ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2024
Просмотров: 1424
Скачиваний: 0
Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации персонального компьютера. В крупных
организациях наряду с персональным компьютером в состав технической базы информационной системы может входить мэйнфрейм или суперЭВМ. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для
которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.
Внимание! Под организацией будем понимать сообщество людей,
объединенных общими целями и использующих общие материальные и финансовые средства для производства материальных и информационных продуктов и услуг. В тексте на равноправных началах будут употребляться два слова: "организация" и "фирма".
Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.
Этапы развития информационных систем
История развития информационных систем и цели их использования на разных периодах представлены в табл. 3.1.
Таблица 3.1. Изменение подхода к использованию информационных систем
Период |
Концепция использования |
Вид информационных |
|
|
времени |
информации |
систем |
Цель использования |
|
1950 |
-1960 гг. |
Бумажный поток расчетных |
Информационные системы |
Повышение скорости |
|
|
документов |
обработки расчетных |
обработки документов |
|
|
|
документов на |
Упрощение процедуры |
|
|
|
электромеханических |
обработки счетов и |
|
|
|
бухгалтерских машинах |
расчета зарплаты |
1960 |
-1970 гг. |
Основная помощь в |
Управленческие |
Ускорение процесса |
|
|
подготовке отчетов |
информационные системы для |
подготовки отчетности |
|
|
|
производственной |
|
|
|
|
информации |
|
1970 |
-1980 гг. |
Управленческий контроль |
Системы поддержки принятия |
Выработка наиболее |
|
|
реализации (продаж) |
решений |
рационального решения |
|
|
|
Системы для высшего звена |
|
|
|
|
управления |
|
1980 |
- 2000 гг. |
Информация – |
Стратегические |
Выживание и |
|
|
стратегический ресурс, |
информационные системы |
процветание фирмы |
|
|
обеспечивающий |
Автоматизированные офисы |
|
|
|
конкурентное преимущество |
|
|
Первые информационные системы появились в 50-х гг. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных
47
документов.
60-е гг. знаменуются изменением отношения к информационным системам. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее.
В 70-х – начале 80-х гг. информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.
К концу 80-х гг. концепция использования информационных систем вновь изменяется. Они
становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Информационные системы этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.
Процессы в информационной системе
Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить в виде схемы (рис. 3.1), состоящей из блоков:
§ввод информации из внешних или внутренних источников;
§обработка входной информации и представление ее в удобном виде;
§вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему;
§обратная связь – это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.
Информационная система определяется следующими свойствами:
§любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;
§информационная система является динамичной и развивающейся;
§при построении информационной системы необходимо использовать системный подход;
§выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой принимаются решения;
§информационную систему следует воспринимать как человеко-компьютерную систему обработки информации.
Рис. 3.1. Процессы в информационной системе
В настоящее время сложилось мнение об информационной системе как о системе, реализованной с помощью компьютерной техники. Хотя в общем случае информационную систему можно понимать и в некомпьютерном варианте.
Чтобы разобраться в работе информационной системы, необходимо понять суть проблем, которые она решает, а также организационные процессы, в которые она включена. Так, например, при
определении возможности компьютерной информационной системы для поддержки принятия решений следует учитывать:
§структурированность решаемых управленческих задач;
§уровень иерархии управления фирмой, на котором решение должно быть принято;
§принадлежность решаемой задачи к той или иной функциональной сфере бизнеса;
48
§вид используемой информационной технологии.
Технология работы в компьютерной информационной системе доступна для понимания специалистом некомпьютерной области и может быть успешно использована для контроля процессов профессиональной деятельности и управления ими.
Что можно ожидать от внедрения информационных систем
внедрение информационных систем может способствовать:
§получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т.д.;
§освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
§обеспечению достоверности информации;
§замене бумажных носителей данных на магнитные диски или ленты, что приводит к более
рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге;
§совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота в фирме;
§уменьшению затрат на производство продуктов и услуг;
§предоставлению потребителям уникальных услуг;
§отысканию новых рыночных ниш;
§привязке к фирме покупателей и поставщиков за счет предоставления им разных скидок и услуг.
РОЛЬ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ
Общие положения
Создание и использование информационной системы для любой организации нацелены на решение следующих задач.
