Файл: Chaykovsky_Devitsy-krasavitsy.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Петр Ильич Чайковский-великий композитор,составивший эпоху в истории русской мировой музыкальной культуры. Жизнь его-образец непрерывного,настойчивого труда. Плодотворную работу композитора он сочетал с деятельностью педагога-воспитателя,дирижера и критика. Творчество композитора глубоко национально:он создал галерею замечательных образов русских людей,запечатлил картины родной природы,Воспел исторической прошлое России..

Основная идея его творчества-протест и борьба против темных сил жизни.

Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840г. В Воткинске на Урале.Его музыкальность проявилась рано.Однако родители определили его в Петербургское училище правоведения,где он пробыл с 1850 до 1859г.Лишь в 1862 он порвал с карьерой чиновника,и поступил в Петербургскую консерваторию;окончив её спустя 3 года,перебрался в Москву,где стал профессором Московской консерватории.

Последующие 10 лет прошли в напряженной творческой,педагогической и общественной деятельности.Одна за другой возникали оперы,симфонии,камерные сочинения.

В 80-х круг тем и образов,привлекавших композитора расширился. Об этом говорит большинство его крупных сочинений зрелого периода-оперы «Орлеанская дева», «Мазепа», «Чародейка».

С 1887г.Чайковский выступает в крупнейших городах Европы и Америки,пропагандируя русскую музыку. Его творчество повсеместно встречает широчайшее признание.В 1893 г. в Англии,в Кембриджском университете.Чайковскому присвоено почетное звание доктора музыки.

Чайковский умер 25 октября 1893г. В Петербурге.

Хоровое творчество

Чайковский всю свою творческую жизнь работал в хоровых жанрах. Однако его высказываний об отношении к этому виду музыкального творчества не обнаруживается. С детства Чайковский пел в хоре, был слушателем хоровых коллективов. В Училище Правоведения, по воспоминаниям современников, он даже замещал регента, будучи учеником старших классов. А им был знаменитый русский хормейстер Г.Ломакин, друг М.И Глинки один из известных мастеров своего дела. Одним из первых самостоятельных сочинений Чайковского, написанных в стенах Петербургской консерватории, были сочинения для хора без сопровождения и в сопровождении оркестра на стихи Н.П.Огарева "На сон грядущий".

<!-- google_ad_client = "pub-6537128359380264"; /* tchaikov120x240 */ google_ad_slot = "7909449700"; google_ad_width = 120; google_ad_height = 240; //-->google_protectAndRun("ads_core.google_render_ad", google_handleError, google_render_ad);


Приехав в Москву, Чайковский близко сходится с К.К.Альбрехтом, известным хормейстером. По его просьбе в сборники, которые он составлял, Чайковский также пишет хоры. Один из них, "Весна", недавно обнаруженный, считался утраченным. Для Альбрехта тогда же в 1870- году Чайковский написал хор "Вечер". И хор "Весна", и "Вечер" написаны на собственные стихи.

Почти все хоровые сочинения написаны композитором по просьбе и заказу. Так, в 1885 году он написал гимн в честь святых Кирилла и Мефодия для празднования в честь этих святых. В честь 50-летия Училища Правоведения композитор написал также на собственные стихи "Правоведческую песнь" (музыка не сохранилась).

Результатом общения Чайковского с различными хорами и их руководителями стали появление на свет таких его сочинений, как "Ночевала тучка золотая", написанная в 1887 году по просьбе каких-то людей в Боржоме. По просьбе того же К.К.Альбрехта Чайковский сочинил хор "Блажен, кто улыбается" на стихи К.К Романова, посвященный студенческому хору Московского университета. Одним из самых поэтических сочинений композитора можно считать хор "Соловушко" также на собственные стихи. Его эскиз записан композитором в рукописи эскизов балета "Спящая красавица». "Соловушко" написан для концерта хора Императорской оперы под руководством Ф.Ф.Беккера. Этот коллектив был участником всех оперных премьер Чайковского в стенах Мариинского театра.

