ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.07.2024
Просмотров: 1618
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Систематическое положение домашней собаки
История и современное состояние собаководства
Скелет грудного отдела — грудная клетка
Нервная система и органы чувств
Особенности физиологии дыхания собаки
Нереспираторные функции органов дыхания
Особенности системы пищеварения
Органы чувств как аппарат ориентации
Высшая нервная деятельность собаки
Уровень потребности и питательность кормов
Экстерьерно-конституциональные особенности собак
Воспроизводительные способности собак
Устойчивость к заболеваниям у собак
Направленное выращивание молодняка собак
Аномалии развития скелета и структурных дефектов у собак
Болезни с наследственной предрасположенностью
Глава XII —— породное многообразие собак
Легавые (сеттеры) собаки, делающие стойку
Комнатные и декоративные собаки
2 Года и после повторного прохождения — пожизненный.
Ежедневный прирост массы тела замедляется. К 10-й неделе жизни у щенка оформляются морфо-функциональные качества (опорно-двигательный аппарат, пищеварительная система, сенсорный аппарат и пр.), позволяющие ему жить вне своей семьи. Поэтому, отъем щенка от матери в конце периода социализации — начале ювенально-
Рис. 40. Охотничьи стереотипы в играх ювенального периода
а — ретривер, б — пойнтер
гo протекает, практически, безболезненно. Более того, он оптимален. Более ранний отъем не оправдан физиологически. Более поздний отъем не обеспечивает тесный контакт с будущим хозяином. Ювенальный период характеризуется дальнейшим развитием генетически детерминированных форм поведения.
Так, у собак охотничьих пород из недр генетической памяти извлекаются типичные для них стереотипы (рис. 40).
Это наиболее важный период по возможностям воспитания и начальной дрессировки щенков.
Щенок очень быстро учится. Причем, в его поведении появляется элемент предвидения социального резонанса. То, что прощалось щенку в более ранний период, на этом этапе может получить осуждение со стороны сверстников, взрослых собак и хозяина.
Однако профессиональная дрессировка собаки еще противопоказана, так как тип ВИД формируется позже. В ювенальный период у собак не уравновешены процессы возбуждения и торможения. На практике это означает, что собаки слишком легко возбуждаются и у них, практически, отсутствует выдержка.
С другой стороны, собаки, которые до 12 — 14-недельного возраста не имели контактов с людьми и не были ограничены в свободе перемещений, впоследствии плохо поддаются дрессировке и не имеют привязанностей к новому месту жительства и к своему хозяину. В экзальтационной стадии по своему поведению щенки очень сходны. Они ласковы, любознательны, контактны. В их поведении преобладает исследовательская активность. Например, встретив человека, они подходят к нему, а чаще подбегают, ласкаются, прыгают, иногда беззлобно лают. В это время у них легко вырабатываются положительные условные рефлексы, связанные с процессами возбуждения и с большим трудом вырабатываются тормозные навыки. Поэтому с 1,5 — 2-месячного возраста, после приучения щенка к кличке, следует переходить к приучению выполнять команды "Ко мне!", "Гуляй!", "Место!". В то же время щенков надо осторожно приучать к тормозным навыкам на команды "Сидеть!", "Лежать!", "Фу!", пока без продолжительной выдержки. Во второй половине ювенального периода — с 3 —4-х месяцев поведение щенков заметно различается. Щенки копируют многие стереотипные поведенческие реакции взрослых собак. Так, 4 —5-месячные щенки напрыгивают друг на друга, подражая половому поведению взрослых. В этот период происходит формирование "взрослого" стереотипа мочеиспускания. Самцы начинают метить свою территорию, поднимая при этом заднюю лапу. Интересно, что раньше других в помете это начинают делать щенки с претензиями на лидерство. Следовательно, по данному признаку можно вычислить будущего лидера стаи. Выявляются щенки, проявляющие пассивно-оборонительную реакцию на посторонних людей и другие комплексные раздражители. Они к людям не подбегают, а лишь наблюдают со стороны и при первом проявлении посторонними угрожающих действий часть щенков убегает. С 3 —4-месячного возраста заметно снижается интенсивность исследовательской деятельности щенков и проявляется пассивно-оборонительное поведение. Это требует от владельцев повышенного внимания, своевременного успокоения щенка (поглаживание и др.).
