ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенности использования тембровых красок и хоровая "оркестровка".

Данное произведение выделяет две колористические линии: первая- мягкое, светлое звучание(возможность использования головного и микстового звучания в партиях), вторая- объемное и яркое исполнение в кульминации(22-25 тт.).

Приемы хорового письма

Композитор использовал в этом произведении два вида хорового письма. Это гамофонно-гармоническое изложение и полифоническое.

Виды хорового дыхания

Хоровая партитура произведения должна исполняться в основном на цепном дыхании. Чему способствуют длинные литературные фразы. Однако в некоторых моментах нужно сделать общехоровое дыхание, которое осуществляется преимущественно по фразам и во время пауз. В первую очередь это дыхание перед началом новой фразы (затакт 5т.,9т., 13т., 22т). Такое дыхание необходимо для того, чтобы спеть данные аккорды с хорошей атакой звука и чёткой артикуляцией. Если же дыхание не брать, то может возникнуть скомканность и неодновременное произношение текста хором, и как результат: утеря смыслового содержания произведения.


Исполнительский анализ

Интонационный ансамбль

Представляет в исполнении некоторые трудности из-за гармонической фактуры письма. Дирижеру следует обратить внимание на такие интервалы , как: ч5, ч4, б3 и м3, а также интонации секундного соотношения. Поочередное вступление каждого голоса хоровой партии, потребует от исполнителей не только внимания, но и умения предслышать возникающие интервалы и аккорды. Divisi во вступлении и окончании, при интонировании аккордов 6, 4, 2 ступеней, может интонироваться неточно. Дирижеру следует добиваться их выверенности не только по горизонтали, но и по вертикали. Хормейстер должен точно выстраивать его вертикальную структуру и помогать певцам почувствовать гармоническую краску. . Важная роль отводится и унисону, возникающему внутри хоровых партий, так как часто, за этим следует расхождение в интервалы(у S: 5-9, 22-25тт. у Б: 22-25тт).

Интонация играет в исполнении немаловажную роль, как уже говорилось ранее из-за своей фактуры. Строй сложно держать и за счет высокой тесситуры возникающей в партии басов в динамике mр. Для сохранения строя большую роль будет играть мимика и жест дирижера: предупреждающий и поддерживающий хоровые партии.

Характер произведения требует мягкого, плавного голосоведения, несмотря на скачки. Для достижения ансамбля можно воспользоваться следующими методами:

- пропевание в замедленном темпе – медленный темп даёт певцам больше времени для вслушивания в то или иное звучание, для контроля над ним;

- остановка на звуках или аккордах составляющих сложный интонационный или гармонический оборот;

- все ходы вниз следует петь на опорном дыхании, чтобы не занизить звучание;

- выдержанные звуки (в конце построений) петь с тенденцией к повышению.

Ритмический ансамбль

В произведении определенные ритмические трудности будут связаны с исполнением вступлений: затакта, исполнения пауз, шестнадцатых. Что потребует от дирижера точных и лаконичных снятий и показов.

Основные проблемы, связанные с исполнением этого произведения с ритмической стороны партитуры, лежат в установлении чёткого ритмического взаимодействия всех хоровых партий. Нарушение ритма: недопевание долгих длительностей при появлении коротких, ускорение мелких длительностей.


Для избежания этих недостатков полезно использовать способ условного ритмического дробления крупных длительностей на более мелкие, что ведёт к воспитанию у них ощущения ритмической пульсации. Также эффективным приёмом является проговаривание литературного текста на одном звуке (внимание сосредотачивается на ритмической стороне, что способствует более быстрому освоению того или иного сложного оборота). Необходимо внимательное отношение к паузам. В данном случае, полезно воспользоваться советом Г.Г.Нейгауза «…Тишину, перерывы, остановки, паузы надо слышать, это тоже музыка!...Полезно также перерывы эти, мысленно продирижировать…». Во всех случаях дирижёр, опираясь на чёткое ощущение метра и внутридолевой пульсации, должен достичь необходимого ритмического ансамбля. Основные длительности:

Темповый ансамбль

Как уже отмечалось, данный номер написан в рамках единого темпа. Это, однако, не говорит о том, что всё произведение необходимо выдержать строго в рамках единого темпа. Небольшие агогические оттенки на смысловых акцентах(), или в окончании фраз(22-24тт) привнесут в исполнение этой партитуры необходимую долю выразительности, помогут лучше раскрыть музыкальный образ произведения. Найти надлежащую скорость движения- это лишь часть дела. Главное – почувствовать пульс музыки, соотношение длительностей звуков в движении и выразительную игру акцентов.

Динамический ансамбль

В данном произведении динамические нюансы указанные композитором (графически) можно обозначить так: от pр до f(Стоит отметить, что авторское f упоминается только один раз в 22 такте). Достаточно труден убедительный показ piano и pianissimo, ведь именно такая динамика показывает профессиональный уровень подготовки хора. Ясный показ forte, как правило, больших трудностей не вызывает. При этом, однако, необходимо динамически дифференцировать голоса, несущие основную мелодическую нагрузку от голосов, более нейтральных. У композитора мелодию в основном ведут сопрано, но в партитуре есть исключения: 5-8тт.,13-15тт. и 18-20тт, где тема переходит из одной партии в другую. Поэтому их следует несколько выделить по отношению к другим партиям.

