ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 1920
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Развитие понятия культуры в современной этнологии
2. Типы причинности в культуре
4. Понятие уровней реальности и теория эволюции
5. Методологическая автономия уровней явлений
Глава 1. Фундаментальные характеристики культуры
Глава 1. Фундаментальные характеристики культуры
1. Боас и критика культурного эволюционизма
2. Малиновский: концепция первоистока и науки о культуре
3. «Естественная история» и поиски первоистоков
§113. Культурные паттерны и развитие культуры
§115. Типы конфигураций развития
§116. Проблема кривизны развития
§124. Проблема смерти культуры
II. Общие аксиомы функционализма
IV. Первые подступы к функционализму
АНТОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ КУЛЬТУРЫ
ТОМ 1. ИНТЕРПРЕТАЦИИ КУЛЬТУРЫ
1Санкт-Петербург Университетская книга 1997
Содержание
text.htm - glava01
Антропологическая традиция в исследовании культуры: вместо введения. л.а. Мостова........................................................ 5
text.htm - glava02
Фундаментальные характеристики культуры Лесли А. Уайт. Понятие культуры. Перевод Е.М. Лазаревой.. 17
text.htm - glava03
Джордж П. Мёрдок. Фундаментальные характеристики культуры. Перевод В.Г. Николаева................. 49
text.htm - glava04
Дэвид Бидни. Концепция культуры и некоторые ошибки В ее изучении. Перевод В.Г. Николаева 57
text.htm - glava05
Альберт К. Кафанья. Формальный анализ определений понятия «культура». Перевод В.Г. Николаева... 91
text.htm - glava06
Клиффорд Гирц. Влияние концепции культуры на концепцию человека. Перевод Е.М. Лазаревой 115
Концепция науки о культуре
text.htm - glava07
Лесли А. Уайт. Наука о культуре. Перевод П.В. Резвых 141
text.htm - glava08
Джеймс Фейблман. Концепция науки о культуре. Перевод В.Г. Николаева...... 157
text.htm - glava09
Клиффорд Гирц. «Насыщенное описание»:, в поисках интерпретативной теории культуры. Перевод Е.М. Лазаревой 171
Типология культуры
text.htm - glava10
Джеймс Фейблман. Типы культуры. Перевод С.И. Левиковой, Л.А. Мостовой 203
text.htm - glava11
Алфред Л. Крёбер. Стиль и цивилизации. Перевод А.А. Борзунова, С.И. Левиковой, Л.А. Мостовой ............ 225
text.htm - glava12
Рут Бенедикт. Психологические типы в культурах Юго-Запада США. Перевод Е.М.Лазаревой • 271
text.htm - glava13
Лесли А. Уайт. Государство-Церковь: его формы и функции. Перевод Ю.С. Терентьева.................. 285
text.htm - glava14
Лесли А. Уайт. Экономическая структура высоких культур. Перевод Ю.С. Терентьева 314
Динамика культуры
text.htm - glava15
Франц Боас. Эволюция или диффузия? Перевод Ю.С. Терентьева ............................................................. 343
text.htm - glava16
Ральф Л. Билз. Аккультурация. Перевод В.Г. Николаеве .....>. 348
==726
text.htm - glava17
Бронислав Малиновский. Научные принципы и методы исследования культурного изменения. Перевод В.Г. Николаева.... 371
text.htm - glava18
Дэвид Бидни. Культурная динамика и поиски истоков. Перевод Ю.С. Терентьева 385
text.htm - glava19
Роберт Л. Карнейро. Культурный процесс. Перевод П.В. Резвых 421
text.htm - glava20
Лесли А. Уайт. Энергия и эволюция культуры. Перевод Е.М. Лазаревой 439
text.htm - glava21
Алфред Л. Крёбер. Конфигурации развития культуры. Перевод В.Г. Николаева 465
Методы интерпретации культуры
text.htm - glava22
Франц Боас. Некоторые проблемы методологии общественных наук. Перевод Ю.С. Терентьева...................... 499
text.htm - glava23
Франц Боас. Границы сравнительного метода в антропологии. Перевод Ю.С. Терентьева.............................. 509
text.htm - glava24
Франц Боас. Методы этнологии. Перевод Ю.С. Терентьева 519
text.htm - glava25
Франц Боас. История и наука в антропологии: ответ. Перевод Ю.С. Терентьева ............................................................. 528
text.htm - glava26
Лесли А. Уайт. Концепция эволюции в культурной антропологии. Перевод М.В. Тростникова...... 536
text.htm - glava27
Лесли А. Уайт. История, эволюционизм и функционализм как три типа интерпретации культуры. Перевод М.В. Тростникова .... 559
text.htm - glava28
