Файл: Занятие №8(4) новое.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Занятие №8 Преференциальные правила происхождения товаров

Время проведения-4 часа

Цель: ознакомиться с реформой преференциальных правил происхождения товаров в ЕС, с основными элементами реформы; освоить преференциальные правила происхождения товаров, понятие тарифных преференций; изучить национальную систему преференций и ее принципы; ознакомиться с основными моментами определения страны происхождения товаров.

Реформа преференциальных правил происхождения товаров в ес

23 ноября 2010 года долгожданный Регламент Европейской комиссии, вносящий поправки в систему преференциальных правил происхождения товаров в ЕС, был опубликован в Официальном журнале ЕС. Данные правила распространяются на импортируемые товары происхождением из развивающихся стран в рамках Общей системы преференций (ОСП). В случае выполнения установленных правилами условий, импорт в ЕС может быть осуществлен беспошлинно или по льготным тарифам. Правила также могут применяться к преференциальным торговым соглашениям или иным преференциальным режимам доступа на рынок ЕС.

Новый Регламент призван упростить преференциальные правила происхождения товаров и облегчить их соблюдение развивающимися странами и, в частности, наименее развитыми странами (НРС) и их экспортерами. Регламент также повышает эффективность административных проверок, направленных на предотвращение и выявление ложных деклараций о преференциальном происхождении, и предусматривает получение статуса «зарегистрированного экспортера».

Таможенные органы стран – участниц ЕС начнут применение новых преференциальных правил происхождения товаров с 1 января 2011 года, а система «зарегистрированных экспортеров» вступит в действие с 2017 года.

Предыдущие преференциальные правила происхождения товаров в ЕС, установленные в 1970 гг. и признанные устаревшими, были слишком жесткими и сложными для НРС, многие из которых не могли выполнить их требования.

Проведение реформы было инициировано Европейской комиссией в 2003 году. Изначально ее целью было сократить количество индивидуальных преференциальных правил происхождения товаров, основанных на простом методе «добавленной стоимости». Предполагалось, что каждое из сокращенного набора правил будет применяться к множеству различных товаров и секторов.


Добавленная стоимость как общеэкономическое понятие- разница между ценой которую платит за ТОВАР конечный потребитель и стоимостью СЫРЬЯ, из которого это произвелось. Надо понимать, что к стоимости сырья (например, уголь) добавляется стоимость его извлечения, стоимость труда на его извлечение, стоимость управленческих расходов, стоимость капитала, далее идут товарные надбавки, которые складываются из стоимости доставки, стоимости труда посредников и разных прочих премий за риск, например или за дефицит.

Ну а совсем просто - ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ - это процент, на который выросла цена материалов, когда они дошли до товара. Например 1 кг кремния=100 рублей, 1 кг процессоров из кремния = 1 000 000 000 долл. Считайте добавленную стоимость.

Принятие Комиссией указанного Регламента явилось результатом длительных консультаций, продолжавшихся более двух с половиной лет, между Комиссией, странами-участницами ЕС и экономически заинтересованными сторонами. Первый проект Комиссии претерпел многочисленные изменения в результате проведенных консультаций. По мнению комментаторов грандиозные поначалу амбиции сильно поубавились. Некоторые проект группы и заинтересованные европейские промышленные предприятия повлияли на решение Комиссии не применять простой метод, основанный на концепции добавленной стоимости, а учесть противоречивые позиции и специфику различных промышленных секторов и, особенно, наиболее экономически уязвимых из них. Результатом такого подхода стало включение в Регламент множества правил, ориентированных на конкретные товары и основанных на различных методах, используемых в предыдущих преференциальных правилах происхождения товаров.

Правила, определяющие преференциальное происхождение

Постановление содержит особые правила, которые определяют, прошел ли товар достаточную обработку или переработку в соответствующей развивающейся стране, и обеспечивает ли его сборка достаточное соотношение местных компонентов, чтобы считаться «происходящим» из развивающейся страны, где такая сборка имела место. В настоящее время по многим товарам установлены отдельные преференциальные правила происхождения для НРС, с одной стороны, и иных развивающихся стран, с другой стороны, так что большинство льгот относится к НРС. При данном подходе могут возникать вопросы, соблюдает ли EC свои многосторонние обязательства по соответствующим соглашениям Всемирной торговой организации. Многие из этих правил до сих пор существенным образом различаются по разным группам товаров или секторов, а ряд сельхозпродуктов и продуктов питания, в частности, регулируется сложными правилами.


