ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
Общие сведения о композиторе
Владимир Владимирович Каризна
Родился в 1962 году. Окончил Белорусскую государственную консерваторию по классу композиции профессора Е.А.Глебова (1990). Член Союза композиторов Беларуси (1991).Композитор Владимир Каризна работает в различных музыкальных жанрах. Он является автором сочинений крупной формы, камерно-инстурментальной и вокальной музыки, в которых стремится к яркой образности и выразительности средств музыкального языка. Произведения композитора связаны с романтической традицией. Музыка В.Каризны привлекает тонким ощущением гармонического колорита, выразительностью мелоса, яркостью тембровых красок. В этом стилистика произведений опирается на классико-романтическую традицию в сочетании с новыми приёмами композиторской техники. Особенной популярностью пользуются песни В.Каризны. Их отличает светлая лирика и эмоциональная непосредственность. За песни «Зямля мая» и «Звон часу» композитору присвоено звание лауреата республиканских конкурсов патриотической песни (1986, 1987)
Произведения для хора: «Калi вецер вее»; пять хоров на стихи М. Богдановича( «Прыйдзе вясна», «Падвей», «Над возерам», «Па-над белым пухам вишняу», «Вечар» 1985г.); Три хора на стихи В. Каризны («Таемнасць цiшынi», «Ражок», «Думай чалавек»,1992г.)
Общие сведения об авторе литературного текста.
Каризна Владимир Иванович
Родился 25 мая 1938 года в деревне Закружка Минского района. Окончил филологический факультет Белорусского государственного университета. Работал в школе, на белорусском радио, в издательстве «Юнацтва», в журнале «Криница». Печатается с 1956 года. Издал поэтические сборники «Край мой синеокий», «Журавлиный рассвет», «Свет ливня», «Тишина борозды», «Музыка в свете», «Души взволнованная мелодия», «Доля Русь наша Белая» и другие. Многие песни на его стихи стали популярными в народе. Он автор текста государственного гимна Республики Беларусь. Лауреат Государственной премии и премии Федерации профсоюзов Беларуси.
Анализ литературного текста
«Таемнасць цiшынi»
Вецер дзьме у саломку цiшы,
Вецер квеценi белай i рос.
Раскiдае вугельчыкi у сумнай душы
I запальвае зоркi нябес.
О сiняя таемнасць цiшынi,
Агнем нязнаным сэрца ахiнi.
Спалi мой боль. Не маю сiлы больш.
I нават хмарку ветрам праганi.
За сялом у туманным гаi,
Дзе нi спяць а нi казкi, нi сны
Заспявалi адзiн за адным салауi,
Аж у сэрца кальнулi яны.
Азерау сiнь нябесау зорных сiнь.
Далi нам вечар i забралi дзень.
I ты душа i сумм i боль адкiнь
I засвяцiся зоркамi надзей.
Идея:Тема, печали, одиночества, боли, грусти , пусть светлой , но грусти, а за всем этим яркая звезда надежды, и эту надежду как раз подчеркивает красота описанной природы. Ведь человек в особо тяжелые моменты своей жизни не способен замечать, как прекрасен окружающий мир, его не трогают ни небес синь, ни шепот ветра, ни песнь соловьев. Все таки - надежда, надежда и вера в хорошее.
Содержание: в произведении говорится о душе,которая даже в моменты светлой грусти с восторгом и упоением описывает красоту родной земли. И неотделима душа белоруса от этого благодатного края, где и шепот ветра мил, и синь небес вселяет надежду
В произведении нет единого стихотворного размера. Первый столбик- анапест(трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге)
Ве-цер дзьме у са-лом-ку цi-шы,
Ве-цер кве-це-нi бе-лай i рос.
Рас-кi-да-е ву-гель-чы-кi у сум-най ду-шы
I за-паль-ва-е зор-кi ня-бес.
Второй столбик-ямб (двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге)
О сi-ня-я та-ем-насць цi-шы-нi,
Аг-нем ня-зна-ным сэ-рца а-хi-нi.
Спа-лi мой боль. Не ма-ю сi-лы больш.
I на-ват хмар-ку веет-рам пра-га-нi.
Третий столбец, снова возращение к первоначальной стихотворной стопе (анапест).
Четвертый столбец-ямб, но на двух последних строчках возникает пиррихий (пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе).
А-зе-рау сiнь ня-бе-сау зор-ных сiнь.
Да-лi нам ве-чар i заб-ра-лi дзень.
I ты ду-ша i сум i боль ад-кiнь
I зас-вя-цi-ся зор-ка-мi на-дзей.
Музыкально-теоретический анализ
Форма произведения и его структурные особенности
Хор «Таемнасць цiшынi» написан в простой двухчастной строфической форме
В каждой строфе можно выделить два раздела (предложения).Первое предложение первой строфы(1-4тт.) начинается каноном. Второе предложение(5-12тт.) расширено за счет построения литературного текста.
Вторая строфа схожа с первой по принципу построения, однако характеризуется развивающим типом изложения: первое предложение(13-17тт.)- фугированное вступление голосов; второе предложение(18-25тт.)- в музыкальном отношении реприза, но с изменением литературного текста. В этом же предложении находится кульминация всего произведения(22-25тт.).
Жанровая основа произведения - песня лирического характера. Для этого жанра характерно:
мелодия и текст состоят из равных построений (строф и куплетов),
Музыка подчиняется слову,
Наличие певучей мелодии,
Простой гармонический язык.
Ладовая и тональная основа
Основная тональность- с moll. В произведении встречается ряд отклонений: в Es –dur в 10 такте первой строфы
Во второй строфе в 23 такте отклонение в As-dur
В 24 такте отклонение в f-moll. И в заключительном аккорде на слове «надзей» внезапно звучит одноименный С-dur, выражающий надежду и просветление.
