ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2024
Просмотров: 1391
Скачиваний: 0
позицию вправо (Insert – вставить)
Del Удаление на экране указанного курсором символа; при этом часть строки, расположенная правее курсора, сдвигается на одну позицию влево, исключая разрыв строки (Delete – удалить)
Специальные управляющие клавиши (их называют также служебными), расположенные вокруг группы алфавитно-цифровых клавиш:
Клавиша |
|
Назначение |
||
Esc |
Отмена каких-либо действий и/или выхода из программы, подменю и т.п. (Escape – |
|||
|
|
выход, переход) |
||
Ctrl |
Клавиша используется совместно с другими клавишами, изменяя их действия (Control – |
|||
|
|
управление) |
|
|
Alt |
Клавиша используется совместно с другими клавишами, изменяя их действия (Alter – |
|||
|
|
изменять) |
|
|
Enter |
Клавиша ввода информации и возврата каретки, служит для завершения ввода очередной |
|||
|
|
строки информации (Enter – ввод) |
||
Backspace |
Возврат на одну позицию по экрану влево с удалением предыдущего символа (Backspace |
|||
|
|
– пробел назад) |
|
|
Tab |
Перемещение |
курсора вправо на задаваемое по запросу количество позиций |
||
|
|
или перемещение, заранее предопределенное выполняемой программой (Tabulation – |
||
|
|
табуляция) |
|
|
Shift |
Клавиша смены регистра (Shift – сдвиг) |
|||
Print Scrn |
Распечатка на принтере информации, выведенной на экран (Print Screen – печать экрана) |
|||
Caps Lock |
Фиксация прописных/строчных букв (Caps Lock – фиксация прописных букв) |
|||
Num Lock |
Фиксация режимов работы малой цифровой клавиатуры (Number Lock – фиксация цифр) |
|||
Scroll Lock |
Переключение режима вывода на экран дисплея; при включении прокрутки светится |
|||
|
|
соответствующий индикатор в верхней правой части панели (Scroll Lock – фиксация |
||
|
|
прокрутки) |
|
|
Pause/Break |
Прерывание (приостановка) выполнения программ и процедур, например вывода |
|||
|
|
информации на экран; для продолжения выполнения приостановленной программы |
||
|
|
нужно нажать любую клавишу (Pause/Break – пауза/прерывание) |
||
Некоторые важные специальные комбинации клавиш (клавиши нажимаются одновременно): |
||||
|
|
|
|
|
|
Клавиши |
Назначение |
||
|
Ctrl+Alt+Del |
Перезагрузка DOS |
|
|
|
Ctrl+Break |
Прекращение работы выполняемой программы |
|
|
|
Ctrl+C |
|
Прекращение работы выполняемой программы |
|
|
Ctrl+Num Lock |
Приостановка выполнения программы |
|
|
|
Ctrl+S |
|
Приостановка выполнения программы |
|
Функциональные клавиши <F1> - <F12> размещены в верхней части клавиатуры. Эти клавиши предназначены для различных специальных действий; они программируются и для каждого программного продукта имеют свое назначение (в принципе программироваться могут и некоторые специальные клавиши).
В большинстве программ принято, что клавиша <F1> связана с вызовом подсказки. При входе в программу по <F1> выдается общая подсказка с кратким описанием вариантов функционирования программы и назначением функциональных клавиш в ней. При работе с программой по <F1> выдается контекстно-зависимая подсказка, т.е. подсказка по тому режиму, по той функции, которая программой реализуется в данный момент.
131
Блок клавиатуры в профессиональных ПК конструктивно выполнен автономно от основной платы компьютера и кроме клавиатуры содержит контроллер клавиатуры, состоящий из буферной памяти и схемы управления. Он подключается к основной плате с помощью 4-проводного интерфейса (линии интерфейса используются для передачи соответственно тактовых импульсов, данных, напряжения питания +5 вольт и нуля).
Контроллер клавиатуры осуществляет:
§сканирование (опрос) состояния клавиш;
§буферизацию (временное запоминание) до 20 отдельных кодов клавиш на время между двумя соседними опросами клавиатуры со стороны МП;
§преобразование кодов нажатия клавиш (scan-кодов) в коды ASCII с помощью хранящихся в ПЗУ программируемых системных таблиц драйвера клавиатуры;
§тестирование (проверку работоспособности) клавиатуры при включении ПК.
