Файл: Учебник Макаровой.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.07.2024

Просмотров: 1282

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

количество групп невелико.

Пример 2.17. Все студенты одного факультета разбиваются на учебные группы (в данной терминологии серии), для которых используется порядковая нумерация. Внутри каждой

группы производится упорядочение фамилий студентов по алфавиту и каждому студенту присваивается номер.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ ПО РАЗНЫМ ПРИЗНАКАМ

Любая классификация всегда относительна. Один и тот же объект может быть классифицирован по разным признакам или критериям. Часто встречаются ситуации, когда в зависимости от условий внешней среды объект может быть отнесен к разным классификационным группировкам. Эти

рассуждения особенно актуальны при классификации видов информации без учета ее предметной ориентации, так как она часто может быть использована в разных условиях, разными потребителями, для разных целей.

На рис. 2.8 приведена одна из схем классификации циркулирующей в организации (фирме) информации. В основу классификации положено пять наиболее общих признаков: место возникновения, стадия обработки, способ отображения, стабильность, функция управления.

Рис. 2.8. Классификация информации, циркулирующей в организации

Место возникновения. По этому признаку информацию можно разделить на входную, выходную, внутреннюю, внешнюю.

Входная информация это информация, поступающая в фирму или ее подразделения.

Выходная информация это информация, поступающая из фирмы в другую фирму, организацию (подразделение).

Одна и та же информация может являться входной для одной фирмы, а для другой, ее вырабатывающей, выходной. По отношению к объекту управления (фирма или ее подразделение: цех, отдел, лаборатория) информация может быть определена как внутренняя, так и внешняя.

Внутренняя информация возникает внутри объекта, внешняя информация - за пределами объекта.

Пример 2.18. Содержание указа правительства об изменении уровня взимаемых налогов для фирмы является, с одной стороны, внешней информацией, с другой стороны входной. Сведения фирмы в налоговую инспекцию о размере отчислении в госбюджет являются, с одной стороны, выходной информацией, с другой стороны внешней по отношению к налоговой инспекции.

Стадия обработки. По стадии обработки информация может быть первичной, вторичной, промежуточной, результатной.

Первичная информация это информация, которая возникает непосредственно в процессе деятельности объекта и регистрируется на начальной стадии.

Вторичная информация это информация, которая получается в результате обработки первичной

42


информации и может быть промежуточной и результатной.

Промежуточная информация используется в качестве исходных данных для последующих расчетов.

Результатная информация получается в процессе обработки первичной и промежуточной информации и используется для выработки управленческих решений.

Пример 2.19. В художественном цехе, где производится роспись чашек, в конце каждой

смены регистрируется общее количество произведенной продукции и количество расписанных чашек каждым работником. Это первичная информация. В конце каждого месяца мастер подводит итоги первичной информации. Это будет, с одной стороны, вторичная промежуточная информация, а с другой стороны результатная. Итоговые данные поступают в бухгалтерию, где производится расчет заработной платы каждого работника в зависимости от его выработки. Полученные расчетные данные результатная информация.

Способ отображения. По способу отображения информация подразделяется на текстовую и графическую.

Текстовая информация это совокупность алфавитных, цифровых и специальных символов, с помощью которых представляется информация на физическом носителе (бумага, изображение на экране дисплея).

Графическая информация это различного рода графики, диаграммы, схемы, рисунки и т.д. Стабильность. По стабильности информация может быть переменной (текущей) и постоянной

(условно-постоянной).

Переменная информация отражает фактические количественные и качественные характеристики производственно-хозяйственной деятельности фирмы. Она может меняться для каждого случая как по назначению, так и по количеству. Например, количество произведенной продукции за смену, еженедельные затраты на доставку сырья, количество исправных станков и т.п.

Постоянная (условно-постоянная) информация это неизменная и многократно используемая в течение длительного периода времени информация. Постоянная информация может быть справочной, нормативной, плановой:

§постоянная справочная информация включает описание постоянных свойств объекта в виде устойчивых длительное время признаков. Например, табельный номер служащего, профессия работника, номер цеха и т.п.;

§постоянная нормативная информация содержит местные, отраслевые и общегосударственные нормативы. Например, размер налога на прибыль, стандарт на качество продуктов определенного вида, размер минимальной оплаты труда, тарифная сетка оплаты государственным служащим;

§постоянная плановая информация содержит многократно используемые в фирме плановые показатели. Например, план выпуска телевизоров, план подготовки специалистов

определенной квалификации.

Функция управления. По функциям управления обычно классифицируют экономическую информацию. При этом выделяют следующие группы: плановую, нормативно-справочную, учетную и оперативную (текущую).

Плановая информация информация о параметрах объекта управления на будущий период. На эту информацию идет ориентация всей деятельности фирмы.

Пример 2.20. Плановой информацией фирмы могут быть такие показатели, как план выпуска продукции, планируемая прибыль от реализации, ожидаемый спрос на продукцию и т.д.

Нормативно-справочная информация содержит различные нормативные и справочные данные. Ее обновление происходит достаточно редко.

Пример 2.21. Нормативно-справочной информацией на предприятии являются:

§время, предназначенное для изготовления типовой детали (нормы трудоемкости);

§среднедневная оплата рабочего по разряду;

§оклад служащего;

43


§адрес поставщика или покупателя и т.д.

Учетная информация - это информация, которая характеризует деятельность фирмы за определенный прошлый период времени. На основании этой информации могут быть проведены следующие действия: скорректирована плановая информация, сделан анализ хозяйственной деятельности фирмы, приняты решения по более эффективному управлению работами и пр. На практике в качестве учетной информации может выступать информация бухгалтерского учета, статистическая информация и информация оперативного учета.

