Файл: МУ к курсовой работе.doc

Добавлен: 26.10.2018

Просмотров: 1603

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Студент в ходе выполнения курсовой работы должен решить следующие основные задачи:

  • разработать программный продукт, использование которого доступно для непрограммирующего пользователя;

  • обосновать необходимость использования ППС для проведения учебного процесса в условиях использования информационных технологий;

  • подготовить методические указания по внедрению и использованию программного продукта в образовательной деятельности.

Следует помнить, что:

1. Тратить силы и средства на внедрение информационных технологий в обучение имеет смысл, если изначально стоит задача повышения эффективности обучения хотя бы по одному из следующих показателей:

  • интенсификация обучения; повышение качества обучения;

  • снижение трудозатрат педагога; снижение стоимости обучения;

  • формирование принципиально новых знаний, умений и навыков, достижение которых без информационных технологий невозможно.

2. Рассматривая вопросы использования информационных технологий в обучении, целесообразно четко разделить два реально существующих уровня их использования в учебном процессе. Первый уровень ориентирован на «встраивание» информационных технологий в традиционный учебный процесс с целью повышения его эффективности. Такое внедрение не влияет (по крайней мере, кардинально) на дидактические и основные методические компоненты обучения и несет чисто вспомогательные функции. Второй уровень предполагает кардинальную перестройку всего процесса обучения, начиная от целей и кончая содержанием, методами и средствами организации и проведения учебной деятельности.

Тематика курсовых работ может быть посвящена разработке:

  • программно-методических комплексов (тип ПМК);

  • электронных учебных пособий;

  • энциклопедий;

  • видеокурсов по теме (разделу, дисциплине);

  • системы тестовых заданий по разделу (дисциплине);

  • самоучителя по программному средству/комплексу;

  • компьютерной системы контроля знаний по дисциплине (разделу);

  • электронного конспекта лекций по дисциплине/разделу;

  • презентаций;

  • программных средств (тип ПС):

    • педагогических;

    • учебного назначения для читаемых дисциплин;

  • кейсов по дисциплинам для проведения занятий с применением дистанционных образовательных технологий;

  • эмулятора работы устройства или программы;

  • компонентов адаптивных методических систем;

  • компонентов информационных систем;

  • проблемно-ориентированных программных систем;

  • математических, программных и методических средств, обеспечивающих проведение и обработку результатов опытно-поисковой работы;

  • новых технологий обучения, основанных на применении информационных технологий и информационных систем;

  • Web-сайта;

  • поисковой системы для задачи/предприятия и т.д.


1.3 Структура и оформление курсовой работы

Общая структура курсовой работы

Курсовой работы должна иметь следующую структуру:

  • ППС в электронном виде;

  • пояснительная записка в электронном и распечатанном виде;

  • презентация.

ППС в электронном виде представляет собой общую структуру, технологию, навигацию и интерфейс в соответствии с дидактическими и технологическими требованиями. В ППС должна быть сформирована структура содержания обучения определяемого сформулированными целями, определена необходимость в дополнительных средствах (например: справочниках, глоссариях и т.д.), подготовлены иллюстрации и мультимедиа-компоненты.

Пояснительная записка к курсовой работе должна иметь следующую структуру:

  • титульный лист (1 стр., Приложение 1);

  • содержание (1 стр.);

  • введение (1,5 – 3 стр.);

  • теоретическая часть (обзор печатных и интернет-источников по теме исследования) (глава 1) (7 – 12 стр.);

  • практическая часть (описание проделанной работы) (глава 2) (5 – 15 стр.);

  • заключение (до 2-х стр.);

  • список использованных источников (до 2-х стр.);

  • приложения (до 10 стр.).

Работу над курсовой работой необходимо начинать с подбора и изучения литературы по исследуемой проблеме. Для получения новой информации целесообразно ознакомиться с периодическими изданиями (для подбора литературы рекомендуется использовать электронные каталоги).

