ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.06.2024
Просмотров: 1056
Скачиваний: 0
Христос часто возвращается к этой идее, и в его объяснениях она утрачивает свою жестокость, ибо становится понятно, что в "спасении" или "гибели" каждого человека нет ничего предопределенного или неизбежного, что и то, и другое зависит от самого человека, от его отношения к себе, к другим, к идее Царства Небесного.
В следующих притчах Христос снова подчеркивает идею и значение эзотеризма в его отношении к жизни, его малую внешнюю величину по сравнению с жизнью; он указывает, однако, на его громадные возможности и значение, на особое качество эзотерических идей: они приходят лишь к тому, кто понимает и высоко оценивает их смысл.
Эти краткие притчи, в каждой из которых заключено содержание всего евангельского учения, замечательны и как произведения искусства.
Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,
Которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не скисло все.
Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им...
Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое нашед человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то.
Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
Который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.
Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,
Который, когда наполнился, вытащили на берег и севши хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
(Матф. XIII, 31-34 44-48)
В последней притче опять содержится идея разделения, отбора. Далее Христос говорит:
Так будет при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных,
И ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
И спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи!
(Матф. XIII, 49-51)
Но, очевидно, ученики не совсем поняли сказанное или поняли что-то не так, смешали новое объяснение со старым, потому что Христос тут же говорит им:
...Поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
(Матф. XIII, 52)
Это замечание относится к интеллектуальному изучению евангельского учения, к попыткам его рационального истолкования, когда элементы эзотерических идей смешаны с голой схоластической диалектикой, новое со старым.
Последующие притчи и поучения содержат ту же идею отбора и проверки; только тот человек, который создает внутри себя Царство Небесное со всеми его законами и правилами, может войти в Христово Царство Божие.
Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими.
Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
А когда он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить;
Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: "Государь! Потерпи на мне, и все тебе заплачу".
Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
Раб же тот вышед нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: "Отдай мне, что должен".
Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: "Потерпи на мне, и все отдам тебе".
Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и пришедши рассказали государю своему все бывшее.
Тогда государь его призывает его и говорит: "Злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?"
И разгневавшись государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
(Матф. XVIII, 23-34)
За этим следует рассказ о богатом юноше и о трудностях, испытаниях и препятствиях, которые создает жизнь, ее сила и привлекательность, в особенности же для тех, которые владеют многим.
Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
(Матф. XIX, 20-24)
Слово "богатый" опять-таки имеет, конечно, много значений. Оно содержит идею "привязанности", иногда идею большого знания, великого ума, таланта, положения, славы – все это суть "богатства", которые закрывают вход в Царство Небесное. Привязанность к церковной религии также является "богатством". Только в том случае, когда "богатый человек" станет "нищим духом", откроются для него врата в Царство Небесное.
Следующие разделы Евангелия св. Матфея рассматривают различные виды отношения к эзотерическим идеям.
Некоторые люди жадно за них хватаются, но вскоре отбрасывают; другие сначала противятся им, но впоследствии серьезно их воспринимают. Таковы два типа людей. Один тип – это человек, который сказал, что пойдет, и не пошел; другой – сказавший, что не пойдет, и затем пошедший. Далее, люди, которые не имеют успеха в жизни, занимают очень низкое положение, и даже преступники, "мытари и блудницы" с точки зрения Царства Небесного, оказываются иногда лучше самоуверенных праведников.
А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подошед к первому, сказал: сын! пойди, сегодня работай в винограднике моем.
Но он сказал в ответ: "не хочу"; а после, раскаявшись, пошел.
И, подошед к другому, он сказал тоже. Этот сказал в ответ: "иду, государь"; и не пошел.
Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие;
Ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видевши это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.
(Матф. XXI, 28-32)
Далее следует притча о хозяине дома и ее объяснение, в котором угадываются глубокие идеи космического порядка, относящиеся, возможно, к перемене циклов, т.е. к смене неудавшегося опыта новым, как об этом говорилось в главе I. Эту притчу можно отнести ко всему человечеству; она указывает на взаимоотношения между внутренним кругом человечества и его внешним кругом.
Выслушайте другую притчу. Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;
Виноградари, схвативши слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили также.
Наконец послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.
Но виноградари, увидевши сына, сказали друг ругу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.
И схвативши его, вывели вон из виноградника и убили.
Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
(Матф. XXI, 33-41)
Далее следует та же идея отбора и указание на разное отношение людей к идее Царства Небесного:
Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего.
И послал рабов своих звать званных на брачный пир; и не хотели придти.
Опять послал других рабов, сказав: скажите званным: "вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир".
Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;
Прочие же, схвативши рабов его, оскорбили и убили их.
Услышав о сем, царь разгневался и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.
(Матф. XXII, 2-7)
Далее излагается притча о людях, которые желают вступить в эзотерический круг, но не готовы к этому:
Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званные не были достойны;
Итак, пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
И рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых, и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
Царь, вошед посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду.
И говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
Тогда царь сказал слугам: связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
Ибо много званных, а мало избранных.
(Матф. XXII, 8-14)
После чего идет одна из самых известных притч – притча о талантах:
Как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
Точно также и получивший два таланта приобрел другие два;
Получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
И подошед получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: "господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них".
Господин его сказал ему: "хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего".
Подошел также и получивший два таланта и сказал: "господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них".
Господин его сказал ему: "хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего".
Подошел и получивший один талант и сказал: "господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал;
И убоявшись пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое."
Господин же его сказал ему в ответ: "лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
Посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я пришед получил бы мое с прибылью;
Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет.
А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов".
(Матф. XXV, 14-30)
В этой притче содержатся все идеи, связанные с притчей о сеятеле; кроме того, в ней налицо и идея смены циклов и уничтожения непригодного материала.
В Евангелии св. Марка есть интересная притча, которая объясняет законы влияния внутреннего круга на внешнее человечество:
И сказал: Царство Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю.
И спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он;
Ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе;
Когда же созреет плод, немедленно посылает серп; потому что настала жатва.
(Марк, IV, 26-29)
И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать;
Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.
(Марк, IV, 33-34)
Продолжение этой идеи "жатвы" – в Евангелии св. Луки:
Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
(Лука, X, 2)
В Евангелии св. Иоанна та же идея развита еще более интересно:
Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут;
Ибо в этом случае справедливо изречение: "один сеет, а другой жнет".
Я послал вас жать то, над чем вы не трудились; другие трудились, а вы вошли в труд их.
(Иоанн, IV, 36-38)
В приводимых выше местах в связи с идеей "жатвы" затрагивают и некоторые космические законы. "Жатва" происходит только в определенное время, когда зерно созрело, и Иисус подчеркивает эту особенность времени жатвы, равно как и общую мысль о том, что не все может происходить в любое время. Для эзотерических процессов необходимо время. Разные моменты требуют разных действий, соответствующих им.