При нажатии и отпускании клавиши в буферную память контроллера клавиатуры поступает код нажатия или отпускания (соответственно 0 или 1) в седьмой бит байта и номер клавиши или ее scan-код в остальные 7 бит байта. При поступлении любой информации в буферную память посылается запрос на аппаратное прерывание, инициируемое клавиатурой. При выполнении прерывания scan-код преобразуется в код ASCII, и оба кода (scan-код и ASCII-код) пересылаются в соответствующее поле ОЗУ машины. При этом по наличию кода отпускания проверяется, все ли клавиши отпущены в момент нажатия следующей клавиши (это необходимо для организации совместной работы с клавишами
<Shift>, <Ctrl> и <Alt>).
Контроллер клавиатуры организует и автоматическое повторение клавишной операции: если клавиша нажата более 0,5 с, то генерируются повторные коды нажатия клавиши через регулярные интервалы так, как если бы вы клавишу нажимали повторно.
Примечание. Любой ASCII-код может быть введен с клавиатуры путем набора на малой цифровой клавиатуре (справа на рис. 4.11) десятичного кода, равного 16- ричному ASCII-коду, с одновременным нажатием (и удержанием на время набора) клавиши <Alt>. Таким образом можно ввести любой управляющий символ и символ псевдографики, показанный в таблице ASCII-кодов (см. табл. 4.3), как на экран дисплея, так и в ПК. Например, для ввода символа 1 следует держать нажатой клавишу <Alt> и набрать число 25, после отпускания клавиш на экран выведется символ.
ВИДЕОТЕРМИНАЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА
Видеотерминал состоит из видеомонитора (дисплея) и видеоконтроллера (адаптера).
Видеоконтроллеры входят в состав системного блока ПК (находятся на видеокарте, устанавливаемой в разъем материнской платы), а видеомониторы – это внешние устройства ПК.
Видеомониторы
Видеомонитор, дисплей или просто монитор – устройство отображения текстовой и графической информации на экране (в стационарных ПК – на экране электронно-лучевой трубки (ЭЛТ), в портативных ПК – на жидкокристаллическом плоском экране).
Рассмотрим дисплей на базе ЭЛТ.
В состав монитора входят: панель ЭЛТ, блок разверток, видеоусилитель, блок питания и др. В зависимости от вида управляющего лучом сигнала мониторы бывают аналоговые и цифровые.
Аналоговые мониторы позволяют более качественно, с большим количеством полутонов и цветовых оттенков формировать изображение на экране.
Размер экрана монитора задается обычно величиной его диагонали в дюймах: от 10 до 21 дюйма (наиболее типичное значение – 14 дюймов).
Важной характеристикой монитора является частота его кадровой развертки. Смена изображений (кадров) на экране с частотой 25 Гц воспринимается глазом как непрерывное движение, но глаз при этом из-за мерцания экрана быстро устает. Для большей устойчивости изображения и снижения усталости глаз у современных качественных мониторов поддерживается частота смены кадров на уровне 70 - 80 Гц; при этом частота строчной развертки достигает 40 - 50 кГц и возрастает полоса частот
132
видеосигнала.
Поскольку частота разверток в мониторе должна быть согласована с частотными характеристиками видеоадаптера, более удобны мультичастотные мониторы, автоматически подстраивающиеся под адаптер (например, мультичастотные мониторы с частотами кадровой и строчной разверток соответственно 50 - 120 Гц и 30 - 60 кГц).
Строчная развертка может быть построчной и черезстрочной, последняя позволяет получить большую разрешающую способность, но снижает вдвое фактическую кадровую частоту, т. е. увеличивает мерцание экрана. Поэтому предпочтительнее построчная развертка (есть мониторы, работающие и в том, и в другом режиме – при необходимости получения большего разрешения включается черезстрочная развертка).
Разрешающая способность мониторов. Видеомониторы обычно могут работать в двух режимах:
текстовом и графическом.
Втекстовом режиме изображение на экране монитора состоит из символов расширенного набора ASCII, формируемых знакогенератором (возможны примитивные рисунки, гистограммы, рамки, составленные с использованием символов псевдографики).
Вграфическом режиме на экран выводятся более сложные изображения и надписи с различными шрифтами и размерами букв, формируемых из отдельных мозаичных элементов – пикселей (pixel –
picture element).
Разрешающая способность мониторов нужна прежде всего в графическом режиме и связана с размером пикселя.