В результате систематизированного изучения литературных и Internet‑источников происходит отсев несущественного материала, усваиваются основные понятия, категории, термины, формируются общие позиции теоретиков и практиков, которые будут исходными в работе. Одновременно выявляются недостатки и нерешенные проблемы, требующие дополнительного осмысливания; выясняется то, что еще недостаточно изучено. На основе этого определяются направления исследования, цель и задачи курсовой работы, а также составляется список источников, которые планируется использовать при написании работы.

Во введении необходимо: обосновать актуальность выбранной темы; сформулировать цель работы и поставить задачи, которые необходимо решить для достижения ее; указать объект исследования; описать совокупность методов, технических и программных средств, используемых при выполнении курсового проекта. Введение целесообразней писать после завершения работы над основной частью.

В первом главе необходимо раскрыть теоретическую тему, соответствующую выбранной.

Для этого нужно наиболее полно и творчески описать предложенные по этой теме вопросы. Рассмотреть сущность и основное содержание проблемы, изучаемого вопроса; изложить свои умозаключения и мнения различных авторов. Обязательно сделать ссылки на литературные источники, материал которых использовался при написании.

В этом разделе студент должен показать свой общий научно-методический уровень подготовки, умение изучать литературу и систематизировать современные знания, делать обобщения и выявлять направления решения проблемы.


Во второй главе студенты проектируют и решают задачи, демонстрирующие прикладное решение рассмотренных в первой части сведений, проектируют структуру разрабатываемого педагогического программного продукта, разрабатывают авторские методики и составляют тематическое планирование по рассматриваемым темам.

Заключение завершает изложение курсовой работы. В нем резюмируются итоги выполненной работы в виде обобщения самых существенных положений. Выводы должны отражать только содержание работы, быть краткими, ясно и четко сформулированными. В данном разделе необходимо показать, как решены задачи, поставленные во введении, привести основные результаты работы, сделать свои умозаключения о целесообразности и эффективности использования на практике, а так же дать ряд предложений ее по применению с учетом новых информационных технологий.

Списка использованных источников должен включать в себя не менее 10 источников, оформленных в соответствии с ГОСТом и расположенных в алфавитном порядке (см. Приложение 2).

В приложениях может быть приведена структура разрабатываемого педагогического программного, примеры тестовых заданий, тексты разработанных программ и т.п.



2 Требования к оформлению пояснительной записки

Особое внимание необходимо обратить на порядок оформления работы. Аккуратное и строгое оформление – обязательное требование, предъявляемое к курсовым работам. Курсовой проект обязательно должен быть подготовлен в текстовом редакторе MS Word или аналогичной по возможностям программе.

Работа должна быть оформлена для печати на бумагу формата А4 (210*297 мм) на лицевой стороне каждого листа. Ориентация – книжная (некоторые таблицы и схемы могут быть расположены на страницах альбомной ориентации). Текст на странице располагается в один столбец с отступами для полей: верхнее и нижнее поля – 2,5 см, левое поле – 3 см, правое – 1 см.

Для набора основного текста рекомендуется использовать одноименный стиль (основной текст), установив шрифт – Times New Roman, размер – 14; параметры абзаца: первая строка – 1,27 (1,25) см, выравнивание – по ширине, интервал перед и после – 0, межстрочный интервал – полуторный (остальные параметры установлены по умолчанию, поэтому опущены). Обязательно должен быть включен автоматический перенос слов и запрет висячих строк. Разрешается использовать для выделения отдельных фрагментов текста полужирный шрифт и курсив.

Заголовки разделов, подразделов, рисунков и таблиц должны быть обязательно оформлены с использованием стилей. В конце названий точки ставить не надо, за исключением условных сокращений и обозначений.

Каждый раздел начинается с новой страницы, подразделы начинать с новой страницы не следует.

