Файл: Организационное проектирование Макарова Н.Н 2013.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 4675

Скачиваний: 39

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

81 

 

ганизации. Поэтому руководитель обязан уметь распознать конфликт и 
разрешить его с наименьшим ущербом для организации. Перестройки в 
организации чаще всего вызываются ее изменившимися целями и зада-
чами. Однако любая перестройка должна быть тщательно спланирована 
с учетом условий внешней и внутренней среды и в соответствии с мис-
сией  организации.  Любые  субъективные  желания  руководства,  не  свя-
занные  с  внутренними  потребностями,  недопустимы.  Изменение  же 
границ организации - ее сужение или введение новых филиалов и под-
разделений - также должно быть связано с миссией, целями и задачами. 

 

Экономия и рациональное использование ресурсов. Обычно в ор-

ганизации работают специальные структурные отделы, которые и следят 
за соблюдением данного условия ( бухгалтерия и плановый отдел). Как 
правило, они непосредственно подчинены первому руководителю. 

 

Расширение  сферы  деятельности.  Любая  организация  для  своего 

укрепления  и  стабильности  стремится  максимально  расширить  спектр 
производимых товаров и услуг, чтобы быть более конкурентоспособной 
в условиях рыночной экономики. Однако здесь может таиться опасность 
-  не  рассчитать  свои  силы  и  возможности.  Это  может  привести  к  рас-
пылению сил, снижение качества деятельности и, в конечном счете, даст 
обратный эффект. 
      Самосохранение  обеспечивается  за  счет  сочетания  двух  противопо-
ложных организационных начал: стабильности и развития. Организация 
находится в статическом равновесии, если ее структура со временем не 
меняется.  При  динамическом  равновесии  структура  организации меня-
ется, появляются новые подразделения, а иногда и новый бизнес. В ор-
ганизациях,  естественным  или  искусственным  путем  исключенных  из 
конкурентной  среды,  например,  в  монополиях,  стабильное  начало 
обычно  берет  верх,  что приводит,  в  конечном  счете,  к  застою  и бюро-
кратизации.  При  излишнем  самосохранении  как  организация,  так  и  ее 
элементы  могут  стремиться  к  консервации,  к  превращению  в  "органи-
зацию ради организации". Внутренняя устойчивость организации опре-
деляется ее своевременным и рациональным реагированием на измене-
ний внешней среды. 
      Закон онтогенеза. Этот закон гласит, что жизнь любой организации 
состоит  из  четырех  основных  фаз:  становления,  развития,  расцвета  и 
угасания.  Задача  руководства  состоит  в  максимальном  сокращении 
первой, продлении второй и третьей и отсрочки четвертой. 
     В  процессе  развития  создаются  необходимые  условия  для  соответ-
ствия с изменяющимися требованиями внешней и внутренней среды. В 
этом процессе отмирают прежние элементы и связи и возникают новые, в 
большей  степени  соответствующие  изменившимся  условиям.    Органи-


background image

 

82 

 

