Файл: Методические рекомендации по подготовке курсовой работы по дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Проектирование информационных систем

Добавлен: 21.10.2018

Просмотров: 1291

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3)       таблицы с первичными документами    ;

4)       таблицы с промежуточной информацией   ;

5)       таблицы с результатной информацией   ;

6)       результатные документы или файлы    ;

7)       получатели информации  .

 

Рассмотрим принципы построения информационной модели. Предположим, что разработаны 5 таблиц информационной базы: 4 из них – справочники и одна – оперативная таблица:

Справочники:

1.  Реквизиты предприятия.

2.  Прайс-лист.

3.  СПР Товаров.

4.  СПР Клиентов.

 

Оперативная таблица:

1.  Договора.

 

На 1 этапе построения информационной модели отображаем символ информационной системы и «Прикрепляем» к нему все разработанные таблицы БД:

 

 

Затем начинаем отображать процесс обработки информации в базе данных (БД). Для этого отображаем исполнителя операции и символ заполнения экранной формы с соответствующей порцией данных:

 

 

Далее показываем, какие таблицы данных отвечают за хранение и обновление информации в результате работы с экранными формами и какие результаты можно получить в процессе обработки данных, а также кому эти результаты предназначены:

 

 

В пункте 2.2. Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации необходимо описать состав входных документов, входных файлов и справочников, соответствующих им экранных форм размещения данных. При этом следует уделять внимание следующим вопросам:

     при описании входных документов необходимо:

o  привести в приложении формы(макеты) документов и экранные формы для их ввода в систему;

o  привести перечень содержащихся в них первичных показателей;

o  привести источник получения документа;

o  описать структуру документа, число строк, объемные данные, частоту возникновения документа;

     при описании входных файлов необходимо:

o  привести перечень содержащихся в них первичных показателей;

o  привести источник получения файла;

o  описать структуру файла, объемные данные, частоту поступления файла;

     описание экранной формы входного документа должно содержать макет экранной формы, особенностей организации рабочей и служебной зон макета, состав и содержание подсказок, необходимых пользователю для заполнения макета, перечень справочников, автоматически подключаемых при заполнении этого макета;

     при описании справочников необходимо:

o  построить сводную таблицу, содержащую:

а)       название справочника;

б)       ответственного за его ведение;

в)       средний объём справочника в записях;

г)        среднюю частоту актуализации;

д)       средний объем актуализации (в записях или в процентах);

o  по каждому справочнику необходимо описать его реквизитный состав.

 

В пункте 2.3. Характеристика результатной информации необходимо описать таблицы (или файлы) с перечнем полей, полученных при выполнении запросов. При этом здесь следует указать на основе каких таблиц с переменной или условно-постоянной информацией базы данных были получены таблицы с результатной информацией и какой документ получается в итоге. Далее должны быть приведены основные параметры каждой таблицы с указанием, подлежит ли она дальнейшему хранению или нет.


Характеристика результатных документов является одним из важных пунктов всей проектной части и представляет собой обзор результатов решения поставленных в аналитической части задач с точки зрения предметной технологии. Если решение представляет собой формирование ведомостей (в виде экранных или печатных форм), каждую ведомость необходимо описать отдельно (в приложении следует привести заполненные экземпляры ведомостей и экранных форм документов).

В частности, какое место занимает ведомость в информационных потоках предприятия (служит для оперативного управления или для отчетности), является уточняющей или обобщающей и т. д.).

Каждая ведомость должна иметь итоги, не включать избыточной информации, быть универсальной. Далее приводится описание печатных форм, экранных макетов с перечислением и краткой характеристикой содержащихся показателей для каждого документа указывается, на основе каких таблиц получается этот документ.

Если результатная информация предоставляется не в виде ведомостей (например, при проектировании подсистемы распределенной обработки данных), необходимо подробно описать структуру сообщения и его дальнейший путь, основываясь на имеющейся организации многопользовательской ИС.

Для результатных файлов описывается:

     их структура и реквизитный состав;

     частота их формирования;

     на основе каких таблиц они формируются;

     каким способом доставляются до ИС – получателя файла.

 

В пункте 2.4. Общие положения (дерево функций и сценарий диалога) необходимо привести иерархию функций управления и обработки данных, которые призван автоматизировать разрабатываемый программный продукт. При этом можно выделить и детализировать два подмножества функций: реализующих служебные функции (например, проверки пароля, ведения календаря, архивации баз данных, тьютора и др.) и реализующих основные функции управления и обработки данных: ввода первичной информации, обработки, ведения справочников, ответов на запросы и др.