Таблицы должны быть наглядными и обрамленными со всех сторон и внутри. Размер шрифта в таблицах может быть не меньше 10 и не больше 14. Таблицы, не помещающиеся на одну страницу, должны переносится на следующую с добавлением под шапкой, и в начале каждой следующей страницы разрывающейся таблицы, строки с порядковой нумерацией столбцов (шапка в таблице делается один раз, но на каждой следующей странице перед продолжением таблицы необходимо писать заголовок следующим образом: Таблица 5 (продолжение).

В ячейках шапки выравнивание делают по вертикали и по горизонтали – по центру; в подлежащем – сверху и по левому краю; внутри таблицы – снизу и по правому краю, в некоторых случаях наглядней выглядит выравнивание – по центру (для автоматизации и единообразия оформления таблиц желательно создать стили форматирования: шапка таблицы, подлежащее и содержимое таблицы).

Над таблицами необходимо располагать названия, которые должны иметь сквозную нумерацию. Постоянная часть названия вставляется с помощью средств текстового процессора, знак номера (№) не используется.

Пример табличного заголовка: Таблица 1 – Тематическое планирование по теме «Компьютер».

Под рисунками и схемами должны располагаться их названия со сквозной нумерацией. Для вставки постоянной части заголовка с помощью средств текстового процессора, необходимо создать название Рисунок, знак номера (№) не используется.


Пример названия рисунка: Рисунок 1 – Информационно-логическая схема.

Таблицы и рисунки должны быть размещены в нужном месте и не оторваны от текста. Допускается в необходимых случаях их перенос на следующую страницу после упоминания по тексту с обязательной ссылкой. Ссылки оформляются с помощь вставки перекрестных ссылок на постоянную часть и номер названия.

Первой страницей является титульный лист, который заполняют по установленной в высшем учебном заведении форме (Приложение 1). На второй странице под заголовком «Содержание» размещают оглавление курсовой работы с указанием страниц. При этом содержание должно соответствовать указанным по тексту заголовкам составных частей проекта и номерам станиц, на которых они начинаются. Оглавление должно быть сформировано автоматически с использованием возможностей текстового редактора (чтобы заголовок «Содержание» не попал в список оглавления, к нему нельзя применять стиль заголовка).

Все страницы должны иметь сквозную нумерацию внизу и в центре страницы. Первой страницей является титульный лист, но номер на нем не должен отображаться. Размер шрифта номера страницы – 12.

В тексте допускаются только общепринятые сокращения слов.

При использовании материала из литературных источников в квадратных скобках необходимо указать порядковый номер источника, соответствующий списку использованной литературы (используйте средства текстового процессора – перекрестную ссылку на абзац). При цитировании следует упомянуть фамилию и инициалы автора, вместе с номером источника указать номер страницы, с которой взята цитата. Нельзя отрывать основную мысль автора от его целостной концепции. Примечания и комментарии можно привести в виде сносок в конце страницы.

Списка использованных источников должен быть оформлен с применением формата нумерованного списка. В процессе работы источники можно располагать в порядке использования, но после завершения, их необходимо упорядочить в алфавитном порядке (отсортировать средствами текстового процессора и обновить поля с перекрестными ссылками).

Электронный вариант завершенной курсовой работы нужно показать руководителю и, после устранения всех сделанных им замечаний, распечатать на белой бумаге (плотностью 70-80 гр. на м2) на черно-белом (можно цветном) принтере с минимальным качеством 300 точек на дюйм (нельзя сдавать работы с нечетким или размазанным текстом). Файлы с электронным вариантом написанной курсовой работы необходимо упаковать в архив и записать на диск, который приложить в конверте, приклеенном с обратной стороны титульного листа.

Для получения удовлетворительной оценки распечатанную работу, сшитую в скоросшивателе и подписанную автором, с электронным вариантом на диске, необходимо представить руководителю в назначенный срок. Работы, в которых содержание и оформление, как в целом, так и разделов, не соответствуют выданному варианту, требованиям, описанным в данных методических указаниях и предъявляемым руководителем, к защите не допускаются и должны быть переработаны.