ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
Хор «Русская земля» написал советский композитор Александр Степанович Ленский, советский композитор. Он родился 25 марта 1910 года в с. Нечаевка Саранского уезда Пензенской губернии, умер 7 октября 1978 года в Москве. В 1937 году он окончил Московскую консерваторию по классу композиции Г.И. Литинского и по классу хорового дирижирования Г.А.Дмитриевского. В 1932- 1937гг. Ленский – руководитель коллективов художественной самодеятельности в Москве. Он работал преподавателем студии для композиторов-мелодистов при Союзе композиторов Таджикской ССР (1937- 1946гг). В 1939- 1944гг. Ленский работает художественным руководителем оркестра народных инструментов филармонии в Сталинабаде. В 1942- 1955гг. Александр Сергеевич – председатель правления Союза композиторов Таджикской ССР. С 1955 года Ленский жил в Москве. В 1955- 1956 г. и в 1968-1970 Александр Сергеевич преподаёт в институте им. Гнесиных, в 1966- 1974 г.- института культуры (с 1967 г. доцент). Ленский – составитель фольклорных сборников, автор книг «Таджикская ССР. Музыкальная культура союзных республик», «Пособие по хоровой аранжировке».
Сочинения: оперы – «Тахир и Зухра», «Невеста», «Донецкая быль», «Хосият», «Лесная сказка», «Яков Шибалок»; для солистов, хора и симфонического оркестра - «Кантата о Ленине»; кантаты: « Победа», «Слава партии», Слава Родине мира», «Пионерия»; писал симфонии, сюиты; для голоса и фортепиано- романсы на стихи таджикских поэтов-классиков: М. Миршакара, С.Щипачёва, М.Танка. Ленский написал свыше 100 хоров на слова революционных поэтов: Ф.Тютчева, П.Бровки, Н.Брауна, Н.Грибачёва, А.Досталя, Б.Дубровина, А.Недотонова, А.Прокофьева, В.Сидорова и др., в т.ч. циклы: «1905 год», «Это твоя весна», полифонический триптих «Гроза идёт»; песни на слова советских поэтов; музыка к драматическим спектаклям и фильмам; обработки русских, украинских, белорусских, таджикских, калмыцких народных мелодий.
Хор написан на стихи советского поэта Александра Андреевича Прокофьева (1900 – 1971 гг.). Масштабность замысла, ясность языка и поэтической формы, ориентированных на северо-русский говор и фольклор, отличают его эмоциональную и патриотическую поэзию.
Всё детство Прокофьева прошло на Ладоге до 1915 года. Затем его привезли учиться в школу в Петербурге. Впервые его стихи появились в журнале «Резец» и в сборнике «Октябрь» в 1923-1925гг. Прокофьев стал известен после выхода сборника «Разбег». У него очень много книг: «Улица Красных Зорь», «Победа», «Сотворение мира». Книги 30-х годов: «Временник», «Прямые стихи», «Крылья», «Слава». В этих стихах выражено переживание за судьбу Отчизны.
Сборники стихов военных лет: «Таран», «Атака», «Фронтовые стихи», «Гармонь», «Россия».
Романтическим восприятием мира отличается поэма «Россия» - одно из самых значительных произведений русской поэзии, созданных в годы Великой Отечественной войны. За эту поэму Прокофьев был удостоен Государственной премии.
Его воспитывал фольклор, сначала окружавший парня с Ладоги, а потом пришедший в томах собирателей, исследователей песен и сказок. Он начал с иронического этнографизма, но вскоре пришёл к поэтизации народных традиций и обычаев.
Сборники Прокофьева последних лет - «Признания», « Яблоня над морем», «Мне о России надо говорить», «Приглашение к путешествию», «Родина», «Горислава» - несли черты новаторского, творческого отношения к фольклору. В этих стихах проявились весёлая победоносность и редкий дар соединять высокую страсть с усмешкой, улыбкой, что так характерно для народного творчества. В последних стихах звучит особый настрой, проникновенная лирика, чуть озорная, иногда сказочная, чаще частушечная и песенная, всегда очень искренняя.
Александр Ленский не полностью использует стихотворение Прокофьева: лишь 3 четверостишия о природе без перехода на личность (последнее четверостишие).
Густая роща в зареве заката
Вечернею водой отражена.
И кажется вот-вот на перекатах
Замрёт неугомонная волна.
Здесь всё такое милое, простое:
Склонилась ива к вербе, как сестра,
В густой траве цветы заснули стоя,
Никто их не разбудит до утра.
И спето всё, и всё отголосило,
И пал туман на долы и поля,
И тишина – не шелохнёт осина…
Спокойной ночи, русская земля!
