ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.07.2019
Просмотров: 584
Скачиваний: 1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Омский Государственный Технический Университет
Р Е Ф Е Р А Т
На Тему: «Лечебная физическая культура для занятий со студентами , больными заболеванием Шейермана-Мау и студентами специальных медицинских групп»
По дисциплине: «Физическая культура»
Выполнил студент гр. ИКН-311:
Бухарицин Е.Ю.___________
Приняла:
Лисютина Н.А.___________
Омск 2014
Содержание
-
Введение……………………………………………………………………………………3
-
Лечебная физическая культура………………………….........4
-
История развития ЛФК:
а) Общие исторические данные………………………..6
б) История ЛФК в военной медицине……………….8
4. Особенности занятий студентов специальной медицинской
группы………………………………………………………..…10
5. Список использованной литературы………………………….24
Введение
Болезнь Шейермана-Мау – это прогрессирующая деформирующая дорсопатия(обобщенное название различных патологий позвоночника), возникающая в период роста организма. Может быть как приобретённым, так и наследственным. Различают физиологический кифоз, который наблюдается в норме у взрослых (грудной и крестцовый), и патологический кифоз, развивающийся вследствие заболеваний (например, рахита, туберкулёзного поражения одного или нескольких позвонков), травмы позвоночника и нарушений осанки.
Кифоз, возникающий в грудном отделе позвоночника, клинически проявляется в виде синдрома «круглой спины» (сутулость; в более сложных случаях — горбатость). При этом положении плечи пациента наклонены вперёд и книзу, грудная клетка сужается. Основная дыхательная мышца — диафрагма опускается книзу, мышцы брюшного пресса ослаблены, верхняя часть туловища наклонена вперёд. Длительное течение кифоза приводит к появлению клиновидной деформации позвонков, разрушению межпозвонковых хрящей. Со стороны мышечной системы обнаруживается растяжение мышц спины, нарушение функции мышц, формирующих переднюю брюшную стенку. Изменение анатомического строения грудной полости приводит к снижению подвижности рёбер, нарушению деятельности межрёберных мышц, ограничению дыхательной функции лёгких.
Лечение и лечебная физическая культура
Стоит отметить немаловажный факт - в настоящее время не существует эффективного метода лечения данного заболевания , все существующие методы традиционной и альтернативной медицины в лучшем случае дают временный эффект. В зависимости от объёма вмешательства и выраженности кифоза длительность эффекта может отличаться. Активно рекламируемые методы мануальной терапии эффективны только при первой степени кифоза, и только в руках правильно обученного специалиста.
Однако, в качестве профилактики и ослабления влияния заболевания можно использовать упражнения из нижеприведённого комплекса:
1. Приседания с гимнастической палкой. Пациент стоит, разведя ноги на ширину плеч. Гимнастическую палку заводит за спину и слегка придавливает ее к лопаткам, способствуя распрямлению спины. Во время приседания делается выдох, затем пациент возвращается в исходное положение (И.П.) – вдох.
2. И.П. как в предыдущем упражнении. Пациент медленно поднимается на носки, а руки через стороны поднимает вверх, делая в это время вдох. После чего возвращается в И.П. - выдох.
3. Пациент стоит, ноги на ширине плеч. В руках он держит гимнастическую палку, находящуюся на лопатках. Выпрямляя руки, поднимают палку вверх, голову при этом запрокидывают назад и делают вдох. Возвращаются в И.П. – выдох.
4. И.П. стоя на четвереньках, опираясь на колени и кисти рук. Голову следует приподнять, локти отвести в сторону, а грудную клетку прогнуть вниз. В таком положении выполняют около 50 шагов ползания.
5. И.П. лежа на полу, на спине, руки вдоль тела и согнуты в локтевых суставах. Делая вдох, прогибают позвоночник в грудном отделе, опираясь на локти и затылок, после чего медленно возвращаются в И.П., делая выдох.
6. Пациент лежит на животе, руки приведены к плечам. Опираясь на предплечья, он должен запрокинуть голову и максимально приподнять грудную клетку от пола, делая в это время вдох. После чего делает выдох и возвращается в И.П.
7. Пациент лежит на животе, а руками держит гимнастическую палку, лежащую на его лопатках. Следует запрокинуть голову назад и максимально возможно прогнуть позвоночник. После чего возвращается в И.П. Дыхание, при выполнении этого упражнения, может быть произвольным.
8. Упражнение выполняется в коленно-кистевом положении. Следует согнуть руки в локтевом суставе, опустить грудную клетку к полу и сделать движение корпусом тела вперед. После чего медленно возвращаются в И.П.