Пример 2.22. Учетной информацией являются: количество проданной продукции за определенный период времени; среднесуточная загрузка или простой станков и т.п.

Оперативная (текущая) информация это информация, используемая в оперативном управлении и характеризующая производственные процессы в текущий (данный) период времени. К оперативной информации предъявляются серьезные требования по скорости поступления и обработки, а также по степени ее достоверности. От того, насколько быстро и качественно проводится ее обработка, во многом зависит успех фирмы на рынке.

Пример 2.23. Оперативной информацией являются:

§количество изготовленных деталей за час, смену, день;

§количество проданной продукции за день или определенный час;

§объем сырья от поставщика на начало рабочего дня и т.д.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Адекватность информации

достоверность

Вид информации:

доступность

внешняя

репрезентативность

внутренняя

своевременность

вторичная

содержательность

входная

точность

выходная

устойчивость

графическая

Реквизит

первичная

Связь между дескрипторами:

переменная

ассоциативная

постоянная

родо-видовая

промежуточная

синонимическая

результатная

Система классификации:

текстовая

дескрипторная

Глубина классификации

иерархическая

Данные

фасетная

Дескриптор

Система кодирования:

Значение фасета

классификационная

Информация

параллельная

Информационный объект

последовательная

Информационные коммуникации

регистрационная

Классификатор

порядковая

Классификационный признак

серийно-порядковая

Классификация

Словарь дескрипторов

Код

Тезаурус

Кодирование

Фасет

Количество информации

Форма адекватности:

Коэффициент (степень) информативности

прагматическая

Мера измерения информации:

семантическая

прагматическая

синтаксическая

44


семантическая

Экономическая информация:

синтаксическая

нормативно-справочная

Объем данных

оперативная

Показатель качества информации:

плановая

актуальность

учетная

достаточность

Энтропия системы

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1.В чем различие информации и данных?

2.Что такое адекватность и в каких формах она проявляется?

3.Какие существуют меры информации и когда ими надо пользоваться?

4.Расскажите о синтаксической, семантической, прагматической мерах информации.

5.Какие существуют показатели качества информации?

6.Что такое система классификации информации?

7.Основные идеи иерархического, фасетного, дескрипторного методов классификации. Примеры.

8.Что такое система кодирования информации? Классификация методов.

9.Что такое классификационное, регистрационное кодирование? Примеры.

10.Сопоставьте назначения системы классификации и системы кодирования.

11.Расскажите о классификации информации, циркулирующей в организации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуменюк В.Е. Основы создания отраслевой системы ведения общесоюзных классификаторов технико-экономической информации: Практ. руководство. - М: Финансы и статистика, 1985.

2.Научные основы организации управления и построения АСУ / Под ред. В. Л. Бройдо, В. С. Крылова. - М.: Высшая школа, 1990.

3.Пономарева К.В., Кузьмин Л.Г. Информационное обеспечение АСУ. - М.: Высшая школа, 1991.

4.Суханов А.П. Информация и прогресс. - Новосибирск: Наука, 1988.

ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ

3.1.ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

3.2.СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

3.3.ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

3.4.ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В прошлом информация считалась сферой бюрократической работы и ограниченным инструментом для принятия решений. Сегодня информацию рассматривают как один из основных ресурсов развития общества, а информационные системы и технологии как средство повышения производительности и эффективности работы людей.

Наиболее широко информационные системы и технологии используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности, хотя начались подвижки в сознании людей, занятых и в других сферах, относительно необходимости их внедрения и активного применения. Это определило угол зрения, под которым будут рассмотрены основные области их применения. Главное внимание

уделяется рассмотрению информационных систем и технологий с позиций использования их возможностей для повышения эффективности труда работников информационной сферы производства и поддержки принятия решений в организациях (фирмах).

Цель главы изложить основные идеи, связанные с использованием информационных систем и информационных технологий, познакомить с существующим разнообразием типов систем, определяющих соответствующую

информационную технологию работы на персональном компьютере в целях поддержки принятия решений.

45


ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАВЫ ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

ØПонятие информационной системы и информационной технологии

ØКонцепции, идеи, проблемы информационных систем и технологий

ØРоль информационных систем и технологий в стратегии развития организации

ØПризнаки классификации информационных систем и технологий

ØСтруктуру типовой информационной системы

ØОсновные типы функциональных информационных систем в фирмах

ØСоставляющие информационной технологии

ØСуть информационных технологий: обработки данных, управления, автоматизации офиса, поддержки принятия решений, экспертных систем

3.1.ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

§Общее представление

§Роль структуры управления в информационной системе

§Примеры информационных систем

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Понятие информационной системы

Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям.

Пример 3.1. Приведем несколько систем, состоящих из разных элементов и направленных на реализацию разных целей.

Система

Элементы системы

Главная цель

 

 

 

 

системы

Фирма

Люди, оборудование,

 

Производство

 

материалы, здания и др.

товаров

Компьютер

Электронные

и

 

Обработка данных

 

электромеханические

 

 

элементы, линии связи и

 

 

др.

 

 

 

Телекоммуникационная

Компьютеры,

модемы,

Передача

система

кабели, сетевое

 

информации

 

программное обеспечение

 

 

и др.

 

 

 

Информационная

Компьютеры,

 

 

Производство

система

компьютерные сети, люди,

профессиональной

 

информационное

и

информации

 

программное обеспечение

 

В информатике понятие "система" широко распространено и имеет множество смысловых значений. Чаще всего оно используется применительно к набору технических средств и программ. Системой может называться аппаратная часть компьютера. Системой может также считаться множество программ для решения конкретных прикладных задач, дополненных процедурами ведения документации и управления расчетами.

Добавление к понятию "система" слова "информационная" отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.

46