ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
Хор вступает в темпе, который приблизительно в два раза быстрее начального. Оркестр осуществляет гармоническую и мелодическую поддержку звучащего рефрена; подобная "туттийность" характерна для наполненных хоровых сцен и находит свое отражение во многих оперных сочинениях. Мелодия, входящая в основу рефрена, основана на распевном начале и квартовом ходе вниз на слова "слава" - ход на кварту, излюбленный русскими композиторами, часто используется как выражение героического характера. Литературный текст - "Солнцу красному слава в небе у нас, князю Игорю слава у нас на Руси!" – аллегорически сравнивает самобытную и видную фигуру Игоря Святославича с дневным светилом. Этот прием свойственен дошедшим до нас литературным источникам той эпохи, посему оправдан в контексте содержания оперы.
Первый эпизод начинают басы. В унисон с низкими струнными и духовыми инструментами оркестра мужские голоса на piano, но очень насыщенно ведут свою партию: "Туру ли ярому, князю Трубчевскому...". Альты и тенора подхватывают: "...Буй туру Всеволославичу", и несколько раз повторяется попевка "Слава" – при этом мелодическая основа на кварте звучит в басу, а остальные голоса создают ей своеобразное противопоставление. Второе предложение этого эпизода исполняет уже весь хор; мелодия, которая перешла к сопрано, становится более широкой и напевной. "Млад Володимиру да на Путивле, млад Святославу да князю на Рыльске" – поет хор, и вновь повторяется ход "Слава" аналогично предыдущему предложению за тем исключением, что последняя фраза – "...на Руси" - сопровождается rallentando, готовящим следующий эпизод. Происходит смена тональности на ми-мажор.
В этом эпизоде женские голоса трижды проводят с постепенным усилением звучности четырехтактовые фразы. Сопровождение основано на остинатной поддержке гармонии восьмыми – как уже упоминалось, роль этого приема заключается в создании светлого и прозрачного образа. Упругость и подчеркнутость движения помогают выявить внутренний подъем и эмоциональную насыщенность этой части. "С Дона великого до лукоморья слава звенит по степям половецким. В землях незнаемых славу поют вам" – звучит в хоре, и сопрано акцентированно исполняют уже квинтовую попевку "Слава, слава!" – при этом в оркестровом сопровождении преобладают тембрально высокие инструменты. В контраст им становятся басы, вязко и густо поющие "Славным князьям нашим" – основой для их мелодической линии служит первая фраза рефрена. Оркестровая фактура тоже опускается вниз. Эта фигурация повторяется еще раз со словами "Слава, слава! – Храбрым дружинам их", после чего на subito piano весь хор исполняет предложение, аналогичное тому, что звучало у сопрано и альта в начале этого эпизада, но более широкое как динамически, так и фактурно. Оркестр здесь уже играет роль гармонической основы; в нем дублируются все голоса хора. Слова – "И на Дунай-реке славу поют вам, славу поют вам красные девицы, льется их голос от моря до Киева". Несложно заметить, что повтор заключительных слов предыдущей фразы в начале последующей позволяет усилить развитие. В заключение этого эпизода опять звучит перекличка сопрано и баса, в этот раз на гораздо более яркой динамике и с большим эмоциональным наполнением.
Короткая связка в два такта - и звучит реприза. Темп в очередной раз увеличивается (композитор указывает animato), динамика возрастает до двух forte. Это указывает на кульминацию произведения, которая долго готовилась всеми предыдущими эпизодами. После проведения основной темы на паузе у хора в оркестре звучит в неизменном виде героический лейтмотив (первая фраза всего пролога), который затем проводится еще несколько раз при выдержанных длительностях у хора - "Слава, слава!". Именно здесь и звучит кульминационный момент, насыщенный сильными эмоциями и эпической героикой. Движение мелодии вниз у хора является характерным признаком завершения произведения; действительно, сразу после снятия хора в оркестре укрупненными длительностями в последний раз pesante проводится основная тема – и снимается на forte.
Русского человека можно согнуть, но сломить - никогда. На протяжении всей истории враги земли русской неоднократно пытались доказать обратное, но каждый раз из пыли, пепла и праха вновь вставали гордые, смелые люди - и бесстрашно шли навстречу судьбе, заботясь не о себе - заботясь о благе своей страны, своего народа.