К юбилею, 50-летию артистической деятельности учителя Чайковского А.Г Рубинштейна, он написал на стихи Я.Полонского хор, заказанный юбилейной комиссией по проведению торжеств. Самым последним сочинением Чайковского для хора было создание в 1891 году по просьбе певца И.А.Мельникова для руководимого им Бесплатного хорового класса цикла из трёх хоров (мужского, женского и смешанного). В качестве литературных первоисточников композитор использовал стихи Пушкина ("Что смолкнул веселия глас"), Н.Г.Цыганова ("Не кукушечка во сыром бору", "Без поры, да без времени").

Также к разряду "заказных" сочинений Чайковского принадлежат его кантаты и хоры в сопровождении оркестра. Первой из них - музыка на гимн Ф. Шиллера "К Радости". Это было задание Совета профессоров Петербургской консерватории, которое получил молодой Чайковской при окончании Петербургской консерватории. Эта кантата стала его дипломной работой. Использование текста, который уже был использован в 9 симфонии Бетховеном, стало символичным фактором творческой биографии Чайковского, весь дальнейший творческий путь которого сделал его наследником творческих традиций великого немецкого симфонизма. Это сочинение Чайковского было исполнено на выпускном в Петербургской консерватории. Друг Чайковского Г.А Ларош увидел в нём "торжественное обещание" превзойти своих современников, всех русских композиторов после М.И.Глинки.


К открытию Всероссийской выставки в честь 200-летия Петра Великого, Чайковским была написана кантата на стихи Я.Полонского, заказанная ему организационным комитетом выставки. Чайковский выполнил этот заказ. Кантата прозвучала на Троицком мосту перед Кремлем, под специальным навесом. Впоследствии рукопись кантаты была утрачена и восстановлена по сохранившимся хоровым и оркестровым голосам.

К коронации русского Императора Александра III, Чайковский также по заказу коронационных организаций сочинил кантату "Москва" на стихи А.Майкова. Премьера этой кантаты состоялась в Грановитой палате Московского Кремля, во время коронационных торжеств в 1883 году. Стихи Майкова повествуют об истории становления и развития первопрестольной столицы России. Особую популярность завоевало ариозо Воина из неё.

Известны также и другие попытки и замыслы Чайковского писать музыку для хора. Однако они не были осуществлены. В целом хоры и кантаты Чайковского стали существенным вкладом в дело развития светской русской хоровой культуры.

Оперы

-Воевода

-Евгений Онегин

-Иоланта

-Мазепа

-Опричник

-Орлеанская дева

-Пиковая дама

-Ундина

-Чародейка

-Черевички

Хоры

-Без поры да без времени

-Ночь

-Не кукушечка во сыром бору,

-Ночевала тучка золотая

-Соловушка

-Утро

-Весна

-Вечер

-Правоведческая песнь

-Блажен, кто улыбается

-Цикл из трёх хоров(для мужского,женского и смешанного)

-К радости

-Москва


Опера Евгений Онегин

Поиск интимной,но сильной драмы ,основанной на конфликте положений,каторые могли бы задеть его за живое,привели композитора к сочинению оперы «Евгений Онегин» на сюжет пушкинского романа в стихах.

Опера состоит из семи картин. Действие происходит в деревне и в Петербурге в 20-х годах XIX столетия.

Картина первая. Летний вечер, сад в усадьбе Лариных. Татьяна и Ольга поют романс. Их мать — Ларина и няня Филиппьевна вспоминают о временах своей молодости. Появляются крестьяне. Их песни занимают девушек — задумчивую, мечтательную Татьяну и беззаботную, шаловливую Ольгу. Приезжает жених Ольги — помещик-сосед Владимир Ленский в сопровождении Онегина, недавно прибывшего из Петербурга молодого дворянина. Татьяна глубоко взволнована встречей с Онегиным.

Картина вторая. Комната Татьяны, поздний вечер. Девушка во власти тревожных дум. Она не может уснуть и просит няню рассказать о своей молодости. Татьяна едва слушает: её мысли поглощены Онегиным. Охваченная новым неведомым ей чувством, она пишет Онегину письмо, признаваясь в любви. В нём она видит своего избранника… Светает. Няня по просьбе Татьяны посылает внука с письмом к Онегину.

Картина третья. В саду Лариных девушки с песнями собирают ягоды. В смятении вбегает Татьяна: приехал Онегин, сейчас он будет здесь. Что он ответит на её письмо? Онегин учтив и сдержан. Он тронут искренностью Татьяны, но ответить на её любовь не может. Потрясенная девушка с горечью выслушивает нравоучения.

