ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

„Опера нищих"

В то же время на английской театральной сцене возникло  новое  явление:   вполне  национальным   английским жанром явилась «балладная опера» XVIII  столетия. Это  было искусство  демократическое,   рассчитанное   на   широкую   публику,   близкое к жизни. Будучи фактором некоторого прогресса для музыкального театра,  оно не стало,  однако,  новым    этапом    композиторского    творчества: обычно балладная  опера составляла  не более как комический  спектакль с музыкой  из   популярных   бытовых   песен,   адаптированных  под   новые английские тексты. Ранней, и притом сатирической, разновидностью этого жанра  явилась  «Опера  нищих»   («The beggar's  opera»),  поставленная   в Лондоне в 1728 году поэтом Джоном Геем и композитором Джоном Кристофом Пепушем на сюжет Дж. Свифта. Сатира была направлена против высокопоставленных кругов во  главе с  могущественным  Робертом  Вальполем, против их нравов и вкусов;  не миновала  она  и придворной оперы, в частности   генделевского «Ринальдо». Осмеяны были сюжеты, жанры,  стиль. В прологе перед публикой в амплуа автора выступал нищий, действие происходило в кабаке, героями были воры-взломщики и тюремные   сторожа,   героинями — девицы   легкого   поведения.   Вместо   арий  da capo звучали народные песни,    распевавшиеся на улицах и площадях, — «дикие,  грубые  и часто  вульгарные  мелодии»,  как  свысока характеризовал их современник — знаменитый историк музыки Чарлз Бёрней. Либретто было написано на сочном народном диалекте, и  некий лорд недаром советовал Гею сделать перевод с английского на итальянский, чтобы придворная публика могла понять его! Например, комическая ария ревности с нарочито  банальным  текстом,  которую  пела  одна   из  девиц,  дочь  тюремного   сторожа   Люси, — написана   была   на   привлекательную,   свежую мелодию популярной народной баллады South Sea   Ballad (Южное море).

Примечательно,  что  среди  этих  бытовых  песен,   введенных  Пепушем и Геем в «Оперу нищих», есть три мелодии, сочиненные Пёрселлом. Что касается Генделя, то его музыка  (ария и марш) фигурирует там лишь в виде едкой пародии на итальянский оперный стиль. Все это начинание — дерзкое  и  вызывающее — произвело  сенсацию,   привлекло  сочувствие  передовых умов Европы (например, Джонатана Свифта в Англии, Мельхиора  Гримма  во  Франции),  вызвало раздражение чиновной  бюрократии и гнев двора. Король запретил «Оперу нищих»,  однако она  успела выдержать множество спектаклей, приобрела всеевропейскую известность и просуществовала в репертуаре вплоть до XX века включительно. В то время огромный успех этой оперетты-памфлета принял характер «национальной манифестации»  (Ромен Роллан).