Половое созревание наступает у собак в возрасте 7 — 8 месяцев. Однако, "репетировать" половое поведение щенки начинают гораздо раньше — примерно с 4-месячного возраста. Во время игр самцы запрыгивают и на самок, и на самцов. Подобным же образом могут вести себя и самки. Правда, чаще других это делают самки с высоким социальным положением "в обществе", чем дополнительно закрепляют свое лидерство. Обычно, в этом незрелом возрасте щенки делают садки на представителей других видов животных и даже на собственного хозяина. Как относиться к таким проявлениям активности щенка? Прежде всего, спокойно. Подобное поведение — признак отсутствия или недостаточного общения со своими сверстниками. Регулярные игры со сверстниками для щенка более привлекательны.
Щенок может имитировать садку на своего хозяина и по другой причине. Избыточные ласки, ношение щенка на руках, - создают избыточный афферентный поток со стороны экстерорецепторного аппарата животного. В силу иррадиации возбуждения в нервных центрах, при "заласканности" щенка развивается возбуждение полового центра крестцово-поясничной области спинного мозга. Следовательно, избыточные ласки со стороны хозяина могут повредить правильному формированию поведения вашего любимца. Ласкать и кормить щенка следует в меру. Заласканный в детском возрасте щенок, скорее всего, превратится в назойливую, испорченную собаку, которая будет постоянно вызывать у хозяина, как минимум, раздражение.
Таким образом, на первом году жизни собаки происходит становление ее физических кондиций и формирование высшей нервной деятельности. В зрелом возрасте поведение собаки базируется на хорошо отрепетированных в раннем онтогенезе врожденных динамических стереотипах, адаптированных личным опытом собаки к конкретным условиям жизни.
Период зрелости начинается с полового созревания собаки, которое наступает в 7 —8 месяцев. Следует подчеркнуть, что к моменту полового созревания организм собаки как морфологически, так и функционально не завершил свое развитие. На это требуется еще 4 — о месяцев. В 12— 14 месячном возрасте (период физиологической зрелости) у собак, в основном, заканчивается развитие всех физиологических систем, включая опорно-двигательный аппарат и нервную систему. Поэтому, профессиональная подготовка собак, равно как и их использование в качестве производителей едва ли оправданы раньше наступления периода физиологической зрелости.
Старческий период начинается в разном возрасте у собак разных пород. Его начало означает конец репродуктивного возраста. В этот период у собак наблюдается угасание физиологических функций. Из-за старческих изменений в ЦНС снижается острота слуха и зрения. Падает физическая работоспособность, повышается утомляемость, возникают гормональные расстройства, болезни обмена веществ. Собаки крупных пород (доги, мастино, московская сторожевая и пр.) старятся раньше - к 7-8 годам. У собак более мелких пород старческий период начинается позже - с 10-12-летнего возраста.
——ГЛАВА VI——
Поведение собак
Поведение собаки определяет наследственность, но это не значит, что оно стереотипно, ибо собака очень быстро обучается. Почти во всех серьезных исследованиях поведения, наследуемый аспект признавался по своей природе полигенным. Существует теория, по которой особь любого вида животных наследует полный поведенческий репертуар своих предков и наиболее развитых представителей рола. И очень интересно утверждение, что навыки, которые приобрело животное в процессе обучения могут через несколько поколений стать наследственными — морфогенетический резонанс.
Факт существования наследуемых различий поведения неоспорим, это доказывают категории пород со специфическими системами поведения и различия эти возникли в результате направленною разведения собак для различных нужд.