Картина четвёртая. Бал в доме Лариных. На именины Татьяны съехалось множество гостей. Гости танцуют, играют в карты и в зале очень душно. Провинциальный бал с пересудами и сплетнями наводят на Онегина жестокую скуку. Чтобы отомстить Ленскому, который привез его сюда, он начинает ухаживать за Ольгой. Ленский возмущен поведением друга и легкомыслием невесты. Он вызывает Онегина на дуэль. Гости и хозяева безуспешно пытаются примирить друзей.

Картина пятая. Раннее зимнее утро. Ленский и его секундант Зарецкий ожидают Онегина у места дуэли. Мысли молодого поэта обращены к Ольге и собственной судьбе. Появляется запоздавший Онегин. Противники колеблются, вспоминают былую дружбу. Но все пути к отступлению отрезаны. Дуэлянты становятся к барьеру. Раздается выстрел, и Ленский падает, сраженный насмерть.

Картина шестая. В богатом особняке собралась петербургская знать. Среди гостей Онегин, недавно возвратившийся из странствий. Ни путешествия, ни светские удовольствия не могут рассеять его тоски. Появляются князь Гремин с супругой, в которой Онегин с удивлением узнает Татьяну. Князь Гремин говорит, что жена составила счастье его жизни. Охваченный внезапной любовью к Татьяне, Онегин решает добиться свидания.


Картина седьмая. У себя в гостиной Татьяна в волнении читает письмо Онегина. Она до сих пор любит его. Неожиданно входит Онегин. В его словах признание и раскаяние. Татьяна вспоминает их первую встречу, когда счастье было ещё возможно. Но прошедшего не восстановить. Взывая к чести и гордости Онегина, Татьяна просит оставить её. Она непоколебима в сознании долга и супружеской верности. Онегин остается один.

«Евгений Онегин»-непревзойденный образец лирической оперы,в которой поэзия Пушкина гармонично слилась с прекрасной,задумчивой музыкой,полной сердечного тепла и драматизма.

Краткое оркестровое вступление вводит в мир грёз и душевных порывов Татьяны.

В 1 акте 3 картины. 1-я многогранно обрисовывает фон действия и знакомит слушателя с образами главных героев .Дуэт Татьяны и Ольги «Слыхали ль вы»,близкий русскому бытовому романсу. В сцене с крестьянами протяжная песня «Болят мои скоры ноженьки» сменяется шуточной «Уж как по мосту по-мосточку». Ария «Я не способна к грусти томной»даёт портрет беспечной и резвой Ольги. В центре 2-й картины-образ Татьяны,душевные состояния героини. Ария Онегина «Когда бы жизнь домашняя кругом» из 3-й картины-обрамлена светлым хором девушек.

2 акт открывается увлекательным вальсом. Наивно-простодушные куплеты Трике «Какой прекрасный этот день» и другие бытовые эпизоды создают контраст к сцене ссоры. Ариозо Ленского «В вашем доме»-прекрасное воспоминание о прошлом. В начале 5-й картины-ария Ленского «Куда,куда вы удалились,весны моей златые дни»,музыка её полна печали и тягостных предчувствий.

Картина 6-я(3 акт) начинается торжественным полонезом. Ария Гремина «Любви все возрасты покорны»,пронизана благородным,мужественным лиризмом. В заключительном ариозо Онегина,отражая вспыхнувшую в нем любовь,звучит страстная мелодия из сцены письма Татьяны. В центре 7-й картины дуэт Татьяны и Онегина- взволнованый,полный эмоциональных контрастов,заканчивающийся стремительным нарастанием и драматическим срывом.

19 век в музыке почти неотделим от имени А.С Пушкина. О чем бы ни писали и не говорили- о музыкальных образах,оперных сюжетах,вокальном или оркестровом стиле этой эпохи,- мы не можем не коснуться роли Пушкина в творческой биографии композитора.

Обращение Чайковского к пушкинскому роману вовсе не было счастливой случайностью: оно было обусловлено опытом его предшественников,всем ходом развития русской оперы.

Литературный текст