9. И.П. лежа на спине в состоянии максимального расслабления, руки вдоль туловища. Заведите руки за голову и потянитесь, затем вернитесь в И.П.
10. Упражнение выполняется стоя. Кисти рук кладут на затылок. Поднимаясь на носки, руки разводят в стороны и делают в это время вдох, возвращаясь в И.П. – выдох.
История развития лечебной физической культуры
Общие исторические данные
Физические упражнения как средство лечения различных заболеваний и в профилактических целях использовались уже на ранних стадиях существования человека. На это указывают памятники материальной культуры древних народов, эпос, развитие народной медицины.
Самые ранние рукописи (2000 — 3000 лет до н. э.), в которых излагались вопросы, связанные с лечебным действием движений, найдены в Китае. В них упоминается об использовании дыхательных упражнений, пассивных движений, упражнений в сопротивлении, массажа. Эти средства лечения применялись при болезнях органов дыхания и кровообращения, хирургических заболеваниях (вывихах, переломах, искривлениях позвоночного столба). В Древнем Китае имелись врачебно-гимнастические школы, где наряду с обучением лечебной гимнастике и массажу эти средства практически применяли во время лечения больных. О лечебной гимнастике упоминается и в письменных находках Индии. В священных индусских книгах Веды (1800 лет до н. э.) были обнаружены упоминания о роли пассивных, активных и дыхательных упражнений, а также массажа в лечении различных заболеваний.
Зарождение лечебной гимнастики, ее распространение следует рассматривать в связи с развитием общественно-экономических формаций, культуры общества, биологических и медицинских наук.
В Древней Греции медицина в меньшей мере находилась под влиянием религии. Развивались естествознание, медицина, использовалась лечебная гимнастика. Наряду с врачами-жрецами там были светские врачи, которые готовились в специальных школах. Учителя гимнастики Иккус и Геродикус (V в. до н. э.) использовали для лечения пешеходные прогулки, бег, гимнастику. Знаменитый греческий врач, отец медицины Гиппократ (460—377 гг. до н. э.) большую роль в лечении болезней отводил физическим упражнениям, указывая, что лечебная гимнастика должна носить строго индивидуальный характер. В своих книгах Гиппократ приводит методику применения лечебной гимнастики при болезнях сердца, легких, желудочно-кишечного тракта.
В Риме лечебная гимнастика также занимала большое место в лечении больных. Цельс (первая треть I в. до н. э. — середина I в. н. э.) написал труд «О медицине». Он придавал важное значение физическим упражнениям в лечении и профилактике заболеваний. При параличах рекомендовал массаж и сначала пассивные, а затем активные упражнения в постели; для восстановления сил у выздоравливающих — прогулки и массаж. Другой известный врач Рима Гален (131—201 гг. н. э.) также широко использовал физические упражнения и трудотерапию для лечения больных.
Опыт лечебного и профилактического применения движений был углублен и расширен гениальным врачом и ученым Авиценной (Абу-Али-Ибн-Синой, 980 — 1037 гг.). Он написал многотомный труд «Канон врачебной науки», в котором отразил все достижения среднеазиатской, иранской, арабской медицины. Он теоретически обосновывал прием солнечных и воздушных ванн, значение режима питания и использования физических упражнений людьми разного возраста; подчеркивая значение гимнастики, пешеходных прогулок, верховой езды и др., подробно описал ряд гимнастических и прикладных упражнений; рекомендовал применять физические упражнения при лечении травм и многих заболеваний; придавал большое значение общеоздоровительному действию физических упражнений: «Если имеется повреждение в области ног, то следует делать физические упражнения для верхней части тела».
Авторитет Авиценны был очень велик, его книги переводились на многие языки мира, а с XII по XVII век использовались как руководство по медицине в европейских университетах.
Эпоха Возрождения (XV—XVII вв.) характеризуется освобождением естествознания от теологии, развитием описательной и сравнительной анатомии, физиологии, хирургии. Это открывает более широкий путь развитию лечебной гимнастики. Начинают появляться специальные труды по врачебной гимнастике. К наиболее значимым работам относятся: «Трактат по ортопедии» Гофмана, «Искусства гимнастики» Меркуриалиса.
В XVIII и особенно в XIX веке прогресс медицинских знаний способствует более научному использованию физических упражнений с лечебной целью. В начале XIX века появляется шведская система «врачебной гимнастики», разработанная П. Лингом, которая в свое время подверглась основательной критике со стороны П. Ф. Лесгафта. Однако, несмотря на серьезные недостатки, эта система привлекла внимание к лечебному применению физических упражнений и получила широкое распространение, особенно в Швеции.
