ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.07.2024

Просмотров: 360

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.2 Отмена крепостного права. Манифест 19 февраля 1861г. И его реализация.

2.2 Причины, ход и итоги «Холодной войны»(1946-1992)

3.2 Советский союз в 1985-1991гг «Перестройка».

4.2 Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия(1918-1922)

5.2 Августовский политический кризис 1991г и распад ссср. Образование снг.

6.2 Коллективизация сельского хозяйства: задачи, методы осуществления, итоги

7.2 Нтр и ее влияние на ход общественного развития (2 половина 20 в)

9.2 Культура в современной России (19991-начало 21 в)

10.2 Политические партии России на рубеже 19-20 в: классификация, программы, тактика

30.Буржуазные партии рОссии

13.2 Ссср в середине 60-80 : нарастание кризисных явлений. Л.И.Брежнев

14.2 Роль 20 столетия в мировой истории. Глобализация. Социальная трансформация общества.

16.2 Внешнеполитическая деятельность России в условиях новой геополитической ситуации 20-21в

17.2 Культурная жизнь страны в 1920-е годы. Внешняя политика 1920 годы

18.2 Первые попытки либерализации советского общества: хрущевская «оттепель» (1952-1964)

19.2 Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса

20.2 Восстановление разрушенного хозяйства и переход к довоенной внутренней политике

Второй этап реформ

22.2 Формирование однопартийного политического режима 1917-1920

23.2 Нэп. Образование ссср

24.2 Тоталитарное общество советского типа: причины формирования, основные черты, последствия

25.1 Российские реформы на рубеже 19-20 вв. С.Ю.Витте, Столыпин

25.2 Политические партии современной России

    1. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны

Накануне ВОВ Социально-экономическая ситуация в стране. 1. в 1940 завершилась индустриализация. СССР -мощная индустриальная держава. В рамках индустриализации созданы новые промышленные базы на востоке, появились отрасли промышленности, без которых невозможно оснащение армии. 2. резко выросли гос. резервы и мобилизационные запасы. 3. ассигнование на военные нужды 32,6% гос.бюджета. 4. в 1940 - восьмичасовой рабочий день при семидневной рабочей неделе и установлена уголовная ответственность за опоздания и прогулы. 5. коллективизация позволила государству сосредоточить в своих руках все продовольственные резервы. 6. шла активная разработка новых образцов боевой техники (танки, артиллерия). Необходимых масштабов производства современного оружия достичь не удалось. К лету 1941на востоке выпускалось около 20% оборонной продукции. с/х было недостаточно эффективным. Ситуация в армии. В 1939-1940 численность Красной Армии выросла почти втрое и составила 5.3 млн. человек. Завершился переход к единой кадровой системе комплектования войск. Армия вооружена в основном устаревшей техникой, в результате репрессий армия потеряла 55% командного состава, армия была дезориентирована советско-германскими договорами Политическая ситуация: Тоталитарная система лишь внешне цементирует общество, а внутренне оно крайне неустойчиво, ибо лишено самостоятельности и устойчивости. Репрессии серьезно ослабили кадровый, интеллектуальный и культурный потенциал общества, что не могло не сказаться на всех сферах общественной жизни. Проблемы идеологии (психологическое состояние общества). Культ личности породил слепую веру в непогрешимость вождя и отсутствие всяких сомнений в грядущей победе. Идеологическая неразбериха в связи с советско-германскими соглашениями. Психологическая ситуация - сочетание энтузиазма со страхом и неуверенностью. Внешняя политика СССР накануне войны: 1. борьба за коллективную безопасность 2. противодействие Мюнхенскому сговору 3. март-август 1939 - неудачные переговоры СССР с Англией и Францией. 4. август 1939 - 3 группы переговоров: Военных миссий СССР, Англии и Франции.Военных миссий Англии и Германии Военных миссий СССР и Германии 5. августа 1939 - заключен договор о ненападении между СССР и Германией (срок 10 лет) 6. лето 1938 - бои у озера Хасан 7. май-лето 1939 - бои на Хавнен Гале (Япония получила серьезный урок) 8. сентября 1939 - Красная Армия вступила в Западную Украину и Западную Белоруссию. 9. сентября 1939 - договор о дружбе и границе с Германией. 10. ноябрь 1939 - март1940 - советско-финляндская война 11. лето 1940 - Бесарабия, Северная Буковина и Прибалтика входят в состав СССР. 12. декабря 1940 - утверждение Гитлером плана нападения на СССР. Проблема готовности СССР к войне: Проблему подготовки к войне в полном объеме решить не удалось, но ответ на вопрос о готовности дала сама история - Германия потерпела поражение. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. ВОВ.СССР накануне и в начальный период войныПолит. и экон. разв-е СССР в начале 38-41гг. остав. сложным и противоречивым. Это объяснялось культом личности Сталина, всевластием партийного руководства, дальнейшим укреплением бюрократизации и централизации упр-я. Одновр. росла вера большей части народа в социалистические идеалы, трудовой энтузиазм и высокая гражданственность. Экон. пол-ка: 3 план пятилетки, строительство авиационных, танковых, и др. оборонных заводов.Социальная политика: введение 8-часового рабочего дня, 7-дневной рабочей недели, принят закон о судебной ответственности.Укрепление армии: введение всеобщей воинской обязанности.