Измеряется разрешающая способность максимальным количеством пикселей, размещающихся по горизонтали и по вертикали на экране монитора. Зависит разрешающая способность как от характеристик монитора, так, даже в большей степени, и от характеристик видеоадаптера.
Стандартные значения разрешающей способности современных мониторов: 640x480, 800x600, 1024x768, 1600x1200, но реально могут быть и иные значения.
Важной характеристикой монитора, определяющей четкость изображения на экране, является размер зерна (точки, dot pitch) люминофора экрана монитора. Чем меньше зерно, тем, естественно, выше четкость и тем меньше устает глаз. Величина зерна мониторов имеет значения от 0,41 до 0,18 мм.
Следует иметь в виду, что у мониторов с большим зерном не может быть достигнута высокая разрешающая способность (например, экран с диагональю 14 дюймов имеет ширину 265 мм, для получения разрешающей способности 1024 точки по горизонтали размер зерна не должен превышать 265/1024 = 0,22 мм, в противном случае пиксели сливаются и изображение не будет четким).
Совместно с компьютерами IBM PC могут использоваться различные типы мониторов, как
монохромные, так и цветные.
Монохромные мониторы. Они значительно дешевле цветных, но имеют большую разрешающую способность.
Среди монохромных чаще других используются:
§монохромные мониторы прямого управления – обеспечивают высокую разрешающую способность при отображении текстовых и псевдографических символов, но не предназначены для формирования графических изображений, построенных из отдельных пикселей; работают совместно только с монохромными видеоконтроллерами;
§композитные монохромные мониторы – обеспечивают качественное отображение и символьной, и графической информации при совместной работе с цветным графическим адаптером (но выдают, естественно, монохромное: зеленое или чаще всего янтарное
изображение).
Цветные мониторы. В качестве цветных мониторов используются:
§композитные цветные мониторы и телевизоры – обеспечивают и цвет, и графику, но имеют довольно низкую разрешающую способность;
§цветные RGB-мониторы – являются, пожалуй, самыми качественными, обладающими высокой разрешающей способностью и графики, и цвета (RGB – Red-Green-Blue – красный-зеленый- синий, используют для каждого из этих цветовых сигналов свой провод, а в композитных – все три цветовых сигнала идут по одному проводу). RGB-мониторы работают совместно с цветным графическим контроллером.
Впортативных ПК часто используются видеопанели различного типа, например электролюминесцентные, жидкокристаллические и др.
133
Для настольных компьютеров используются различные типы видеомониторов: CD (Color Display –
цветной дисплей), ECD (Enhanced CD – улучшенный цветной дисплей) и PGS (Professional Grafics System - профессиональная графическая система) и др. (табл. 4.9).
Таблица 4.9. Видеомониторы для IBM PC
Параметр |
CD |
ECD |
PGS |
Разрешающая способность, пикселей, |
640×200 |
800×600 |
1024×768 |
по горизонтали × по вертикали |
|
|
|
Число цветов |
16 |
64 |
256 |
Частота кадров, Гц, не менее |
60 |
60 |
60 |
Полоса видеоусилителя, МГц |
15 |
16 |
30 |
Видеоконтроллер* |
CGA |
EGA |
VGA |
Примечание. * Указанные в таблице характеристики мониторов обеспечиваются только при их работе с конкретными видеоконтроллерами.
Наибольшую разрешающую способность с хорошей передачей полутонов из применяемых в настоящее время мониторов имеют монохромные композитные мониторы с черно-белым изображением типа "paper white" (используемые часто в настольных издательских системах); их разрешающая способность при совместной работе с видеоконтроллером типа SVGA: 1280x1024 пикселей.
Среди прочих характеристик мониторов следует отметить: наличие плоского или выпуклого экрана (первый вариант предпочтительнее: большая прямоугольность изображения, меньшие блики); уровень высокочастотного радиоизлучения (увеличивается с увеличением полосы частот видеосигнала, но значительно уменьшается при хорошем экранировании – мониторы с низким уровнем излучения типа LR (Low Radiation); наличие защиты экрана от электростатических полей – мониторы типа AS (Anti Static); наличие системы энергосбережения – мониторы типа G (Green) и др.
Видеоконтроллеры
Видеоконтроллеры (видеоадаптеры) являются внутрисистемными устройствами, непосредственно управляющими мониторами и выводом информации на их экран. Видеоконтроллер содержит: схему управления ЭЛТ, растровую память (видеопамять, хранящую воспроизводимую на экране информацию и использующую поле видеобуфера в ОП), сменные микросхемы ПЗУ (матрицы знаков), порты ввода- вывода.