1.Структура информационной системы, ее функциональное назначение должны соответствовать целям, стоящим перед организацией. Например, в коммерческой фирме – эффективный бизнес; в государственном предприятии – решение социальных и экономических задач.
2.Информационная система должна контролироваться людьми, ими пониматься и использоваться в соответствии с основными социальными и этическими принципами.
3.Производство достоверной, надежной, своевременной и систематизированной информации. Построение информационной системы можно сравнить с постройкой дома. Кирпичи, гвозди, цемент
ипрочие материалы, сложенные вместе, не дают дома. Нужны проект, землеустройство, строительство и др., чтобы появился дом.
Аналогично для создания и использования информационной системы необходимо сначала понять структуру, функции и политику организации, цели управления и принимаемых решений, возможности компьютерной технологии. Информационная система является частью организации, а ключевые
элементы любой организации – структура и органы управления, стандартные процедуры, персонал, субкультура.
Построение информационной системы должно начинаться с анализа структуры управления организацией.
Структура управления организацией
Координация работы всех подразделений организации осуществляется через органы управления разного уровня. Под управлением понимают обеспечение поставленной цели при условии реализации следующих функций: организационной, плановой, учетной, анализа, контрольной, стимулирования. Рассмотрим содержание управленческих функций.
Организационная функция заключается в разработке организационной структуры и комплекса нормативных документов: штатного расписания фирмы, отдела, лаборатории, группы и т.п. с указанием подчиненности, ответственности, сферы компетенции, прав, обязанностей и т.п. Чаще всего это излагается в положении по отделу, лаборатории или должностных инструкциях.
49
Планирование (плановая функция) состоит в разработке и реализации планов по выполнению поставленных задач. Например, бизнес-план для всей фирмы, план производства, план маркетинговых исследований, финансовый план, план проведения научно-исследовательской работы и т.д. на различные сроки (год, квартал, месяц, день).
Учетная функция заключается в разработке или использовании уже готовых форм и методов учета показателей деятельности фирмы: бухгалтерский учет, финансовый учет, управленческий учет и т.п. В общем случае учет можно определить как получение, регистрацию, накопление, обработку и предоставление информации о реальных хозяйственных процессах.
Анализ или аналитическая функция связывается с изучением итогов выполнения планов и заказов, определением влияющих факторов, выявлением резервов, изучением тенденций развития и т.д.
Выполняется анализ разными специалистами в зависимости от сложности и уровня анализируемого объекта или процесса. Анализ результатов хозяйственной деятельности фирмы за год и более проводят специалисты, а на уровне цеха, отдела – менеджер этого уровня (начальник или его заместитель) совместно со специалистом-экономистом.
Контрольная функция чаще всего осуществляется менеджером: контроль за выполнением планов, расходованием материальных ресурсов, использованием финансовых средств и т.п.
С т и м у л u p о в а н и е или мотивационная функция предполагает разработку и применение различных методов стимулирования труда подчиненных работников:
§финансовые стимулы – зарплата, премия, акции, повышение в должности и т.п.;
§психологические стимулы – благодарности, грамоты, звания, степени, доски почета и т.п.
Впоследние годы в сфере управления все активнее стали применяться понятие "принятие решения"
исвязанные с этим понятием системы, методы, средства поддержки принятия решений.
Принятие решения – акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе ситуации, определении цели, разработке программы достижения этой цели.
Структура управления любой организации традиционно делится на три уровня: операционный, функциональный и стратегический.
Уровни управления (вид управленческой деятельности) определяются сложностью решаемых задач. Чем сложнее задача, тем более высокий уровень управления требуется для ее решения. При этом следует понимать, что более простых задач, требующих немедленного (оперативного) решения, возникает значительно большее количество, а значит, и уровень управления для них нужен другой – более низкий, где принимаются решения оперативно. При управлении необходимо также учитывать динамику реализации принимаемых решений, что позволяет рассматривать управление под углом временного фактора.
На рис. 3.2 отображены три уровня управления, которые соотнесены с такими факторами, как степень возрастания власти, ответственности, сложности решаемых задач, а также динамика принятия решений по реализации задач.
Рис. 3.2. Пирамида уровней управления, отражающая возрастание власти, ответственности, сложности и
50