Выявление состава функций, их иерархии и выбор языка общения (например, языка типа «меню») позволяет разработать структуру сценария диалога, дающего возможность определить состав кадров диалога, содержание каждого кадра и их соподчиненность.

При разработке структуры диалога необходимо предусмотреть возможность работы с экранными формами входных документов, формирование выходных документов, корректировки вводимых данных, просмотра введенной информации, работу с таблицами нормативно-справочной информации, протоколирования действий пользователя, а также помощь на всех этапах работы.

 

 

Пример фрагмента дерева функций

 

В этом пункте следует выбрать способ описания диалога. Как правило, применяется два способа описания диалога. Первый предполагает использование табличной формы описания. Второй использует представление структуры диалога в виде орграфа, вершины которого перенумерованы, а описание его содержания в соответствии с нумерацией вершин, либо в виде экранов, если сообщения относительно просты, либо в виде таблицы.


Диалог в ИС не всегда можно формализовать в структурной форме. Как правило, диалог в явном виде реализован в тех ИС, которые жестко привязаны к исполнению предметной технологии. В некоторых сложных ИС (например, в экспертных системах) диалог не формализуется в структурной форме и тогда данный пункт может не содержать описанных схем.

Описание диалога, реализованного с использованием контекстно-зависимого меню не требует нестандартного подхода. Необходимо лишь однозначно определить все уровни, на которых пользователь принимает решение относительно следующего действия, а также обосновать решение об использовании именно этой технологии (описать дополнительные функции, контекстные подсказки и т.д.).

Схема, описывающая дерево диалога, должна обязательно сопровождаться пояснениями по действиям, выполняемым в каждом пункте меню.

 

 

В пункте 2.5. Характеристика базы данных необходимо представить ER модель. ER модель предполагает определение состава и взаимосвязей таблиц, отражающих содержание информационной модели в терминах конкретной СУБД, выбранной в п.1.4.

Описание каждой таблицы должно содержать (необходимо выполнять в виде таблиц) наименование полей, идентификатор каждого поля, его шаблон, тип данных, длину поля и описание поля. По каждой таблице должна быть информация о ключевом поле, длине одной записи, числе записей в таблице, частоте создания таблицы (в случае применения динамических или временных таблиц), длительности хранения, возможности индексирования.

Пример фрагмента описания структуры записей таблицы «Контрагенты»

 

Наименование поля

Идентификатор поля

Тип поля

Длина поля

Прочее

Код контрагента

Kod_kontr

строка

5

ключевое поле

Наименование

Name_kontr

строка

20


Юридический адрес

Address

строка

50


Расчетный счет

R_sch

строка

20


Банк

Bank

строка

50


Корреспондирующий счет

K_sch

строка

20


БИК

BIK

число

8


Телефон

Tel

строка

15


Контактное лицо

Kontakt

строка

30


 

Необходимо отметить соответствие проектируемых таблиц входным документам или справочникам. В случае, когда ER модель получена путем конвертации из инфологической модели с помощьюCASE – средств, она должна отражать полный состав сущностей и связей инфологической модели.

Если информационная база организована в форме корпоративной базы данных, то приводится описание и других её элементов: распределение прав доступа, бизнес-правил, триггеров и др.

 

 

Пример фрагмента ER модели

 

В пункте 2.6 Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей) необходимо на основе результатов, полученных в предыдущем пункте, построить дерево программных модулей, отражающих структурную схему пакета, содержащей программные модули различных классов:


     выполняющие служебные функции;

     управляющие модули, предназначенные для загрузки меню и передачи управления другому модулю;

     модули, связанные с вводом, хранением, обработкой и выдачей информации.

 

В данном пункте необходимо для каждого модуля указать идентификатор и выполняемые функции. Эти данные должны быть представлены в форме таблицы.

 

Пример фрагмента таблицы описания функций модулей

 

п/п

Наименование модуля

Функции модуля

1.

Глобальный модуль

Содержит глобальные процедуры и функции, предопределенные процедуры, процедуры и функции, которые необходимо выполнить при запуске системы «1С:Предприятие 7.7».

2.

Модуль справочника «Виды пакетов»

Содержит предопределенные процедуры формы списка и элемента справочника

3.

