Файл: Chaykovsky_Devitsy-krasavitsy.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Девицы, красавицы,душеньки, подруженьки! Разыграйтесь, девицы,разгуляйтесь, милые! Затяните песенку,песенку заветную. Заманите молодца к хороводу нашему!

Как заманим молодца, как завидим издали,

разбежимтесь, милые, закидаем вишеньем,

вишеньем, малиною красною смородиной! Не ходи подслушивать песенки заветные, не ходи подсматривать игры наши девичьи!

Литературный текст,его смысл органично сочетается с музыкой. Хор девушек,собирающих ягоды(из 3 картины),начинает и заканчивает сцену встречи Онегина и Татьяны. Он оттеняет своим светлым спокойствием драматизм переживаний Татьяны и вносит в музыку характерные бытовые черты.

Хор «Девицы,красавицы» написан в простой трехчастной форме с динамизированной репризой.

После небольшого оркестрового вступления (24 такта)начинается первая часть,изложена в форме периода(16 тактов), который,в свою очередь,состоит из двух предложений не повторного строения;вторая часть так же изложена в форме периода(20 тактов),который расширен за счет повторения последнего предложения. Часть 3-я изложена на материале первой и второй частей (40 тактов)

В музыке этого произведения ощущается некоторая «кокетливость»,которая близко передаёт образ девушек,чему способствует:пунктирный ритм и незатейливый,выбранный композитором ритмический рисунок в котором преобладают четверти и восьмые.

В произведении композитор использует темп Allegro moderato(умеренно скоро), а выбранный размер три четверти ,который относится к группе простых размеров. Размер три четверти,который остаётся неизменным на протяжении всего хора,в процессе исполнения определяется дирижерской сеткой,указывающей метрическое строение такта, соотношение сильных и слабых долей такта отражается в трёх направлениях жеста.Таким образом,тесная взаимосвязь темпа и метроритма способствует наиболее точному воплощению литературного текста.

Определённую выразительную функцию исполнения хорового произведения несет тональность,выбранная композитором. Вокальная природа хорового искусства диктует свои закономерности,а практика выработала наиболее употребимые тональности.

Хор «Девицы-красавицы» написан в тональности A-dur( ля мажор)Многовековой творческий и исполнительский путь отобрал данную тональность,как одну из наиболее употребляемых и охарактеризовал её,как «яркую» тональность.A-dur является основной тональностью произведения и остаётся неизменной .


Однако,в хоре присутствуют отклонения в тональности:cis-moll,H-dur,E-dur,что даёт гармоническую и мелодическую окраски наиболее яркими и вразительными.

Фактура изложения хора- гамофонно-гармоническая. Тесная взаимосвязь фактуры с содержанием влияет на наибольшую выразительность исполнения фразировки,то есть сочетания звуков в интонации ,так как в хоровом исполнительстве фразировка зависит от строения не только музыкального,но и поэтического.

Хор «Девицы-красавицы» написан для женского состава,который делится только на две партии-сопрано и альты;общее количество голосов-4.Диапазон данных партий не выходит за

рамки рабочего

Сопрано Альт

Тесситура хора-средняя и в исполнении абсолютна удобна,как для сопран,так и для альтов,за исключением кульминации(79-82такты).Характер звукоизвлечения legato,что означает непрерывное и связное пение. Данная форма звуковедения означает, что один звук,выдержанный на всей длительности,непосредственно переливается в другой,без перерыва и толчка. Удачное сочетание всех этих факторов создаёт тембровую сферу музыкального произведения,которую можно сравнить с цветной политрой в картинах художника.

Роль в исполнении основного мелодического материала принадлежит партии сопран. Остальные же голоса вторят тем,создают гармоническую опору и придают хору тембральную окраску-свет,теплоту.

Специфика певческого дыхания основана на фразировке,но в связи с основной формой звуковедения- legato,каждая фраза исполняется на цепном дыхании,чтобы гласные звуки были плотно сцеплены,а согласные произносились быстро и одновременно,без нарушения единого потока звуков.

Не маловажную роль певческое дыхание оказывает на динамику произведения. хоре «Девицы-красавицы»динамические оттенки способствуют контрастности и наибольшей выразительности фраз переходом от «f» к «p» и обратно.


Схема динамических оттенков

f> p< mf< f >p

Важную роль при исполнении кульминационного момента в произведении играет динамический оттенок «f» ,который значительно облегчает исполнение высоких нот в общих партиях,однако следует следить за тем,чтобы «f» было мягкое,без фарсирования. Главный переход от «p» к «mf» органично сочетается восхождением мелодической линии,в данном случае следует обратить внимание исполнителей на то,чтобы «p» исполнялось на хорошей дыхательной опоре.

Хоровое пение-это искусство,которое объединяет музыку и поэзию. Таким образо у хорошего хора слито воедино живое выразительное слово и свободно льющийся звук.

Донесение до слушателей литературного текста зависит от качества дикции,от четкого произношения гласных и согласных,от выполнения законов орфоэпии.

Хорошее произношение влечет за собой правильный красивый звук и активизирует дыхание,позволяет достичь наибольшей силы звучания,расходуя энергию экономно. На качество дикции влияют тесситурные условия,динамика,стиль письма.

В литературном тексте хора «Девицы-красавицы»необходимо обратить внимание певцов на четкое произношение звонких согласных в начале слов:

«Девицы, красавицы,

душеньки, подруженьки! Разыграйтесь, девицы,

разгуляйтесь, милые!»

Таким образом,для достижения наилучшего результата в донесении литературного текста до слушателей необходимо постоянно следить за активной работой артикуляционного аппарата.

Первостепенной задачей дирижера и исполнителей является воплощение смысла музыкального произведения,заложенного композитором,а именно,своими светлым спокойствием хор «Девицы-красавицы» оттеняет и подчеркивает драматизм переживаний Татьяны.



Использованная литература

1.Музыкальная энциклопедия- М.,т 6

2.Донебаев Т. «Творчество Петра Ильича Чайковского»

3.Русская хоровая литература. Очерки под редакцией В.Попова.,М.,1969г.

4Русская музыкальная литература Выпуск 3.,Музыка.,1983

5Альшевоич А «Петр Ильич Чайковский»М.,1969

Аннотация

Хорового произведения

«Девицы-красавицы»

(Из оперы «Евгений Онегин».,1-едействие 3-я картина)

Выпонила:студентка 118гр Проверила:проф.Пекутько А.В

Давидович Екатерина

Минск 2010