Файл: А.Т. Зуб Управление проектами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Управление проектами

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 40929

Скачиваний: 2327

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

À. Ò. Çóá

Ìîñêâà  Þðàéò  2014

Êíèãà äîñòóïíà â ýëåêòðîííîé áèáëèîòå÷íîé ñèñòåìå

biblio-online.ru

ÓÏÐÀÂËÅÍÈÅ 

ÏÐÎÅÊÒÀÌÈ

Ó×ÅÁÍÈÊ È ÏÐÀÊÒÈÊÓÌ

ÄËß ÀÊÀÄÅÌÈ×ÅÑÊÎÃÎ ÁÀÊÀËÀÂÐÈÀÒÀ

Äîïóùåíî Ó÷åáíî-ìåòîäè÷åñêèì îòäåëîì 

âûñøåãî îáðàçîâàíèÿ â êà÷åñòâå ó÷åáíèêà 

äëÿ ñòóäåíòîâ âûñøèõ ó÷åáíûõ çàâåäåíèé, îáó÷àþùèõñÿ 

ïî ýêîíîìè÷åñêèì íàïðàâëåíèÿì è ñïåöèàëüíîñòÿì


background image

3

УДК 
ББК 
 

З

Автор:

Зуб Анатолий Тимофеевич — профессор кафедры теории тех-

нологий управления факультета государственного управления 
Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, 
лауреат Ломоносовской премии, заслуженный профессор МГУ 
им. М. В. Ломоносова

Рецензенты:

Сажина М. А. — доктор экономических наук, профессор.

З

 

Зуб, А. Т.

Управление проектами : учебник и практикум для академиче-

ского бакалавриата / А. Т. Зуб. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 
422 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс. 

ISBN 978-5-9916-
В учебнике представлены основные концепции, модели и тех-

нологии управления проектами, даны определение и типология 
проектов, подробно описаны методы управление средой проекта, 
взаимодействия проекта и организации, управление целями про-
екта, сетевое и календарное планирование, управление различ-
ными аспектами человеческих ресурсов проекта, коммуникациями, 
рисками и бюджетом. Приведены рекомендации по выбору струк-
туры, организации контроля и аудита проекта. Рассматриваются 
различные варианты завершения проекта. Книга содержит боль-
шое количество конкретных ситуаций, описывающих различные 
аспекты управления проектами и задания для закрепления теоре-
тического материала.

Учебник Соответствует Федеральному государственному обра-

зовательному стандарту высшего профессиональ ного образования 
третьего поколения.

Для студентов вузов, обучающимся по экономическим направле-

ниям и специальностям.

УДК

ББК

ISBN 978-5-9916-

© Зуб А. Т., 2014
© ООО «Издательство Юрайт», 2014

Îãëàâëåíèå

Введение................................................................................ 7

Глава 1. Программы и проекты как средства решения 

управленческих задач .................................................. 15

1.1. Программы, проекты и задачи ..................................................... 15
1.2. Основные характеристики проекта ........................................... 18
1.3. Жизненный цикл и фазы проекта .............................................. 20
1.4. Особенности управления проектами ........................................ 26
1.5. Области применения проектного управления ....................... 29

Выводы .......................................................................................................... 34
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................... 36

Глава 2. Типы и виды проектов ..................................... 37

2.1. Принципы классификации проектов ........................................ 37
2.2. Проекты, выполняемые коммерческими 

и государственными предприятиями в рамках 
контрактов .......................................................................................... 46

2.3. Проекты по исследованиям, разработке, 

инжинирингу ..................................................................................... 48

2.4. Строительные и другие проекты по созданию 

основных средств производства .................................................. 49

2.5. Проекты по информационным системам ................................. 50
2.6. Управленческие проекты ............................................................... 51
2.7. Мультипроекты ................................................................................. 52

Выводы .......................................................................................................... 54
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................... 55