Модуль справочника «Расход сырья»

Содержит предопределенные процедуры формы списка и элемента справочника

 

Если проектирование ведется с помощью языков четвертого поколения, например генераторов экранных форм, отчетов, то эту схему следует преобразовать в схему настройки, отражающей виды и состав используемых объектов проектирования по каждому виду, применяемых в этих средствах: «Форм», «Отчетов», «Запросов» и «Кнопочная форма».

 

 

Пример фрагмента дерева вызова программных модулей

 

В пункте 2.7 Описание программных модулей необходимо отобразить блок-схемы (возможно привести блок-схему одного из расчётных модулей) и описание блок-схем алгоритмов основных расчетных модулей (объемом не менее 500 операторов) или настройки программных модулей (при внедрении типовых информационных систем).

 

 

Пример блок-схемы программного модуля

 

В пункте 2.8. Контрольный пример реализации проекта и его описание необходимо включить описание:

     тестовых данных, которые необходимы для проверки работоспособности основных функций реализованного проекта (данные для заполнения справочников, данные для заполнения файлов оперативной информации). Приведенные тестовые данные должны быть введены в соответствующие поля форм ввода и могут быть показаны в приложениях (экранные формы с тестовыми данными);

     процесса обработки тестовых данных (различные сообщения и другие элементы диалога, который возникает в процессе обработки). Данное описание также может быть показано в приложениях;

     результатов обработки тестовых данных (рассчитанные показатели, сформированные ведомости, отчеты и т.п.). Результаты так же могут быть отображены в соответствующих приложениях.

 

Особое внимание следует обратить на целостность контрольного примера и правильность полученных результатов обработки тестовых данных, а именно – полученные данные должны быть проверены на правильность расчета по приведенным формулам в разделе формализации расчетов.


Тестовые данные, экранные формы, результаты обработки обязательно должны соответствовать поставленной задаче и отражать процесс ее решения. Наиболее простым вариантом представления контрольного примера является демонстрация алгоритма работы системы в виде документов и экранных форм с соответствующими комментариями. Для наглядной демонстрации количество экранных форм и документов должно быть не менее 10.

Например, для задачи «автоматизация расчета себестоимости изделий» алгоритм может быть следующим:

1.  экранная форма входа в систему;

2.  экранная форма входа в меню расчета;

3.  экранные формы ввода нормативно-справочной информации (номенклатура изделий, ставки оплаты труда, учетные цены на материалы, перечень производственных работ, нормы накладных расходов и так далее);

4.  формы документов, необходимые для расчета (технологическая карта изделия, технологическая комплектация изделия);

5.  экранные формы ввода данных из вышеуказанных форм;

6.  экранная форма введенных данных для расчета себестоимости (трудоемкость изготовления и нормы расхода материалов);

7.  экранная форма запуска расчета себестоимости;

8.  экранная форма с результатами расчета;

9.  форма документа «Себестоимость изделия».

 

Заключение - краткое изложение основных, наиболее существенных результатов проведенного анализа, сформулированных в виде выводов, соответствующих цели и поставленным во введении задачам исследования.

В списке литературы должны быть представлены основные источники по теме. Список литературы должен содержать актуальные источники информации, изданные не ранее 2012 года.

Требования по оформлению курсовой работы приведены в Приложении 1.

Объем курсовой работы составляет 30 – 35 страниц (схемы могут быть помещены в приложение, если листаж основной части увеличивается).

Обучающийся обязан выполнить курсовую работу в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями на основании методических рекомендаций по подготовке и защите КР в соответствии с учебным графиком выполнения курсовой работы, и представить окончательный вариант курсовой работы к дате защиты, установленной расписанием.

 

Рекомендуемые источники информации для написания курсового проекта:

1.  Владимир Грекул, Нина Коровкина, Юрий Куприянов. Проектное управление в сфере информационных технологий. – М.:БИНОМ, ИНФРА-М, 2013.

1.  Ричард Ньютон. Управление проектами от А до Я. – М.: Альпина Паблишер, 2014.

2.  В.Г. Елиферов, В.В. Репин. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.:Манн, Иванов и Фербер, 2013.

 

Приложение 1.

 

Требования к оформлению курсовой работы

 

1.   Курсовая работа оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 (Библиографическая ссылка); ГОСТ 7.32-2001 в ред. Изменения №1 от 01.12.2005, ИУС №12, 2005 (Отчет о научно-исследовательской работе); ГОСТ 7.1-2003 (Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления).