Файл: Колесниченко, "История ветеринарии".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2024

Просмотров: 232

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

80

История ветеринарии

Колесниченко И.С., начальник Военно-ветеринарного института, полковник медицинской службы (Москва)

Содержание

Зарождение ветеринарии

Если ветеринарную науку расценивать как сферу человеческой деятельности, задачей которой являются получение знаний о причинах болезней и условиях их распространения, выработка мер борьбы с ними, профилактика и лечение, то она зародилась в виде народной ветеринарии в период одомашнивания животных.

Процесс становления ветеринарии был длительным и трудным. Но на всех этапах он оправдывался результатами, дававшими некоторую уверенность в завтрашнем дне. Область трудовой деятельности людей постоянно расширялась, а ее характер качественно изменялся. Первым из диких животных, одомашненным человеком, была собака. Имеются сведения, что ее одомашнивание произошло в период палеолита, и было связано с развитием охотничьей деятельности людей. Освоение зерновых культур в период первобытнообщинного строя способствовало одомашниванию почти всех известных в настоящее время видов животных.

Первые земледельцы одомашнили овцу, свинью, козу, корову, а позже уже в век металла, - лошадь и верблюда.

Важнейшим источником для исследования древнейших следов разведения домашнего скота являются костные останки. Они дают основание утверждать, что коров, овец, коз и свиней разводили в неолитическом Египте (V1-V тысячелетие до н.э.), в Китае, а также в Европе (111 тысячелетие до н.э.), Передней и Средней Азии, а также в Индии (1V и V тысячелетие до н.э). Значительно позднее был одомашнен северный олень на Саяно-Алтайском нагорье (около начала нашей эры), а также лама в Центральной Америке.

Первые земледельцы Азии, Африки и Европы сначала использовали мясо, шкуры и шерсть домашних животных, а затем и их молоко. Позже стали использовать домашних животных для вьючного и гужевого транспорта, а также как тягловую силу в плужном земледелии

Развитие земледелия и скотоводства способствовало росту населения; человек получил возможность расширять источники существования, все более эффективно использовать освоенные земли, осваивать новые пространства и увеличивать численность одомашненных животных.


Еще до перехода к оседлому земледелию и работе с одомашненными животными наши древние предки были отличными охотниками, они знали и рыболовство, и собирание съедобных и лекарственных растений.

Связь первобытного человека с природой была значительно теснее и глубже, чем у его современных цивилизованных потомков.

Охотники хорошо знали повадки своих жертв, имели представление об их образе жизни, о маршрутах суточных и сезонных миграций, о наиболее уязвимых частях тела. Древние охотники знали, что наиболее поражаемой частью грудной полости является сердце, они знали о крупных сосудах, связанных с ним.

Древний охотник умел, не повредив печень отделить от нее желчный пузырь. Он с успехом использовал «жилы» для сшивания шкур и для изготовления лука. Он имел достаточно представления о сухожильных окончаниях мышц.

Наши предки получали начальные сведения по сравнительной анатомии при разделке туш животных разных видов. Они видели сходство в строении одних и тех же структур и органов у животных разных видов. Можно предположить, что наиболее наблюдательные из охотников обращали внимание на различие в строении одних и тех же органов у животных разных видов.

Ученые эволюционисты-генетики допускают, что человек далекого прошлого обладал довольно значительным объемом чисто практических сведений в области сравнительной анатомии, систематики, экологии и этологии.

Точно также исследователи в области ветеринарии не могут не допустить, что в тот период первобытный человек проявлял повышенный интерес к случаям болезней одомашненных животных. Такой интерес многократно возрастал, если болело много животных, и происходила их гибель. Такие события были причиной бедствий. Поэтому первобытный человек первоначально пытался объяснить их действиями колдунов и других лиц «связанных» с дьяволом. Такое понимание поддерживалось среди некоторых племен до последнего времени. Причины массовых заболеваний животных объясняли действием демонического могущества и пытались изгонять власть злых духов шаманскими заклинаниями. В иудейском государстве болезни расценивали как божественные наказания за грехи отдельных лиц или целой общины.

Одновременно с этим зарождались и рациональные меры профилактики болезней животных. Для отдыха и укрытия животных в ненастную погоду использовали возвышенные места с достаточно удобным ложем.

Водопой предпочитали проводить из проточных водоемов. Проводили простейшие лечебные процедуры и использовали лекарственные травы.


Такие знания народной ветеринарии переходили из поколения в поколение и ими успешно пользовались в своей деятельности народные врачеватели вплоть до Х1Х – ХХ века.

Следовательно, основным событием первобытнообщинного строя было одомашнивание и использование животных для своей жизнедеятельности, и наблюдения за их поведением в нормальных условиях и в период болезни. Уже в античный период проблемой причин массовой заболеваемости животных стали интересоваться мыслители того времени.