Человек тысячелетиями разводил и улучшал породы и добился наличия у них замечательных, почти невероятных способностей. Вначале заводчики, вероятно, пользовались вариациями поведения, которые наблюдали у отдельных особей, затем комбинировали при разведении и оставляли животных с наличием тех черт поведения, в которых были заинтересованы. Таким образом возникли различия пород в способностях и поведении, и некоторые из них проявили большие способности в отдельных областях. Несомненно, по мере того, как собаки все лучше реагировали на сложные команды, совершенствовались и методы обучения. Способность собаки узнавать, учиться, запоминать и слушаться команд человека — соответствует умению волка узнавать и действовать вместе с другими членами стаи. Различают врожденные способности собак и способности, полученные и процессе обучения или воспитания. Последние также совершенствуются надлежащей тренировкой.
Около 10 лет Скотт и Фудлер в США (1965) изучали поведение пяти пород: басенджи, бигля, кокер-спаниеля, шотландской овчарки и жесткошерстного фокстерьера. Эти породы были выбраны в качестве представителей основных типов собак. Помимо этого, производилось скрещивание между басенджи и кокер-спаниелем. Были получены поколения в результате обратного скрещивания. Все пять пород и метисы подвергались серии тестов, разработанных для выявления различий в общении, темпераменте и способности к обучению. Социализация у всех пяти пород протекала практически, одинаково, не считая того, что басенджи в самом начале выделялся по ряду показателей, но позднее он сравнялся с остальными собаками. Главные различия между породами выявились в тестах на темперамент и способность к обучению. Известно, что большинство различий играют существенную роль. Это подтверждает те впечатления, которые создаются у людей, знакомых с пятью вышеперечисленными породами. Поколения метисов, и при обратном скрещивании также показали эти сравнительные различия.
При изучении поведения можно выделить три основных элементарных типа поведенческих актов.
1. Инстинкты — это врожденные, шаблонно выполняющиеся акты поведения, которые проявляются на действие строго специфических раздражителей, как правило при первой же встрече с ними. Так, например, первая реакция новорожденного щенка — это поиск соска матери; самка впервые рожающая детеныша, без всякого обучения начинает его вылизывать, перекусывает пуповину, съедает послед и т.д.
2. Акты поведения, формирующиеся на основе обучения. Эти элементы обучения в отличие от инстинктов быстро возникают в случае повторения конкретных жизненных ситуаций. К этой категории относятся условные рефлексы. При их образовании нейтральный раздражитель приобретает сигнальное значение для животного в результате сочетания с раздражителем, вызывающим инстинктивную реакцию. Вся дрессировка животных основана именно на таком сочетании. 3. Элементарная рассудочная деятельность. Каждый человек, имеющий дело с животными и особенно с собаками, рано или поздно сталкивается с такими формами поведения, объяснить которые только сочетанием условных и безусловных рефлексов невозможно. У высших животных на базе их общения, постоянного усложнения поведения возникают элементы рассудочной деятельности, способность к обобщениям, абстрагированию, предугадыванию событий.
Способность оценивать альтернативные варианты и выносить решение является показателем их наличия. Тому достаточно много
примеров К проявлению разумности, многие относят и проявление тоуизма Но говоря об элементарной рассудочной деятельности Собаки, нельзя забывать о том, что она качественно отлична от человеческого мышления.
В основе привязанности собаки к человеку лежит явление имп-ринтинга и врожденного рефлекса следования.
Импринтинг, или запечатление, проявляется у собак в период социализации т е. после становления функции зрения и слуха. Врожденная способность к импринтингу и сопровождающая его реакция глелования проявляются у большинства видов высших позвоночных, хаоактерна и для собак с раннего возраста и определяет отношение шенка к его окружению. В этот период жизни щенка - примерно с трехнедельного ВОЗраста - легко возникают привязанности и к себе подобным и к человеку. В этом раннем возрасте у щенков очень выражен "рефлекс следования", поэтому они зачастую бегут за совершенно случайными прохожими.
В естественных условиях щенки импринтируются на свою мать. Способность к импринтингу генетически предопределена, но признаки объекта импринтинга генетически не детерминированы. Объектом запечатления может стать любой достаточно крупный и даже неживой поедмет Так формируется первичная связь и привязанность щенка к своему хозяину. Скорее всего, щенок воспринимает человека не как хозяина а как свою мать. Поэтому, и отношение человека к щенку должно соответствовать ожиданиям щенка. Т.е. напоминать его отношения с матерью.