Билет 13.1 Реформы Петра 1 и начало российской модернизации

Причины

Уже нарвское поражение дало мощный толчок проведению реформ, прежде всего военной.

"Реформы Петра" - этот своего рода феномен экономической, политической и социальной жизни России XVIII в. - всегда вызывали бурные споры в отечественной исторической науке, одним из самых спорных вопросов был следующий: петровские реформы - эволюция или революция? И та, и другая точки зрения имели своих сторонников, но истина, как это часто бывает, где-то посередине. Нельзя отрицать тот факт, что предпосылки преобразований времени Петра зрели на протяжении предшествующего столетия. Но нельзя сбрасывать со счетов и такие обстоятельства, как личность самого Петра, влияние затяжной и тяжелой войны (не случайно реформы начинаются с армии и флота). В ходе Северной войны в стране были созданы мощная армия и военно-морской флот, оснащенные передовым для того времени вооружением, артиллерией.

Но все-таки важнейшими являлись реформы государственного аппарата, управления.

Реформы

22 февраля 1711 г. Петр I учредил Правительствующий Сенат, заменивший Боярскую Думу. Сенат, состоявший из 9 членов, был высшим правительственным учреждением в стране, но вся законодательная власть принадлежала царю. Этот орган власти разрастался, и к концу царствования Петр перешел к иным формам контроля над этим органом. Вместо дежурных штаб-офицеров гвардии он назначил при Сенате высшего чиновника - генерал-прокурора. С 1714 г. возник еще особый институт фискалов, которые должны были бороться со злоупотреблениями чиновников. Фискалы подчинялись только особому лицу, находившемуся при Сенате - генерал-обер-фискалу. Для контроля за самим Сенатом в 1715 г. был назначен специальный генерал-ревизор. Естественно, что на все эти посты Петр I назначал своих любимцев.

В 1718 г. были ликвидированы старые приказы и взамен их введены коллегии. Было учреждено всего 11 коллегий.

Ломке было подвергнуто и все областное управление. В 1708 г. вся страна была разделена на 8 губерний: Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, Смоленскую, Архангельскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Позднее были образованы еще три новые губернии: Нижегородская, Астраханская и Рижская, а Смоленская была расформирована. Во главе губернии стоял губернатор с весьма широкими полномочиями.


В 1719 г. областная реформа получила дальнейшее свое развитие: основной административной единицей на местах стала провинция. Всего было образовано 50 провинций. Во главе каждой из провинций стоял воевода.

В результате реформ государственного аппарата и власти на местах в России было создано государство, которое в исторической литературе было удачно названо "регулярным государством". Это было абсолютистское бюрократическое государство, пронизанное слежкой и шпионажем.

Основу экономической политики Петра составляла концепция меркантилизма, господствовавшая тогда в Европе. Сутью ее было накопление денег за счет активного баланса торговли, вывоза товаров на чужие рынки, ввозу на свой, что предполагало вмешательство государства в сферу экономики.

Уже в годы Северной войны государственное предпринимательство развивается в двух направлениях: активизируется производство в старых промышленных районах и создаются новые районы промышленного производства. Особенно хорошо это видно на примере металлургии, но Петр создает мануфактуры и в легкой промышленности.

Специальным указом Петр разрешил предпринимателям покупать крепостных. Причем, такие крестьяне числились не лично за владельцем, а за тем предприятием, для которого они были куплены. Они назывались посессионными и могли продаваться только со всем предприятием.

Создание собственной промышленности государство сочетало с организацией собственной торговли, а для захвата торговли применялся такой примитивный, но действенный способ, как введение монополий на заготовку и сбыт определенных товаров. Первой была введена монополия на соль, но особое значение приобрела монополия на продажу товаров за границу.

Петровская эпоха знаменовалась не только грандиозными сдвигами в экономике, внешней политике, но и в социальной структуре Российского государства. Идет процесс унификации сословий, сословная структура упрощается, становится ясной и четкой. Этому способствовали меры, направленные на консолидацию дворянского сословия и, прежде всего, указ о единонаследии 1714 г. и "Табель о рангах", изданная в 1722 г. Указ о единонаследии разрешал дворянам передавать недвижимую собственность только старшему в роде. В результате его осуществления была ликвидирована разница между поместным и вотчинным землевладением, которые существовали в России на протяжении предшествующих нескольких столетий.