Зарождение ветеринарии в России

Археологические исследования показывают, что на территории современной России первобытный человек  был земледельцем и  животноводом еще 6 - 8 тысяч лет до нашей эры. В этот регион первобытные люди доставляли одомашненных животных в процессе естественного расселения и освоения новых сельскохозяйственных территорий.  Такие перемещения   были  необходимы для освоения новых пастбищ и земельных угодий. Разумеется, в новые места  с одомашненными животными люди того времени переносили опыт работы с ними, в том числе и простейшие санитарные и гигиенические приемы. Особо быстро происходило освоение новых территорий после одомашнивания лошади. В этот период люди неминуемо должны  были дополнительно к известному им  опыту ухода за животными, овладевать некоторыми приемами, обеспечивающими  работоспособность и  продуктивность животных, и предупреждение их болезней в новых климатических условиях.  Дополнительные сведения были крайне необходимыми, поскольку животные  попадали в новые, более суровые, климатические и природные условия. Такие сведения передавались в устной форме из поколения в поколение и составляли основу того, что определяется как рациональная народная ветеринария. В последующие периоды многое из этих сведений было использовано и в письменной  форме.

Как уже отмечали в  Средневековье, по мере торжества христианства,  грамотность в Западной Европе сохранялась  лишь в замкнутой жизни за крепостными стенами  городов-государств  и  монастырей.   Образ жизни славян, и других народов, обитающих на территории современной России, резко отличался от образа жизни народов Западной Европы.  Представители народов, обитавших на территории современной России,  легко перемещались на лодках от Новгорода до Киева и далее до Царьграда. Они располагали сведениями о моржах, белухе, северных видах китов. Сохранилось много настенных рисунков, археологических находок и других памятников подтверждающих, что народам, жившим в раннюю эпоху Средневековья на территории современной России, были хорошо  знакомы технологии ведения скотоводства  и простейшие приемы профилактики и лечения болезней животных.

Все это они  восприняли от переселившихся сюда  их предков с  южных  первобытнообщинных  поселений и адаптировали к местным климатическим и природным условиям.

Животноводство было одним из основных  источников жизни  славян и других народов,  обитающих в те годы на территории современной России.


Ветеринария в античном мире

Первые цивилизации и классовые общества зародились в долинах Нила, Инда, Тигра – Евфрата, Янцзы и Хуанхэ в V11-1Vтысячелетиях до нашей эры. В этот период шумеры разводили коз, овец, быков и ослов. В V тысячелетии до н.э. жителям Месопотамии уже были хорошо известны лечебные свойства льняного семени. Врачевателей этой страны сопоставляли с положением жрецов.

Первые письменные сведения об эпизоотиях приведены в библии. В книге «Исход» пятая кара, постигшая египтян в виде наказания Божия, изображается как гибель в Египте всех лошадей, ослов, верблюдов, быков и овец

В седьмой книге «Метаморфоз» Овидий описывает эпизоотию на острове Этна во время войны с афинянами в 1295 году до н.э. Сначала болели собаки, птица, крупный рогатый скот, а затем животные всех видов и люди.

Гомер в «Илиаде» описывает как за 1200 лет до н.э. во время осады Трои эпизоотия охватила болезнью собак, лошадей, мул и людей.

Вергилий в книге 111 «Георгики» характеризует состояние нордических поселений после эпизоотии повальной болезни крупного рогатого скота следующим образом: «Тогда напрасно было искать в этих печальных местах двух одинаковых быков, чтобы запрячь их в повозку с жертвоприношениями в честь Юноны. С мертвых животных нельзя было снимать кожу, потому что их нельзя было очистить ни воздухом, ни огнем».

Сохранились египетские папирусы, которые представляются как пособия по ветеринарии и справочники со списками зверей, птиц, с названиями частей тела, названиями масел и других предметов лекарской деятельности.

Из времен Среднего царства Египта известен «папирус Эберса» (1500 лет до н.э.), в котором содержится 877 описаний болезней и их симптомов.

В этом папирусе приведены многочисленные сведения о животных, описан процесс развития мясной мухи из личинки и лягушки из головастика.

Древнейшие тексты из Вед, относящиеся к 11 тысячелетию до н.э., повествуют о развитии врачевания в Индии и существовании в этой стране профессии врачевателей. Медики Индии V111 века до н.э. знали не менее 760 видов лекарственных растений. Разумеется, их использовали и для лечения животных. Уже в те годы в Индии проводили вскрытие трупов, что в Европе стали практиковать только в эпоху Возрождения.

Лекари знали о существовании заразного начала, способного передаваться от больного к здоровому животному.

Еще за тысячу лет до нашей эры в Китае предпринимались попытки искусственно иммунизировать детей путем одевания им рубашек, пропитанных содержимым оспенных поражений. Проблему болезней животных рассматривали многие мыслители античной Греции.