Глава 3. Проекты в системе функциональ ного 

и стратегического менеджмента .................................... 56

3.1. Взаимосвязь между управлением проектами 

и функциональ ным менеджментом ........................................... 56

3.2. Управление проектами в системе стратегического 

управления компанией ................................................................... 66

3.3. Модель и методология стратегического менеджмента ....... 68
3.4. Стратегия, организационные цели и проекты ........................ 73
3.5. Приоритетность проектов в стратегическом 

управлении ......................................................................................... 78


background image

5

4

3.6. Критерии отбора приоритетных проектов .............................. 80

Выводы .......................................................................................................... 86
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................... 87

Глава 4. Окружение проекта ......................................... 88

4.1. Ближнее окружение проекта ........................................................ 90
4.2. Дальнее окружение проекта ......................................................... 92
4.3. Комплексное воздействие факторов внешней 

среды на проект ............................................................................... 102

4.4. Методы исследования внешней среды проекта 

и его интерпретация ...................................................................... 104

4.5. Внутреннее окружение проекта ................................................ 108
4.6. Влияние окружения на разные типы проектов.................... 109

Выводы ........................................................................................................ 110
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................. 111

Глава 5. Управление отношениями 
со стейкхолдерами проекта .........................................112

5.1. Система стейкхолдеров проекта ............................................... 113
5.2. Функции стейкхолдеров проекта ............................................. 117
5.3. Управление отношениями со стейкхолдерами 

проекта ............................................................................................... 123

Выводы ........................................................................................................ 125
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................. 126

Глава 6. Команда проекта ............................................127

6.1. Понятие командного синергизма и эффективность 

команды ............................................................................................. 128

6.2. Развитие проектной команды .................................................... 132
6.3. Создание высокоэффективных проектных команд ........... 135
6.4. Управление виртуальными проектными командами ........ 146

Выводы ........................................................................................................ 153
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................. 155

Глава 7. Принятие решений в управлении 
проектами ..................................................................156

7.1. Области принятия и типы решений в проектном 

управлении ....................................................................................... 157

7.2. Рациональ ное принятие решений в проектном 

управлении ....................................................................................... 162

7.3. Личностные факторы в принятии решений.......................... 169
7.4. Субъективная рациональ ность при принятии 

решений ............................................................................................. 171

7.5. «Адекватные» решения ................................................................ 172

Выводы ........................................................................................................ 176
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................. 177

Глава 8. Управление проектами в условиях 

Неопределенности и риска ..........................................178

8.1. Виды проектных рисков и факторов риска ........................... 180
8.2. Методы оценки риска проекта ................................................... 185
8.3. Неопределенность окружения проекта как фактор 

риска ................................................................................................... 191

8.4. Технологии управления проектами в условиях 

неопределенности .......................................................................... 195

Выводы ........................................................................................................ 200
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................. 200

Глава 9. Составление сметы и бюджета проекта ............202

9.1. Смета проектных затрат как средство повышения 

эффективности проекта ............................................................... 203

9.2. Возрастание издержек проекта .................................................. 204
9.3. Особенности сметы для различных фаз проекта ................ 209
9.4. Бюджетирование проекта: основные понятия ..................... 214
9.5. Бюджет затрат на рабочую силу ................................................ 218
9.6. Бюджеты производственных затрат и закупок .................... 221
9.7. Дополнительные статьи бюджета ............................................. 226
9.8. Контроль исполнения бюджета ................................................. 228

Выводы ........................................................................................................ 229
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................. 230

Глава 10. Планирование проекта ..................................232

10.1. Общее планирование проекта.................................................. 232
10.2. Средства планирования ............................................................. 237

Выводы ........................................................................................................ 253
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................. 254

Глава 11. Организационная структура проекта .............256

11.1. Проекты в рамках функциональ ной структуры................ 257
11.2. Проектная организационная структура ............................... 260
11.3. Матричная структура ................................................................. 264