Эдмунд Р. Лич. Введение. [Структурное исследование мифа и тотемизма] Перевод М.В. Тростникова....................... 591
text.htm - glava29
Алфред Р. Радклиф-Браун. Методы этнологии и социальной антропологии. Перевод В.Г. Николаева.......... 603
text.htm - glava30
Алфред Р. Радклиф-Браун. Историческая и функциональная интерпретации культуры и практическое применение антропологии в управлении туземными народами. Перевод В.Г. Николаева.... 633
text.htm - glava31
Алфред Р. Радклиф-Браун. Сравнительный метод в социальной антропологии. Перевод В.Г. Николаева .......... 636
text.htm - glava32
Эдвард Э. Эванс-Причард. Сравнительный метод в социальной антропологии. Перевод В.Г. Николаева .......... 654
text.htm - glava33
Бронислав Малиновский. Функциональный анализ. Перевод В.Г. Николаева................................... 681
Сведения об авторах. Составители Л.А. Мостова, В.Г. Николаев ....................... ........................................................ 703
Указатель имен. Составитель Е.Н. Балашова ......................... 712
Антропологическая традиция в исследовании культуры: вместо введения
Культурология как интегративная наука формируется на стыке целого ряда научных направлений, создавших собственные традиции изучения культуры. Наиболее важными из них стали философия культуры, культурная антропология, сравнительное языкознание, история культуры, социология культуры и т.д.
Специфику антропологической традиции точно подметил американский культурантрополог Л.Уайт. Определив культуру как специфический класс явлений, наделенных символическим значением и присущих только человеческому сообществу, он выявил принципиально важную черту антропологии как науки о человеке, дополнив свое определение соображениями о том, что мир человека — это мир его культуры. Таким образом, на протяжении более 150 лет антропология (особенно культурная), сохраняя целостный подход в изучении человека, как существа биологического и культурного одновременно, выделяла культуру как объект исследования, а мир человека рассматривала как совокупность тщательно изучаемых этнографически, археологически, исторически других культур.
Антропологи XX в. добились больших успехов в изучении конкретных культур, собрали огромный эмпирический материал, создав базу для развития теории. Так, инициативной группой под руководством Дж. Мердока, был создан мировой корпус этнографических данных, известный как «Ареальная картотека человеческих отношений»(ХРАФ), изданный в 1967 г. в виде «Этнографического атласа». Это! атлас содержал сведения по 600 отдельным культурам, данные о которых сыграли свою роль для отработки метода кросс-культурного исследования, построения типологии культур, выработки концепции «универсальной культурной модели» и т. д.
В течение XX в. в антропологии сложился ряд направлений, опиравшихся на собственную методологию и методику исследо-
==5
Антология исследований культуры
ваний и отчетливо образующих самостоятельные школы, — это несколько крупных национальных школ, при всем их разнообразии, обладающих внутренним традиционным единством, — североамериканская, британская, французская и др.
Развиваясь в рамках общей науки, каждая национальная школа выработала свой подход к объекту изучения. Так, американская антропологическая школа выделяет культуру как основной и автономный феномен истории, называет свою традицию исследования культурной антропологией, в состав которой включает: этнографию, как уровень изучения и описания специфики отдельных культур; этнологию, как сравнительно-исторический анализ культур, теоретическую антропологию; археологию; лингвистику, некоторые направления психологии.
Разногласия между культурантропологами США и социалантропологами Великобритании и Франции по соотношению наук исходят из разной оценки значимости понятий «культура» и «общество». Если в первом случае более широким считается понятие «культура», а социум рассматривается как ее подсистема, то во втором «общество» является всеобъемлющим понятием, а культура рассматривается как одна из функций социума. В итоге, в мировой науке сложилась традиция использования данных и культурной, и социальной антропологии как взаимодополняющие.
