Добавлен: 25.10.2018

Просмотров: 9524

Скачиваний: 95

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

11 

кодирования 256 различных символов. Для того чтобы все оди-
наково  кодировали  текстовые  данные,  нужны  единые  таблицы 
кодирования [1]. 

В 1963 г. была разработана и стандартизована в США систе-

ма  кодирования ASCII (American Standard Code for Information 
Interchange – стандартный код информационного обмена США). 
В системе ASCII закреплены две таблицы кодирования – базовая 
и расширенная

Базовая  таблица  закрепляет  значения  кодов  от 0 до 127, 

а расширенная относится к символам с номерами от 128 до 255. 

Коды базовой таблицы с 0 по 31 – это так называемые управ-

ляющие  коды,  которым  не  соответствуют  никакие  символы.  Они 
отданы  производителям  аппаратных  средств  (в  первую  очередь 
производителям компьютеров и печатающих устройств).  

Символы  английского  алфавита,  знаков  препинания,  цифр, 

арифметических действий и некоторых вспомогательных симво-
лов размещены, начиная с кода 32 по код 127. 

Расширенная  часть  системы  кодирования,  определяющая 

значения кодов со 128 по 255, – это национальная система коди-
рования.  Отсутствие  единого  стандарта  в  этой  области  привело 
к множественности  одновременно  действующих  кодировок. 
Только в России можно указать три действующих стандарта ко-
дировки: windows-1251, КОИ-8 (код обмена информацией, вось-
мизначный), ISO. 

Разнообразие  кодировок  вызвано  ограниченным  набором 

кодов (256) при  восьмиразрядном  кодировании.  Универсальная 
система  кодирования UNICODE, основанная  на 16-разрядном 
кодировании символов, позволяет обеспечить уникальные коды 
для 65 536 различных  символов – этого  достаточно  для  разме-
щения в одной таблице символов большинства языков планеты. 
В системе кодирования UNICODE все текстовые документы ав-
томатически  становятся  вдвое  длиннее  по  сравнению  с 8-раз-
рядным кодированием. 

Коды в стандарте UNICODE разделены на несколько облас-

тей. Область с кодами от U+0000 до U+007F содержит символы 
набора ASCII с соответствующими кодами. Далее расположены 


background image

12 

области  знаков  различных  письменностей,  знаки  пунктуации 
и технические  символы.  Часть  кодов  зарезервирована  для  ис-
пользования в будущем. 

В настоящий момент идет массовый переход к использова-

нию семейства кодировок стандарта UNICODE, а однобайтовые 
кодировки,  такие  как windows-1251, поддерживаются  в  основ-
ном для совместимости с документами, созданными ранее.  

 

Кодирование графических данных 
В зависимости от способа формирования изображений ком-

пьютерную графику подразделяют: 

– на  растровую  (графический  объект  представлен  в  виде 

комбинации  точек,  образующих  растр  и  обладающих  свойства-
ми яркости и цвета); 

– векторную  (элементарным  объектом  является  не  точка, 

а линия); 

– фрактальную  (базовым  элементом  является  математиче-

ская формула).  

Трехмерная (3Dграфика сочетает в себе векторный и рас-

тровый способ формирования изображений. 

Вследствие  того,  что  линейные  координаты  и  индивидуаль-

ные свойства каждой точки (яркость) можно выразить с помощью 
целых чисел, растровое кодирование позволяет использовать дво-
ичный код для представления графических данных. Кодирование 
черно-белых  изображений  осуществляется  восьмиразрядным  ко-
дированием, что позволяет отобразить 256 оттенков серого цвета. 

Для кодирования цветных графических изображений приме-

няется  принцип  декомпозиции  (разложения)  произвольного  цвета 
на  основные  составляющие.  В  качестве  таких  составляющих  ис-
пользуют три основных цвета: красный (Red, R), зеленый (Green, 
G) и синий (Blue, B). Такая система кодирования называется сис-
темой RGB. Если  для  кодирования  яркости  каждой  из  основных 
составляющих использовать по 256 значений (8 двоичных разря-
дов), то на кодирование цвета одной точки надо затратить 24 раз-
ряда,  что  обеспечивает  определение 16,5 млн  различных  цветов. 
Такой режим называется полноцветным (True Color). 


background image

13 

Каждому из основных цветов можно поставить в соответст-

вие  дополнительный  цвет,  т.е.  цвет,  дополняющий  основной 
цвет  до  белого.  Для  любого  из  основных  цветов  дополнитель-
ным  будет  цвет,  образованный  суммой  пары  остальных  основ-
ных  цветов.  Соответственно,  дополнительными  цветами  явля-
ются:  голубой (Cyan, C), пурпурный (Magenta, M) и  желтый 
(Yellow, Y). Принцип декомпозиции произвольного цвета на со-
ставляющие  компоненты  применяется  не  только  для  основных 
цветов, но и для дополнительных, т.е. любой цвет можно пред-
ставить в виде суммы голубой, пурпурной и желтой составляю-
щей.  Такой  метод  кодирования  цвета  с  использованием  четвер-
той  краски – черной (Black, K) – принят  в  полиграфии.  Данная 
система  кодирования  обозначается  четырьмя  буквами CMYK и 
для представления цветной графики в этой системе используется 
32 двоичных разряда. Такой режим тоже называется полноцвет-
ным
 (True Color). 