Выводы ........................................................................................................ 277
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................. 279

Глава 12. Управление коммуникациями проекта ...........280

12.1. Определение и структура процесса коммуникации 

проекта ............................................................................................. 281

12.2. Условия эффективности вербальных коммуникаций ..... 286
12.3. Невербальное общение ............................................................... 289
12.4. Индивидуальные различия в общении ................................. 291
12.5. Коммуникационные сети: формальные каналы 

общения в группах ....................................................................... 293

12.6. Неформальное общение.............................................................. 296


background image

7

Ââåäåíèå

Проектный менеджмент не является чем-то принципи-

ально новым. Постройка египетских пирамид и водопрово-
дов античной эпохи требовала способности координировать 
выполнение множества работ и навыков планирования, кото-
рые присущи менеджеру проектов. Контролируя постройку 
собора святого Петра в Риме, Микеланджело, по всей 
видимости, испытывал те же муки, которые испытывает 
современный проектный менеджер: неполные технические 
требования, неквалифицированные трудовые ресурсы, нео-
пределенный объем финансирования и властный, придирчи-
вый заказчик. Но только лишь во второй половине ХХ века 
появилась профессия управля ющего проектами и самостоя-
тельная дисциплина — «Управление проектами».

Начало современному проектному менеджменту было 

положено в 1950-х гг. при разработке оборонных программ 
как в США, так и в СССР в ходе холодной войны. В дей-
ствительности, управление проектами только пару десяти-
летий назад вышло за его традиционные границы военных, 
строительных и аэрокосмических проектов, и сегодня оно 
применяется во всех отраслях и сферах человеческой дея-
тельности, начиная от сферы искусства или здравоохране-
ния и заканчивая разработкой полезных ископаемых.

В будущем ожидается увеличение важности и роли про-

ектов для стратегического развития организаций. Это обу-
словливается следу ющими изменениями:

•  сокращением жизненного цикла продукта;
•  обострением глобальной конкуренции;
•  взрывом объема знаний;
•  уменьшением размера компаний;
•  увеличением внимания к клиенту;
•  быстрым развитием стран третьего мира, прежде всего 

группы стран БРИКС.

Одной из основных причин, дела ющих управление 

проектом жизненно необходимым, является сокращение 

12.7. Влияние структуры проекта на информационные 

потоки .............................................................................................. 299

Выводы ........................................................................................................ 302
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................. 303

Глава 13. Контроль и аудит проекта .............................304

13.1 Функции и методы контроля и аудита проекта ................. 305
13.2. Проведение аудита проекта ...................................................... 312
13.3. Отчет о проверке .......................................................................... 318
13.4. Основные причины неудач управления проектами ........ 320

Выводы ........................................................................................................ 323
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................. 324

Глава 14. Завершение проекта .....................................326

14.1. Условия для завершения проекта ........................................... 327
14.2. Нормальное завершения проекта ............................................ 331
14.3. Досрочное завершение проекта................................................ 334
14.4. Решение о закрытии и процесс закрытия проекта ............ 339
14.5. Оценка работы руководителя проекта, членов 

команды и команды в целом .................................................... 341

Выводы ........................................................................................................ 347
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................. 347

Ситуации для анализа ..........................................................349
Литература .........................................................................420


background image

9

8

жизненного цикла производимых продуктов. Мгновен-
ное распространение информации по всему миру снижает 
конкурентные преимущества новых продуктов, которые 
к тому же легко подделать. Автоматизация проектирования 
и производства также привели к радикальным изменениям 
в жизненном цикле продуктов. Например, сегодня в отрас-
лях высоких технологий жизненный цикл продукта в сред-
нем составляет от полутора до трех лет. Всего 30 лет назад 
циклы, как правило, длились от десяти до пятнадцати лет.