зационное  развитие  представляет  собой  систематическое  планомерное 
совершенствование  отдельных  сторон  деятельности  организации.  Вы-
деляются  четыре  основные  формы  организационного  развития:  струк-
туризация,  композиция,  регламентация,  ориентация.  Чаще  всего  они 
осуществляются параллельно, так как взаимосвязаны. 
      В  основе  организационного  развития  лежит  организационное  про-
ектирование и рационализация. 
      Проектирование  -  формирование  с  "нуля"  организационных  струк-
тур,  схем  управления,  процедур  и  пр.  с  учетом  выполнения  миссии  и 
целей организации. 
      Рационализация - постоянное совершенствование элементов в рамках 
действующей организации, которое происходит в рамках реорганизации. 
Последняя зависит от масштабов необходимых процессов и разделяется 
на элементную (изменение отдельного процесса или элемента структу-
ры, не влияющее в целом на деятельность всей организации), частичную 
(преобразования,  слияния,  упразднения  отдельных  подразделений  или 
изменение их внутренней структуры) и общую (затрагивает все объекты 
и  стороны  деятельности  организации,  предполагает  коренное  обновле-
ние ее структуры и системы управления). Рационализация - процесс по-
стоянный для организации, желающей продлить свой жизненный цикл. 
      Действие  закона  онтогенеза    и  успех  организации  зависят  как  от 
объективных, так и от субъективных факторов. 
      Объективные  факторы  -  наличие  необходимых  материальных, 
кадровых,  финансовых,  информационных  и  пр.  ресурсов; возможность 
быстрого маневра ими, придающая организации гибкость и возможность 
приспособиться к изменению внутренних и внешних условий. 
      Субъективные  факторы  -  уровень  подготовки  и  способностей  ру-
ководящего персонала, позволяющие определить главный объект реор-
ганизации,  необходимые  направления  и  темпы  преобразований;  обес-
печить их преемственность; создать действенную систему стимулов для 
всех сотрудников. 
       Закон  информированности.  Этот  закон  утверждает  необходимость 
наличия информации у сотрудников о реальном положении вещей в ор-
ганизации и ее внешней среде. Достоверная информация позволяет им 
принимать осмысленные решения по поводу деятельности организации, 
что прибавляет порядка и рациональности. 
      Особое место занимает информация в управленческой деятельности. 
В  работе  организаций,  особенно  крупных,  передача  информации  явля-
ется непременным и первостепенным фактором нормального функцио-
нирования. При этом особое значение приобретает обеспечение  опера-
тивности и достоверности сведений. Информация играет важную роль в 


background image

 

83 

 

предоставлении сведений для принятия  управленческих решений и яв-
ляется одним из факторов, обеспечивающих снижение издержек произ-
водства товаров и услуг и повышения его эффективности. 
      Важное  место  имеет  информация  о  возникновении  в  ходе  деятель-
ности  организации  отклонений  от  плановых  показателей,  требующих 
принятия оперативных решений. 
      Существенную  роль  в  принятии  решений  играет  научно  -  техниче-
ская информация. Это непрерывно пополняемый общий фонд и потен-
циал  знаний  и  технических  решений,  практическое  и  своевременное 
использование  которого  обеспечивает  организации  высокую  конку-
рентноспособность. 
      Информация  служит  основой  для  подготовки  соответствующих  до-
кладов,  отчетов,  предложений  для  выработки  и  принятия  управленче-
ских решений. 
       Содержание каждой конкретной информации  определяется потреб-
ностями  управленческих  звеньев  и  вырабатываемых  управленческих 
решений. К информации предъявляются следующие требования: 

 

Краткость, четкость формулировок, своевременность поступлений 

 

Удовлетворение потребностей конкретных потребителей 

 

Точность  и  достоверность,  правильный  отбор  первичных  сведений, 
оптимальная  систематизация  и  непрерывность  сбора  и  обработки 
сведений. 

 
 
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ  
1.  Как  соотносятся  цели  структурных  групп  с  общими  целями  органи-

зации? 

 

Независимы друг от друга 

 

Находятся в прямом подчинении 

 

Существуют параллельно 

 

Структурные цели определяют общие 

2.  Как  закон  дополнения  работает  на  конкурентноспособные  качества 

организации и почему? 

3.  Какой  негативный  эффект  для  организации  может  дать  преувеличе-

ние действия закона самосохранения? 

4.  Какие  проблемы  могут  возникнуть  в  организации  при  избыточной 

организации для персонала? Для руководства? 

 
 
 


background image

 

84 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 
1. Изложите смысл закона синергии и проиллюстрируйте его на примере 

любой социальной организации. 

2.  Приведите  примеры  объединения  функций  различных  отделов  в  ор-

ганизации для внедрения нового вида услуг. 

3.  Составьте  задачу  на  действие  закона  пропорциональности  в  органи-

зации. 

 
 
ТЕМА 10. Стадии существования и развития организации 
 
Понятие  жизненного  цикла  организации.  -  Характеристика  этапов 
жизненного цикла по степени зрелости. – Этап предпринимательства. - 
Этап  коллективности.  –  Этап  зрелости  –  Этап  упадка  -  Временные 
этапы развития организации. 
 