Именно динамические изменения придают звуку реальности, жизненность и человечность. Однако дирижеру не стоит забывать, что по-настоящему художественно-выразительные крещендо и диминуэндо получаются только в том случае, если они выполнятся постепенно и равномерно. Для художественно-убедительного воспроизведения нюансов дирижер должен точно знать: откуда и куда идет звуковое нарастание или затухание, точно рассчитывать прогрессию роста и убывания звучности. В данном случае он ориентируется только на свой художественный вкус и чувство меры.


Штриховой ансамбль

Основной способ звуковедения в этом хоре – legato. Для придания музыке большей выразительности, возможно, некоторое подчёркивание мелодической линии в кульминационном разделе. Композитором выделена кульминация с помощью динамики f (22-25тт.).

Тембровый ансамбль

Академическому хору свойственна единая манера формирования звука, под которой подразумевается правильное звукообразование с одинаковой степенью округления гласных. Для этого необходимо формировать открытые гласные по образу прикрытых. Например, а, мысленно представляя о, и как ы, е как ё и т.д. Имеют большое значение и согласные. От произношения согласного звука зависит окраска последующего гласного, окраска всего слова. В этом произведении согласные должны произноситься чётко, упруго, легко. На тембр влияет психологическое единомыслие певцов. У певцов должно сложиться ясное представление о художественной стороне произведения. Также можно воздействовать на тембр с помощью – дирижёрского жеста и мимики, умения объяснять хору нужный характер звучности.

Дикционный и орфоэпический ансамбль

Хорошая дикция в хоре способствует хорошей интонации и звуковедению. Особенности произношения текста заключаются в верно организованной работе над произношением гласных и согласных звуков.

Хор написан на белорусский текст, поэтому следует точно соблюдать произносительные нормы данного языка: удвоенные согласные(«туманным»13 т., «дзьме, надзей»). Также следует обратить внимание на стыки слов: «сiнь, нябесау; нават хмарку; адзiн за адным; сялом у туманным; таемнасць цiшынi».Для необходимой при штрихе leqato слитности, в исполнении нужно придерживаться определенных правил: все гласные максимально допеваются, а согласные произносятся коротко и мягко.

Шипящие согласные - с, ш необходимо предельно укорачивать, чтобы не создавать впечатление свиста и шума. В партитуре часто встречаются звонкие и сонорные согласные звуки, которые необходимо произносить четко и на высоте гласной. Дирижеру следует обратить внимание, что в произведении бывают моменты, когда разные голоса поют одновременно разный текст(3-4,5-9,11-15тт). Если все слова в такие моменты будут произноситься одинаково ясно, то текст окажется недоступен слушателям. В таком случае следует применить прием называемый «слововедение». Голоса, которые поют текст полностью («двигают сюжет»), произносят их четко, ясно; голоса же, которые поют слова частично, не полностью, произносят их менее ясно («мнут текст»). Таким образом, сохраняется музыкальная ткань звучания, а до слушателей доходит текст, который произносится четко и ясно.От ясности слов в одинаковой мере зависит смысл и доходчивость песни - ее судьба.


Исполнительская фразировка

В хоровом исполнительстве фразировка зависит от строения как музыкального, так и поэтического текста. Важно следить за их соответствием. В произведении «Таемнасць цiшынi », музыка полностью подчиняется поэтическому слову. Поэтому очень важно сохранение целостности строфы. Здесь дирижер будет отталкиваться от имитационного вплетения партий в музыкальную ткань, с опорой на динамическое развитие. Особенно большое значение для объединения целого или членения на фразы в хоровом пении имеет дыхание. Благодаря цепному дыханию, в произведении объединяются в одно целое, все небольшие мотивы внутри фраз. Исполнители должны ясно представлять себе, что в каждом мотиве есть более важная интонация, в каждой фразе - более важный мотив, в каждом предложении - более важная фраза. Важный момент - правильное распределение певческого дыхания и динамики. Фразу следует начинать постепенно, как бы из ничего, с мягкой атаки, предвидя последующее ее развитие. Вопросы о том, как начать фразу, как развернуть ее движение - постепенно или внезапно, как приблизить ее к кульминационной точке, должны быть постоянно в поле зрения дирижера.

Дирижер должен выработать умение мыслить «горизонтально», то есть слышать предыдущее и последующее, ощущать связь фраз между собой. Исполняя фразу, нельзя забывать о том, что перед ней и после нее стоят другие, с которыми она должна быть согласована. Если фраза станет не в меру самостоятельной, это неизбежно нарушит логику и органичность музыкальной речи в данном произведении.

Репитиционный план

Разбирать произведение нужно небольшими частями, относительно законченными построениями, но дальше останавливаясь на более трудных. На первом этапе разучивания внимание требует интонационная и метроритмическая точность исполнения. В случае нечистого интонирования можно использовать упражнения, включающие данный мелодический оборот или отдельную интонацию. Вместе с тем с самого начала нельзя упускать из вида и другие моменты. В частности необходимо, чтобы участники хора чувствовали и осознавали направление музыкальной речи, фразировку, опорные точки (слова) к которым устремляется мелодическое движение, иначе пение будет представлять собой формальное чтение нотных знаков.

Темп: разучивание происходит в темпе быстрее, чем указывает композитор, для удобства разучивания и контроля внимания у исполнителей.