Основные характеристики видеоконтроллера: режимы работы (текстовый и графический), воспроизведение цветов (монохромный и цветной), число цветов или число полутонов (в монохромном), разрешающая способность (число адресуемых на экране монитора пикселей по горизонтали и вертикали), емкость и число страниц в буферной памяти (число страниц – это число запоминаемых текстовых экранов, любой из которых путем прямой адресации может быть выведен на отображение в мониторе), размер матрицы символа (количество пикселей в строке и столбце матрицы, формирующей символ на экране монитора), разрядность шины данных, определяющая скорость обмена данными с системной шиной, и др.
Важная характеристика – емкость видеопамяти, она определяет количество хранимых в памяти пикселей и их атрибутов. Разрядность атрибута пикселя определяет, в частности, максимально возможное число полутонов или цветовых оттенков, учитываемых при отображении пикселя (например, для отображения 65 тыс. цветовых оттенков, стандарт High Color, каждый пиксель должен иметь 2- байтовый атрибут, а для отображения 16,7 млн. цветовых оттенков, стандарт True Color, – 3-байтовый атрибут). Необходимую емкость видеопамяти можно приблизительно сосчитать, умножив количество байтов атрибута на количество пикселей экрана.
Пример 4.16. При разрешающей способности монитора 800x600 пикселей и стандарте True Color емкость видеопамяти должна быть не менее 1440000 байт.
134
Общепринятый стандарт формируют следующие видеоконтроллеры:
§Hercules – монохромный графический адаптер;
§MDA (Monochrome Display Adapter) – монохромный дисплейный адаптер;
§MGA (Monochrome Graphics Adapter) – монохромный графический адаптер;
§CGA (Color Graphics Adapter) – цветной графический адаптер;
§EGA (Enhanced Graphics Adapter) – улучшенный графический адаптер;
§VGA (Video Graphics Adapter) – видеографический адаптер, иногда его называют видеографической матрицей (Video Graphics Array);
§SVGA (Super VGA) – улучшенный видеографический адаптер;
§PGA (Professional GA) – профессиональный графический адаптер.
Основные характеристики некоторых видеоконтроллеров приведены в табл. 4.10.
Таблица 4.10. Видеоконтроллеры для IBM PC
Видеоконтроллеры SVGA типа VESA (видеокарты VESA) с объемом видеопамяти 1-2 Мбайта обеспечивают наибольшую разрешающую способность 1280x1024 при отличной передаче полутонов и цветовых оттенков; видеокарта Twin Turbo-128M2 имеет видеопамять емкостью 2 Мбайта (с возможностью наращивания до 4 Мбайт), две 64-разрядные шины данных (что совместно с локальной шиной PCI позволяет организовать 128-разрядную передачу данных со скоростью, не снижающейся при изменении режима цветности с 256 до 65000 цветовых оттенков), функцию мгновенного линейного масштабирования изображения на экране в любой прикладной программе.
ПРИНТЕРЫ
Принтеры (печатающие устройства) – это устройства вывода данных из ЭВМ, преобразующие информационные ASCII-коды в соответствующие им графические символы (буквы, цифры, знаки и т.п.) и фиксирующие эти символы на бумаге.
Принтеры являются наиболее развитой группой ВУ ПК, насчитывающей до 1000 различных модификаций. Принтеры разнятся между собой по различным признакам:
§цветность (черно-белые и цветные);
§способ формирования символов (знакопечатающие и знакосинтезирующие);
§принцип действия (матричные, термические, струйные, лазерные);
§способы печати (ударные, безударные) и формирования строк (последовательные, параллельные);
§ширина каретки (с широкой (375 - 450 мм) и узкой (250 мм) кареткой);
§длина печатной строки (80 и 132 - 136 символов);
§набор символов (вплоть до полного набора символов ASCII);
§скорость печати;
§разрешающая способность, наиболее употребительной единицей измерения является dpi (dots per inch) – количество точек на дюйм.
Внутри ряда групп можно выделить по несколько разновидностей принтеров; например, широко
применяемые в ПК матричные знакосинтезирующие принтеры по принципу действия могут быть ударными, термографическими, электрографическими, электростатическими, магнитографическими и
135