ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.07.2024
Просмотров: 1266
Скачиваний: 2
Инфраструктура информационного рынка – совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.
Всоответствии с данным определением попытаемся обобщить известные мнения, отраженные в ряде работ [1, 2, 8-10, 12], относительно инфраструктуры информационного рынка. Так, например, в работе
[17]предложено инфраструктуру информационного рынка представить пятью секторами:
§научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям;
§объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции;
§услуги образования – все виды обучений;
§управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений;
§бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда.
Вэтой инфраструктуре, как отмечено в [2], отсутствуют три основных аспекта, характерных для информационного общества:
§технический – вся аппаратно-техническая база информатики;
§программный – все программные продукты информатики;
§коммуникационный – все виды компьютерных сетей и их возможности по передаче информации, все виды телефонной и факсимильной связи.
Кроме того, существует мнение относительно разделения на сектора рынка дистанционных информационных услуг:
высокомонополизированный профессиональный рынок, предоставляющий пользователю информацию по его сфере деятельности;
услуги для обеспечения управленческих решений, которые позволяют использовать в фирме информацию о состоянии внешних по отношению к ней систем;
домашний рынок, предоставляющий услуги бытового характера, например для электронных платежных операций и покупок.
Представляется наиболее правомерным подход к инфраструктуре рынка в [12], который мы посчитали возможным взять за основу, внеся некоторые изменения и добавления (рис. 1.2).
20
Рис. 1.2. Сектора информационного рынка
Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг. 1-й сектор – деловая информация, состоит из следующих частей:
§биржевая и финансовая информация - котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;
§статистическая информация – ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;
§коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные
информационные службы.
2-й сектор - информация для специалистов, содержит следующие части:
§профессиональная информация – специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;
§научно-техническая информация – документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;
§доступ к первоисточникам – организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по
межбиблиотечному абонементу в различных формах.
3-й сектор - потребительская информация, состоит из следующих частей:
§новости и литература – информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;
21
§потребительская информация - расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;
§развлекательная информация – игры, телетекст, видеотекст.
4-й сектор - услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.
5-й сектор - обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:
§программные продукты – программные комплексы с разной ориентацией – от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;
§технические средства – компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;
§разработка и сопровождение информационных систем и технологий – обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных;
§консультирование по различным аспектам информационной индустрии – какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.;
§подготовка источников информации – создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п.
Примечание. В каждом секторе может быть организован любой вид доступа:
§непосредственный к хранилищу информации на бумажных носителях;
§дистанционный к удаленным или находящимся в данном помещении компьютерным базам данных.
Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.
В[2] приведены функции информационного бизнеса:
§управление финансами и ведение учета;
§управление кадрами;
§материально-техническое снабжение;
§организация производства;
§маркетинговые исследования;
§лизинговые операции;
§консультационное обслуживание;
§страхование имущества и информации;
§организация службы информационной безопасности;
§сервисное обслуживание.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ИНФОРМАЦИОННОМ РЫНКЕ
Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее. В Российской Федерации принят ряд указов, постановлений, законов, таких, как:
§"Об информации, информатизации и защите информации".
§"Об авторском праве и смежных правах".
§"О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".
22
§"О правовой охране топологий интегральных схем".
Рассмотрим основные положения закона "Об информации, информатизации и защите информации", который является базовым юридическим документом, открывающим путь к принятию дополнительных нормативных законодательных актов для успешного развития информационного общества. С его
помощью удалось частично решить вопросы правового регулирования на информационном рынке ряда проблем: защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей, уничтожением "персональной" информации.
Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам:
§Общие положения.
§Информационные ресурсы.
§Пользование информационными ресурсами.
§Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения.
§Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.
Взаконе определены цели и основные направления государственной политики в сфере
информатизации. Информатизация определяется как важное новое стратегическое направление деятельности государства. Указано, что государство должно заниматься формированием и реализацией единой государственной научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации.
Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. В нем определяются комплексное решение проблемы организации информационных ресурсов,
правовые положения по их использованию и предлагается рассматривать информационные ресурсы в двух аспектах:
§как материальный продукт, который можно покупать и продавать;
§как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право.
Закон закладывает юридические основы гарантий прав граждан на информацию. Он направлен на урегулирование важнейшего вопроса экономической реформы - формы, права и механизма реализации собственности на накопленные информационные ресурсы и технологические достижения. Обеспечена защита собственности в сфере информационных систем и технологий, что способствует формированию цивилизованного рынка информационных ресурсов, услуг, систем, технологий, средств их обеспечения.
Ввод в действие закона, обеспечение выполнения его положений гарантируют, что государство
получит значительную экономию средств и необходимые условия для более устойчивого развития экономики и построения демократического общества в России.
1.3.ИНФОРМАТИКА – ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ
§Появление и развитие информатики
§Структура информатики
ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАТИКИ
Термин информатика возник в 60-х гг. во Франции для названия области, занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью электронных вычислительных машин. Французский термин informatigue (информатика) образован путем слияния слов information (информация) и automatigue (автоматика) и означает "информационная автоматика или автоматизированная переработка информации". В англоязычных странах этому термину соответствует синоним computer science (наука о компьютерной технике).
Выделение информатики как самостоятельной области человеческой деятельности в первую очередь связано с развитием компьютерной техники. Причем основная заслуга в этом принадлежит микропроцессорной технике, появление которой в середине 70-х гг. послужило началом второй электронной революции. С этого времени элементной базой вычислительной машины становятся интегральные схемы и микропроцессоры, а область, связанная с созданием и использованием компьютеров, получила мощный импульс в своем развитии. Термин "информатика" приобретает новое
23