Вклад каждой из названных школ в целостное исследование культуры и, следовательно, в формирование культурологии, огромен. В культурной и социальной антропологии был пройден путь от изучения примитивных культур к целостному исследованию современных (Л.Уайт, М.Салинс, М.Харрис и др.); от эмпирических описаний к анализу и антропологической теории, и, в итоге, к созданию мощного культурологического пласта, в котором, основываясь на конкретном материале, были тщательно разработаны следующие проблемы: 1) формирование понятия «культура» (Эд. Тайлор, А.Крёбер, К.Клакхон, Б.Малиновский, Л.Уайт, А.Радклиф-Браун, Д.Бидни, А.Кафанья и др.); 2) сформулировано понятие «культурной динамики», изучены культурные процессы разного уровня: от ассимиляции и аккультурации отдельных культурных черт до эволюции культуры (Ф.Боас, Р.Лоуи, Б.Малиновский, А.Крёбер, Л.Уайт, Дж. Стюард и др.) и т. д.
В середине XX в. были сформулированы новые концепции эволюции культуры: 1) концепция общей (универсальной) эволюции Л.Уайта/Г. Чайлда; 2) концепция мультилинейной эволюции — Дж.Стюарда; 3) концепция специфической эволюции М.Салинса/Э.Сервиса; были разработаны основы типологии
==6
Антропологическая традиция в исследовании культуры_________
культур; (А.Крёбер, Р.Бенедикт, Дж.Мёрдок, Дж.Стюард, Дж. Фейблман, Л.Уайт и др.); сформировались различные подходы к интерпретации культуры: исторический, структурный, структурно-функциональный, системный (Ф.Боас, К-Леви-Стросс, Б.Малиновский, А.Радклиф-Браун, Л.Уайт).
Одной из ключевых тем для антропологии стала концепция культуры. Представления о том, что такое культура, были весьма разнообразными: от понимания ее как научаемого поведения или его абстракции, как механизма защиты, «совокупности социальных сигналов и ответов», до вариантов, в которых культура просто исчезала, как не обладающая онтологической реальностью. Анализируя ситуацию, Л.Уайт задает себе вопрос: а как бы повели себя физики, если бы у них существовала подобная путаница в представлениях об энергии?
До сих пор трудно или просто невозможно говорить об общей концепции культуры, в лучшем случае можно опираться на два — три варианта-подхода, которые отражают основные тенденции в этом вопросе. Наиболее сформировавшимися являются два из них — культура, как вторая природа, созданная человеком и создавшая его и, культура как детерминированное поведение человека (воспроизведение или следование культурному образцу — паттерну). Выделение этих двух тенденций весьма условно, поскольку в рамках каждого направления можно найти бесчисленное количество вариаций. Поэтому смелые попытки собрать, проанализировать, классифицировать и т.д. определения культуры должны представляться читателю чем-то вроде профессионального подвига культуролога. Все эти концепции являются целостными и универсальными, каждая стремится объяснить все аспекты культуры в рамках общей теории, чтобы применять эту теорию к исследованию обществ и культур любого типа — от малых и примитивных до сложных цивилизаций.
Вторая по своему значению тема — динамика культуры, способы ее функционирования, типы культурных процессов и методы их исследования.
В течение XX в., отстаивая свой приоритет, а порой и просто право на существование, на научной арене сталкивались три основных способа объяснения культурных изменений — исторический, структурно-функциональный и эволюционный, каждый из которых отражает один из аспектов культурной динамики или один из уровней культурного процесса или подпроцесса. Однако в антропологии XX в. долгое время была распространена точка зрения, согласно которой существуют всего два способа интерпретации культуры: «исторический» и «научный». Согласно ей, исторические исследования занимаются описанием хроно-
==7
Антология исследований культуры
логической последовательности конкретных событий, а объяснение культурного феномена должно состоять в сравнении его с тем, что произошло ранее. «Научная интерпретация» не связана ни с временной последовательностью событий, ни с их уникальностью, но только с поиском универсалий и закономерностей. Такое разграничение временных и вневременных аспектов культурного процесса справедливо, но называть изучение одних «историей», а других «наукой» — значит вносить существенную путаницу. Используя три подхода в интерпретации культуры, исследователь может наиболее полно рассмотреть все процессы, свойственные ей: исторический (временной) — время, место и последовательность существования тех или иных культурных явлений; формально-функциональный (вневременной) — анализ структуры и функционирования культуры, процессы в их вневременном, повторяющемся и обратимом виде, осмысление интеграции и дезинтеграции; формально-временной процесс, который состоит в том, что обычно называют ростом или развитием культуры, — это изменение культурной системы (или подсистемы) во времени, когда одна форма вырастает из предшествующей и превращается в последующую. В рамках этого процесса изменения происходят не с единичными явлениями, но с классами культурных явлений.