Над ней лишь звёзды не смежили очи –
Сияют мериадами огней…
Так пожелай и мне спокойной ночи,
Как я желаю Родине своей.
Хор «Русская земля» написан в 3х-частной репризной форме. Первая часть написана в форме периода из 8 тактов. Вторая часть – период из 10 тактов. Третья часть – период из 11 тактов.
Склад изложения гамофонно – гармонический.
Произведение написано для 4х-голосного смешанного хора с divisi. Так в 9 такте звучит 7ми – голосие.
Диапазон хоровых партий:
Сопрано: d1 - g2;
Альты: b - d2;
Тенора: es - g1 ;
Басы: C - c1;
Общий диапазон : С – g2.
Общий диапазон хора большой. Ленский использует, как низкие, глубокие звуки у басов, так и высокие звуки у сопрано. Тесситура для всех голосов удобная. Звуковедение плавное (legato).
Хор начинается с мелодии, звучащей у теноров и альтов в малую терцию на фоне шагов сначала на м2, а затем на ч4 вниз в с- moll в размере 4⁄4. В 4 такте вступают сопрано в ч4 к альтам. В 6 такте меняется размер на 3⁄4.Первая часть заканчивается в размере 4⁄4 в тональности С-dur. Вся первая часть идёт на динамике р.
Вторая часть начинается в С-dur. Динамика f. У басов звучат устойчивые квинты, а у остальных голосов – нисходящие параллельные аккорды. Фактура плотная, гимническое звучание.
С 11 такта по 14 звучит имитация. Сначала тема звучит у А, а затем у Т, S и снова А.
С 15 такта идёт спад динамики, состояние покоя. Это связано с литературным содержанием. Часть завершается в g – moll.
Третья часть начинается с 3х-тактного повторения музыкального материала первых тактов первой части. Динамика р.
С 22 такта композитор рисует картину абсолютно беззвучной тишины. Звучат ровные вертикальные аккорды в Es – dur.
С 25 такта звучит пожелание «Спокойной ночи, русская земля!», которое проходит во всех голосах. Звучит Es – dur.
Ансамбль хора естественный. Композитор использует различные длительности: , , , , ; различные ритмические рисунки, особенно часто с пунктиром. Например: . В основном музыкальные темы изложены .
Гармония в хоре очень красочная. Ленский использует сложные многозвучные аккорды, часто применяет альтерации ступеней.
В начале произведения указан темп
Larghetto- несколько скорее, чем largo;
В 7 такте ritenuto- замедляя;
С 8 такта Piu mosso- более подвижно;
С 11 такта cresc. e poco agitato- громче и немного взволнованно, возбуждённо;
С 14 такта a tempo- в прежнем темпе;
С 19 такта Tempo І- первоначальный темп;
С 24 такта a tempo- в прежнем темпе;
С 27 такта ritenuto e dim.- замедляя и затихая.
Дыхание цепное и в паузах.
Мелодическая фразировка соответствует литературным фразам.
В произведении 2 кульминации. Первая кульминация находится в 9 такте (начало второй части). Она звучит на f в пунктирном ритме, взволнованно. Вторая кульминация находится в 25 – 27 тактах. Ровные длительности, динамика р.
В хоре встречаются ходы на терцию, кварту, квинту. От исполнителей требуется при плавном ведении мелодии хорошая интонационная гибкость там, где встречаются интервальные скачки в высоком регистре. Исполнение может быть затруднено указанием «cresc. e poco agitato». Нужно следить за тем, чтобы не было крикливого, форсированного звука. Он должен быть округлым, плотным в высокой вокальной позиции.
От дирижёра требуется чёткий показ всех вступлений и снятий звука, дыхания. Чтобы при хорошей хоровой звучности не пострадала ясность передачи текста, с одной стороны, и художественность впечатления с другой, надо особое внимание обратить на дикцию, добиваться чёткого произнесения слов с буквой «р» (роща, в зареве, отражена, на перекатах, замрёт и др.) и мягкого снятия окончаний. Так как в хоре много сложных многозвучных аккордов, то необходимо отрабатывать хоровые партии отдельно, а затем выстраивать их. Нужно следить за интонационной точностью октав.
Произведение «Русская земля» Александра Ленского является замечательным образцом советского хорового творчества: в нём есть и торжественный патриотизм и тонкий лиризм.
Список используемой литературы:
1.Л.А.Безбородова. Дирижирование. Учебное пособие, М. «Флинта»,2000 г.
2.Большая советская энциклопедия. М., 1974г.
3.А.Прокофьев. «Избранное», М., «Молодая гвардия», 1973г.
4.Н.В.Романовский. Хоровой словарь. Ленинград,1980г.
~