       Организации  зарождаются,  развиваются,  добиваются  успехов, 
ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Мы уже 
рассмотрели понятия миссии и целей организации, из которых понятно, 
что организации не создаются просто так, из одного желания ее членов. 
Любая организация имеет свое предназначение, на реализацию которого 
и  направлена  ее  деятельность.  Могут  существовать  несколько  причин 
возникновения и существования организации. Одна из них  - это требо-
вание внешней среды или, в частности, для социальных организаций,  - 
социальный  запрос.  В  обществе  может  возникнуть  потребность  в  реа-
лизации  какой  -  либо  деятельности    исходя  из  насущных  социальных 
задач.  Так,  например,  в  России  по  мере  распада  Советского  Союза  и 
усиления  центробежных  националистических  процессов  в  бывших  его 
республиках  возникла  потребность  в  организации  специальной  мигра-
ционной службы, занимающейся проблемами беженцев и вынужденных 
переселенцев.  В  советский  период  необходимости  в  такой  службе  не 
существовало. 
     Второй  путь  =  потребности  какой-то  группы  людей  в  объединении 
для совместного решения определенного круга проблем. Эти проблемы 
могут быть не слишком значимы для общества в целом, но без объеди-
нения  усилий нерешаемы  для  конкретной  группы.  В  свое  время  таким 
образом создавались различного рода кооперативы - от потребительских 
и производственных до жилищных и садоводческих. 
      Однако со временем задачи, поставленные перед организацией, могут 
быть решены, или исчезает социальная потребность в какой  - либо ор-
ганизации. Немногие из них существуют бесконечно долго, и ни одна не 


background image

 

85 

 

живет без изменений. Новые организации формируются постоянно. В то 
же  время  сотни  организаций  ликвидируются  навсегда.  Какие-то  орга-
низации  развиваются  быстрее  других  и  делают  свое  дело  лучше,  чем 
другие. Поэтому руководители должны знать, на каком этапе развития 
находится  организация,  и  оценивать  итоги  и  перспективы  существова-
ния. 
      Именно поэтому широко распространено понятие о жизненном цикле 
организаций  как  о  предсказуемых  их  изменениях  с  определенной  по-
следовательностью  состояний  в  течение  времени.  Применяя  понятие 
жизненного цикла, можно увидеть, что существуют отчетливые этапы, 
через которые проходят организации. Переходы от одного этапа к дру-
гому являются предсказуемыми, а не случайными. 
      Концепции  жизненного  цикла  существуют  по  многим  параметрам. 
Жизненный  цикл  используется  для  объяснения  того,  как  продукт  или 
услуга проходят через этапы рождения или формирования. Организации 
имеют  некоторые  исключительные  характеристики,  которые  требуют 
определенной модификации понятия жизненного цикла. 
 
       Один из вариантов  деления жизненного цикла организации преду-
сматривает следующие этапы. 
      Этап  предпринимательства.  Организация  находится  в  стадии  ста-
новления, формируется жизненный цикл продукции. На этом этапе цели 
еще  нечеткие;  в  организации  идет  процесс  поиска  перспективных 
направлений деятельности. В наличии высокие творческие возможности 
как  руководителей,  так  и  сотрудников.  Идет  закрепление  внутренней 
сферы  организации,  становление  внутренней  структуры  взаимоотно-
шений между сотрудниками. Функциональные обязанности практически 
не распределены, а разделение работы идет по внутренним соглашениям. 
Продвижение  к  следующему  этапу  требует  стабильного  обеспечения 
ресурсами. Этот этап характеризуется большими надеждами и таким же 
энтузиазмом.  
      Этап  коллективности.  На  этом  этапе  поиск  сфер  деятельности 
ограничивается  и  идет  формирование  миссии  организации.  Создается 
система  формальных  правил  и  функциональных  обязанностей.  Разви-
ваются  инновационные  процессы  предыдущего  этапа,  однако  они  ста-
новятся более четкими и направленными. Коммуникации и структура в 
рамках организации остаются во многом неформальными. Члены орга-
низации затрачивают много времени на работу и демонстрируют высо-
кие обязательства. 
      Этап  зрелости  (формализация  и  управление,  выработка  структу-
ры).  
Структура  организации  стабилизируется,  вводятся  определенные