Ужесточение процедур/ответственность для владельцев промышленных

предприятий и органов власти при установлении

и контролировании происхождения

Были установлены новые права и обязанности как для владельцев промышленных предприятий, так и для таможенных органов, а правительства развивающихся стран постепенно осваивают новую систему «зарегистрированных экспортеров». Комиссия постановила, что применяемая система сертификатов о преференциальном происхождении (Форма «A»), хоть и сохранена на переходный период, будет заменена заявлениями о происхождении, подаваемыми непосредственно зарегистрированными экспортерами, что будет реализовано посредством электронной системы, которая начнет действовать с 2017 года. Комиссия создаст и будет вести централизованную базу данных, доступную для таможенных органов в странах–участницах, а органы власти развивающейся страны будут нести ответственность за обеспечение последующего контроля.

В настоящее время Россия является бенефициаром ОСП ЕС.

Обычно бенефициаром является экспортер, продавец товаров или услуг, которые являются предметом международного договора купли-продажи.


Преференциальные правила происхождения товаров

Правила происхождения товаров, включая преференциальные, являются важнейшей частью торгового и таможенного законодательства различных государств и их интеграционных объединений. Преференциальные правила применяются в национальных Общих системах тарифных преференций при определении законности предоставления льготных условий импорта товаров, произведенных в развивающихся странах, с которыми страна импорта имеет преференциальные соглашения об экономической интеграции.

Происхождение товара является ключевым показателем для определения режима ввоза его на таможенную территорию импортирующей стороны (уровень импортной пошлины, применение мер торговой защиты и пр.). В международном торговом правопорядке различаются непреференциальные правила происхождения, как правило, применяемые для определения режима наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ), и преференциальные правила происхождения.

Преференциальные правила происхождения применяются для предоставления тарифных преференций промышленно развитыми странами на товары, экспортируемые из наименее экономически развитых стран, а также для целей имплементации (фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне) соглашений о торговой либерализации (например, зоны свободной торговли).

Преференции могут предоставляться в различных формах, например в виде применения заниженных или нулевых ставок импортных таможенных пошлин, упрощенных процедур таможенной очистки и т. д. Подобные преференции предоставляются для повышения конкурентоспособности промышленности развивающихся стран на мировом рынке в целях их гармоничного экономического и социального развития.

Для эффективного, недискриминационного и единообразного применения системы тарифных преференций, которая может действовать в отношении только определенной продукции, произведенной в отдельных странах, необходимо выработать и внедрить специальные экономически и юридически обоснованные правила по определению страны происхождения товаров. В международном торговом праве они получили название преференциальных правил происхождения товаров. Подобные правила обычно составляют систему критериев и административных процедур, используемую национальными властями для определения страны происхождения товара с точки зрения возможности (законности) применения к данной конкретной продукции национальной Генеральной системы преференций.


Создание таможенного союза повлекло за собой структурные изменения. Так, общие правила определения страны происхождения во всех государствах-участниках Таможенного союза стали регулироваться положениями гл. 7 Таможенного кодекса Таможенного союза и Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 г., а преференциальные – исключительно положениями Соглашения от 12 декабря 2008 г. «О правилах определения товаров из развивающихся и наименее развитых стран».

Тарифные преференции

В конце 2008 г. страны Таможенного союза подписали Протокол о единой системе тарифных преференций, которая применяется с 1 января 2010 г. Тарифные преференции дают право импортерам применять нулевые либо сниженные ставки ввозной таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров.

Ранее в России применялась национальная система преференций, в рамках которой к определенному перечню преференциальных товаров при их ввозе в Россию применялись сниженные ставки пошлин.

Принципиально создание единой системы преференций ничего не изменило. Отличием является применение всеми странами Таможенного союза единых перечней стран, которым предоставляются преференции, единого перечня преференциальных товаров и единых правил определения страны происхождения товаров.

В рамках применения единой системы преференций на уровне Комиссии ТС утверждены:

- Перечень развивающихся стран (103 государства) - снижение ставки ввозной пошлины на 25% (Приложение 1);

- Перечень наименее развитых стран (49 государств) - применение нулевой ставки ввозной пошлины (Приложение 2);

- Перечень преференциальных товаров (товары из 49 товарных групп) (Приложение 3).

Условия применения тарифных преференций аналогичны тем, что установлены в рамках национальной преференциальной системы в России.

Во-первых, это означает закупку товара у лица, зарегистрированного в развивающейся (наименее развитой) стране, с территории которой товар происходит.

Во-вторых, поставка из развивающейся (наименее развитой) страны на единую территорию Таможенного союза будет происходить без провоза через территорию другого государства. Из этого правила есть исключения, предполагающие экономическую нецелесообразность или географическую невозможность проложения маршрута следования товаров без заезда на территорию третьих стран.