает информационным содержанием порядка п.

В компьютер С можно ввести т внешних функций или кон-

имени. Обозначим такой компьютер C(F\,..., Fm) и записываем

l(X\Fl,...,Fm) = L(X\C(Fl,...,Fm)l

а

также

L(X) = L(X\C).

стант F\,...,Fm, которые могут

вызываться

программой по их

L(X\ F\,..., Fm) есть мера дополнительной информации,-необхо-

димой для описания X при условии, что F\,...,Fm известны. Язык

программирования сформулирован так, что

 

L(X\Fl,..., Fm n}<L(X\F,,..., FJ,

(27)

и

 

L(X\ F,,..., FJ< L(X\Fi,..., Fm+l) + L(Fm+1 \ F\,..., FJ.

(28)

Далее мы рассматриваем основную теорему, определяющую соотношение информационного содержания и вероятностей событий в математической модели физической системы.