Мелодическая и интонационная основа
На протяжении всего произведения мелодию ведут разные партии хора, чаще S. В 5-8тт. и 18-21тт., мелодия имитационно проводится в разных партиях: сначала у S1, затем Т, Б и наконец в партии альтов. В 13-15 тактах (вторая строфа) мелодия проходит в виде небольшого фугато в такой последовательности: Б-Т-А-S , затем снова возвращается в партию S. И в кульминации произведения она снова не остается у партии S, а переходит в партию Б.(22-24тт). Мелодия в произведении легкая, изящная и светлая. Ритм мелодии фактически однообразен. Композитор бережно относится к слову и использует мелодический речитатив. В мелодии встречаются скачки на большие интервалы (ч8,ч5,м6), чаще всего они бывают на стыках фраз(2такт) и логических ударениях во фразах(затакт 10 т. на словах «не маю», 17 т. «кальнулi», 22т. «I ты, душа, i сум…»). В основном же мелодия движется поступенно. В мелодии очень тонко передан мягкий, лирический характер произведения.
Особенности гармонического языка
В произведении преобладают плагальные гармонии(S, II, VI ступеней), которые взаимодействуют в различных интервальных отношениях.
В предложениях часто встречаются не замкнутые коденции на D(4,12,17тт). Один раз в 10 такте встречается прерванная каденция(D43 g-moll в Es-dur . В заключительной каденции композитор употребил D7ь5(24т.) для усиления колористического эффекта последующего разрешения в C-dur.
Метроритм
Двенадцатидольный метр, в котором написана партитура, выражен размерам 12/8. Этот сложный размер выражает наличие в такте одной сильной (первой) и одной относительно сильной (седьмой) доли. Однако за изменением размера стиха, следует и изменение музыкального размера в произведении. Так например, в 5-11 и 18-23тактах (размер стиха-ямб) музыкальный размер становится четырехдольным(1 доля сильная,3 относительно сильная ). Один раз в партитуре появляется размер 9/8 (15 такт.), и размер 5/4 в 24 такте при смене размера (пиррихий).
Темп и агогические отклонения
Темп произведения-Andante (не спеша, по метроному 66). Больше изменений в темпе нет. Только в конце, в кульминации есть небольшое расширение.
Динамические оттенки
Динамические оттенки разнообразны: от pp до f. Вся динамика в произведении указана самим композитором.
Фактурные особенности и музыкальный склад
Фактура изложения гомофонно-гармоническая с элементами имитационности.
Мелодию ведут чаще всего S. Хоровая ткань в основном четырехголосная, но встречается пятиголосие (5-8, 18-21тт.) и шестиголосие (22-23тт.). Для начала фраз характерно поочередное включение партий в хоровую ткань. В кульминации звучит шестиголосие.
Связь музыки и поэтического текста
Говоря о соотношении музыкального и поэтического текстов в анализируемой партитуре, необходимо отметить, что они, в основном, структурно совпадают. Это относится как к совпадению ударений, так и взаимосвязи на уровне расчленённости фраз. Так, например, первому четверостишью соответствует первая четырехтактавая музыкальная фраза:
Вецер дзьме у саломку цiшы,
Вецер квеценi белай i рос.
Раскiдае вугельчыкi у сумнай душы
I запальвае зоркi нябес.
Это проявляется также в совпадении метрической структуры музыкального и стихотворного размеров, тесной взаимосвязи гармонии и слова («сны»-Es-dur d 15 такте, «надзей»-С-dur в окончании).
Вокально-хоровой анализ
Тип и вид хора
Произведение написано для смешанного хора, состоящего из четырех основных партий: S, А, Т, Б. В партитуре встречается divisi: у сопрано(2,4,6-9,20-24тт), альтов(2,19,23тт), теноров(2,23тт), басов(2,22,23тт), способствующее более плотному и красочному звучанию аккордов.
Диапазон и тесситурные особенности
Общий диапазон хоровой партитуры составляет три октавы: g большой октавы- g второй октавы.
Диапазон партии S1 и S2: f первой октавы- g второй.
Диапазон партии A1 и А2: с первой октавы- с второй.
Диапазон партии Т1 и Т2: g малой октавы- g первой.
Диапазон Б: g большой – es первой октавы.
Если говорить о тесситурной составляющей, то необходимо отметить что партии сопрано и альтов находятся в удобной для них тесситуре. Однако постоянное пение на переходных звуках между регистрами у сопрано и скачки на широкие интервалы(ч8,м7,м6) вызовут определенные интонационные трудности в исполнении. В партии басов также встречается ряд тесситурных проблем. Это - появление нот верхнего регистра на протяжении всего произведения, часто на нюансах p и mf(7,11,15,20,24тт.).
Соотношение естественного и искусственного тесситурного ансамбля
Тесситурные особенности партий хора, как уже говорилось ранее, различны. Исходя из этого, соотношение естественного и искусственного ансамблей будет варьироваться в зависимости от того, насколько совпадают или не совпадают их тесситурные условия в различных фрагментах партитуры.
К примеру, в первом хоровом фрагменте(1-4тт.) все партии поют в удобном для себя регистре на нюансе р и mp. Так как для среднего регистра этот нюанс является естественным, следовательно, здесь получается естественный ансамбль.
Искусственный ансамбль в партитуре образуется на некоторых аккордах: затакт(S) к 7 такту и дальнейшее проведение темы у партии басов на нюансе mp, в то время как у других партий мы можем наблюдать хоровую педаль в удобной для них тесситуре.
В партии сопрано в 17 такте, терцовый ход, на выдержанных нотах тенора и баса, и последующий скачок у сопрано и альта на м7, потребует создание искусственного ансамбля.