 
Кодирование звуковой информации 
В кодировании звуковой информации можно выделить два 

основных направления. 

Метод FM (Frequency Modulation) основан на том, что тео-

ретически любой сложный звук можно разложить на последова-
тельность  простейших  гармонических  сигналов  разных  частот, 
каждый  из  которых  представляет  собой  правильную  синусоиду 
и,  следовательно,  может  быть  описан  числовыми  параметрами, 
т.е. кодом. Разложение звуковых сигналов в гармонические ряды 
и  представление  их  в  виде  дискретных  цифровых  сигналов  вы-
полняют специальные устройства – аналого-цифровые преобра-
зователи (АЦП). Обратное преобразование для воспроизведения 
звука,  закодированного  числовым  кодом,  выполняют  цифро-
аналоговые преобразователи (ЦАП). При таких преобразованиях 
неизбежны  потери  информации,  поэтому  качество  звукозаписи 
не вполне удовлетворительное. В то же время данный метод ко-
дирования обеспечивает весьма компактный код. 


background image

14 

Метод  таблично-волнового  (Wave-Table)  синтеза  лучше 

соответствует  современному  уровню  развития  техники.  Если 
говорить  упрощенно,  то  можно  сказать,  что  где-то  в  заранее 
подготовленных таблицах хранятся образцы звуков (сэмплы) для 
множества  различных  музыкальных  инструментов.  Числовые 
коды выражают тип инструмента, номер его модели, высоту то-
на,  продолжительность  и  интенсивность  звука,  динамику  его 
изменения и др. Звук, полученный в результате синтеза, получа-
ется достаточно высокого качества. 

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ  

ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 

2.1. История развития ЭВМ. Поколения ЭВМ 

Более  трех  тысяч  лет  назад  в  Средиземноморье  было  рас-

пространено  простейшее  приспособление  для  счета:  доска,  раз-
деленная на полосы, где перемещались камешки или кости. Та-
кая счетная дощечка называлась абак и использовалась для руч-
ного  счета.  Абак  позволял  лишь  запоминать  результат,  а  все 
арифметические действия должен был выполнять человек. 

Первая  механическая  машина  была  построена  немецким 

ученым Вильгельмом Шиккардом (предположительно в 1623 г.). 
Машина была реализована в единственном экземпляре и предна-
значалась  для  выполнения  арифметических  операций.  Из-за  не-
достаточной известности машины Шиккарда более 300 лет счи-
талось,  что  первую  суммирующую  машину  сконструировал 
французский математик и физик Блез Паскаль. 

Блез Паскаль в 1642 г. изобрел механическую счетную ма-

шину,  выполнявшую  сложение,  а  в 1673 г.  немецкий  философ, 
математик  и  физик  Готфрид  Лейбниц  расширил  возможности 
машины  Паскаля,  добавив  операции  умножения,  деления  и  из-
влечения  квадратного  корня.  Специально  для  своей  машины 
Лейбниц  применил  систему  счисления,  использующую  вместо 
привычных для человека десяти цифр две: 1 и 0. Двоичная сис-
тема счисления широко используется в современных ЭВМ. 


background image

15 

Ни одна из этих машин не была автоматической и требовала 

непрерывного  вмешательства  человека.  В 1834 г.  английский  ма-
тематик  и  изобретатель  Чарльз  Бэббидж  первым  разработал  под-
робный  проект  автоматической  вычислительной  машины.  Он  так 
и не построил свою машину, так как в то время невозможно было 
достичь требуемой точности изготовления ее узлов. Особенностью 
его машины стало то, что здесь впервые был реализован принцип 
разделения информации на команды и данные. И сегодня в вычис-
лительной  технике  принцип  раздельного  рассмотрения  программ 
и данных  учитывается  и  при  разработке  архитектур  современных 
компьютеров, и при разработке компьютерных программ.  

Ч. Бэббидж выделял в своей машине следующие составные 

части: 

– «склад» для хранения чисел (в современной терминологии – 

память); 

– «мельницу»  для  производства  арифметических  действий 

(арифметическое устройство, процессор); 

– устройство, управляющее последовательностью выполне-

ния операций (устройство управления); 

– устройства ввода и вывода данных. 
В  качестве  источника  энергии  для  приведения  в  действие 

механизмов  машины  Ч.  Бэббидж  предполагал  использовать  па-
ровой двигатель. Бэббидж предложил управлять своей машиной 
с  помощью  перфорированных  карт,  содержащих  коды  команд, 
подобно тому как использовались перфокарты в ткацких станках 
Жаккара. На этих картах было представлено то, что сегодня мы 
назвали бы программой. 

Ч. Бэббидж довольно подробно рассматривал вопросы, свя-

занные с программированием. В частности, им была разработана 
весьма важная для программирования идея «условной передачи 
управления».  Идеи  Бэббиджа  заложили  фундамент,  на  котором 
со временем были построены ЭВМ. Первые программы для вы-
числительной машины Бэббиджа создавала Ада Лавлейс – дочь 
известного поэта Джорджа Байрона, в честь которой впоследст-
вии был назван один из языков программирования.