В конце XIX — начале XX вв. появляются методики лечебной гимнастики при различных заболеваниях сердечно-сосудистой системы (Шотт), органов дыхания (Гофбауэр), сколиозах (Клапп). Большое значение в обосновании применения физических упражнений с лечебной целью имели работы Лагранжа.
В настоящее время лечебная физическая культура получила большое развитие. Особенно выросло техническое оборудование кабинетов лечебной гимнастики и бассейнов, однако возможности использования лечебной физической культуры, остаются все же ограниченными. Дороговизна лечения делает его недоступным для широких кругов населения.
История лечебной физической культуры в военной медицине
Родоначальник военно-полевой хирургии Н. И. Пирогов при лечении огнестрельных переломов еще свыше 100 лет назад рекомендовал использовать физические упражнения, однако большого распространения они в тот период не получили.
Последствия ранений лечили в так называемых механотерапевтических или гимнастических кабинетах в Петербурге, Москве и некоторых других крупных городах, которые могли обслужить лишь небольшую часть раненых воинов. В других европейских странах для лечения последствий ранений также в основном использовали механотерапию.
Во время первой мировой войны во Франции, Англии, Германии стали значительно шире применять физические упражнения для лечения раненых. Наряду с механотерапией и гимнастическими упражнениями использовали спортивные упражнения, игры. Но в России в военной медицине физические упражнения применялись мало. Хотя передовые врачи того времени пытались развивать теорию лечебной физической культуры.
После Великой Октябрьской революции ЛФК стала широко внедряться в военные лечебные учреждения. С 1925 года она стала применяться в санаториях. Инициатором этой работы был начальник Военно-санитарного управления Красной Армии 3. П. Соловьев, который много сделал для развития профилактического направления в медицине. Дальнейшему внедрению лечебной физической культуры в военную медицину послужили работы В. К. Добровольского (1934, 1939) о двигательном режиме, методике и сроках применения физических упражнений при оперативном лечении.
Эффективно применялась лечебная физическая культура при лечении раненых в боях у озера Хасан, на реке Халхин-Гол и во время войны с белофиннами. К этому периоду можно отнести начало научной разработки методики современной лечебной физической культуры при травмах военного времени. Она стала применяться в более ранние сроки после повреждений, что значительно повысило ее эффективность в восстановлении функций.
Широкое развитие лечебная физическая культура получила во время Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.). Лечебная физическая культура являлась обязательной частью комплексного функционального лечения и способствовала восстановлению не только функции поврежденного органа, но и функционального состояния организма в целом. Для помощи практическим работникам были изданы методические руководства о применении лечебной физической культуры на всех этапах лечения раненых и больных. В разработке основных научно-методических вопросов участвовали В. В. Гориневская, В. К. Добровольский, В. А. Зотов, В. Н. Мошков, 3. П. Фирсов. Лечебная физическая культура применялась при повреждениях опорно-двигательного аппарата, нервной системы, проникающих ранениях грудной клетки, брюшной полости, большинстве заболеваний.
Для лечения и укрепления здоровья раненых и больных, более быстрого восстановления работоспособности лечебная физическая культура проводилась в военно-санитарных поездах, в госпиталях ближнего и глубокого тыла, в отделениях и батальонах выздоравливающих.
Особенно большое значение лечебной физической культуре придавалось в госпиталях для легкораненых и в отделениях и батальонах для выздоравливающих, где при помощи физических упражнений не только восстанавливали нарушенные функции, но и совершенствовали боевую и физическую подготовку бойцов. В отделениях и батальонах для выздоравливающих обязательными были занятия по восстановлению общей тренированности (силы, выносливости, ловкости), освоению навыков военно-прикладного характера (метание гранаты, лазанье, передвижение на лыжах и т. п.), проведение спортивной работы по отдельным видам спорта, играм и организация соревнований. Все это способствовало возвращению бойцов в строй, сокращению сроков лечения и уменьшению случаев инвалидности.
В мирное время военные медики, опираясь на опыт применения лечебной физической культуры в годы войны, продолжают углублять и совершенствовать методику и организацию лечебной физической культуры, учитывая последние достижения науки.
В настоящее время лечебная физическая культура как метод лечения широко используется в комплексной терапии большинства заболеваний, как научная дисциплина имеет достаточно разработанную теорию. Базой для занятий служит сеть оборудованных кабинетов лечебной физической культуры в различных лечебно-профилактических учреждениях, в которых работают квалифицированные специалисты.