При значительно более коротком жизненном цикле 

для компании необходимо постоянно иметь на подходе 
новую продукцию и успеть выставить ее на рынке раньше 
своих конкурентов. Полугодовая задержка проекта в сфере 
разработки продукции высоких технологий, как правило, 
ведет к потере 33% потенциального дохода. Скорость вывода 
на рынок новой продукции с коротким жизненным циклом 
стала крайне важной для всех организаций ввиду высокой 
скорости изменения технологии. Скорость становится кон-
курентным преимуществом; все больше организаций исполь-
зуют кросс-функциональ ные проектные группы и методы 
управления проектами для как можно более быстрого вывода 
на рынок новой продукции и услуг.

Переход от националь ных или региональ ных эконо-

мик к глобальной экономике в 1970-е гг. привел не только 
к коренным изменениям в технологии, но и обусловил 
чрезвычайные требования к повышению качества и сниже-
нию цен. Современные открытые рынки требуют не только 
более дешевых товаров и услуг, но и товаров и услуг луч-
шего качества. Это привело к появлению движения за каче-
ство ведения бизнеса через его международную сертифика-
цию по системе ISO 9000. Система ISO 9000 — это система 
международных стандартов управления и гарантии каче-
ства. Данные стандарты распространяются на процессы про-
ектирования, поставки, соблюдения качества во всех сфе-
рах — от банковского дела до промышленного производства. 
Управление качеством и его улучшением неизбежно приво-
дят к управлению проектом.

Для многих работников первое знакомство с методами 

управления проектом происходит на практических занятиях 
по качеству. Настоятельная необходимость снижать затраты 
может привести не только к тому, что производство, напри-
мер, из США переместится в Мексику или страны Юго-Вос-
точного региона (что уже само по себе является значитель-

ным проектом), но и к изменениям в том, как организация 
будет действовать в направлении достижения результа-
тов. Все больше видов работ рассматривают как проекты. 
Работники отвечают за выполнение конкретной цели в рам-
ках установленной сметы проекта к определенному сроку. 
Управление проектом, требу ющее внимания к трем основ-
ным моментам — времени, затратам и качеству выполнения 
работы — доказывает, что оно является эффективным и гиб-
ким способом ведения дел.

Рост объема знаний обусловил усложнение проектов, так 

как проекты, как правило, основываются на самых последних 
достижениях науки и техники. Например, тридцать лет тому 
назад строительство дороги было достаточно простым про-
цессом. Сегодня каждый участок работ имеет очень высокую 
степень сложности с точки зрения применяемых материалов, 
технической документации, нормативов, требований эсте-
тики, используемого оборудования и привлекаемых специ-
алистов. Не только основные впервые выполняемые работы 
стали более сложными, требу ющими большей степени коор-
динации, но и уже существу ющие продукты и услуги тоже 
стали более сложными с технологической точки зрения. 
В наш электронно-цифровой век все труднее найти новую 
продукцию, не содержащую хотя бы один микрочип. Слож-
ность продукции обусловила необходимость интегрировать 
несовместимые технологии. И для решения этой задачи 
именно управление проектом оказалось крайне необходи-
мым и своевременным.

После многолетнего стремления к росту и господства сте-

реотипа «чем больше, тем лучше» организации столкнулись 
с неприятной реальностью, что «больше» означает и боль-
шие затраты. За последнее десятилетие произошли резкие 
изменения в жизни многих организаций. Сокращение (или 
приведение количества работа ющих к норме и сохране-
ние только основных специалистов) стало необходимым 
для выживания многих фирм. Среднего звена менеджеров 
более не существует. В современных, гораздо менее раздутых 
организациях, где постоянно происходят изменения, управ-
ление проектом заменяет среднее звено управления. Умень-
шение размера организаций закономерно привело к изме-
нению отношения организаций к проектам. Сегодня крайне 
редко крупный проект проводится силами одной организа-
ции. Компании стараются вывести за свои рамки значитель-
ные части проектных работ и менеджерам проектов прихо-