"Табель о рангах" вводила в обиход 14 рангов: в военной службе - от прапорщика до генерал-фельдмаршала, во флоте - от "артиллерии констапеля" до генерал-адмирала, в гражданской - от коллежского регистратора до канцлера. Самым высших чином был 1-й ранг, или "класс", а самым низшим - 14-й класс. Все чины первых восьми рангов давали права потомственного дворянства. Вместо "породы" и "знатности" основными условиями прохождения служебной лестницы сделались пригодность к службе и личные способности.

С 1718 г. Петр перешел к новой системе сбора прямых налогов - подушному обложению взамен старого, подворного обложения, которое уже не давало должного эффекта. Была проведена перепись населения, причем, в отношении уклонявшихся от переписи, применялись самые крутые меры. С введением подушной подати число плательщиков прямых налогов значительно расширилось. Новый прямой налог был в 2-2,5 раза больше суммы всех прежних прямых налогов.

Все эти меры в области социальной политики привели к тому, что в результате петровского правления все население было объединено, пусть и достаточно искусственно, в 3 сословия: одно из них было привилегированным и служилым - дворянство, а посадское население и крестьянство несли тягло. Над всей этой структурой возвышался государственный аппарат, который все более бюрократизировался во главе со всемогущим монархом.


13.2 Ссср в середине 60-80 : нарастание кризисных явлений. Л.И.Брежнев

После смещения Хрущева во главе страны оказался Брежнев. В сфере экономики ощущалась необходимость скорейших реформ. Но осуществление их шло с самого начала под воздействием административно-командного образа мышления. Ликвидировалась совнархозная система управления промышленностью. Вместо нее стали бурно создаваться министерства, причем их количество постоянно увеличивалось и достигло к началу 80-х годов около 100 союзных и 800 республиканских.

В сентябре 1965 года принимается решение о начале экономической реформы. Предполагалось, что реформа позволит преодолеть недостатки, о которых уже открыто говорилось в печати (рост капиталовложений и незавершенного строительства, массовое производство изделий не находивших сбыта, несоответствие роста заработной платы росту производительности труда).

Суть реформы состояла в следующем: сокращение плановых показателей, доводимых до предприятий; создание на предприятиях фондов материального стимулирования; введение твердой, не зависящей от прибыли, платы за использование предприятиями производственных фондов, т.е., своего рода, введение продналога в промышленности; финансирование промышленного строительства не путем выдачи безвозвратных дотаций, а путем выдачи кредитов; недопущение изменения планов без согласования с предприятиями. Активную роль в попытке реализовать реформу сыграл Косыгин.

Первые шаги реформы вселяли надежду. Ускорился экономический рост. Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с проведением реформы, оказалась выполненной по ряду важнейших экономический показателей. Но уже в ходе её осуществления начались корректировки, исправления, дополнения, в результате которых к началу 70-х гг. её сущность оказалась искажена настолько, что она фактически перестала действовать.

Попытка провести реформу, при одновременном свертывании процесса демократизации в политической сфере, оказалась безуспешной. В этом основная причина неудачи реформы 1965 года. Необходимо учесть и то, что большая часть партийно-хозяйственного аппарата сформировалась в сталинскую эпоху, с присущими ей методами хозяйствования и руководства. Сказывались и недостатки самой реформы, её непоследовательность, господство вала, приведшее к формальному перевыполнению планов многими предприятиями и отраслями. В начале 70-х годов, свертывание реформы оказалось не так болезненным, как в предыдущем периоде. Освоение западносибирских источников нефти позволило организовать значительный экспорт её за рубеж. Приток нефтедолларов позволил оттянуть проявление негативных последствий в экономическом развитии. Попытки улучшить механизм планирования, стимулирования и управления предпринимались уже в меньших масштабах ещё не раз, но они оказались малоуспешными. Принцип директивного управления оставался неизменным, проводились лишь частичные перемены и изменения. Осуществлялись меры по дальнейшей концентрации производства, создавались промышленные объединения - агропромышленные, торгово-промышленные, научно-производственные, упразднялись отдельные бюрократические надстройки. Наряду с этим предусматривалось создание территориально-производственных комплексов и форсированное развитие отдельных отраслей экономики. В середине 70-х гг. в СССР велась работа над 15 крупнейшими народнохозяйственными программами, в том числе по развитию сельского хозяйства в Нечерноземной зоне РСФСР, созданию Западно-Сибирского территориально-производственного комплекса, строительству БАМа и т.д.


Смотрите также файлы