Файл: Административное право МУ КР.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 2641

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

21 

Тема 14. Метод принуждения в государственном управлении 

1. Понятие и виды административного принуждения.  

2. Административно-предупредительные меры.  

3. Меры административного пресечения.  

4. Понятие и правовые основы административной ответственности.  

5. Юридическая сущность и виды восстановительных мер в админи-

стративном праве. 

 

Методические указания  

Следует обратить особое внимание на характерные особенности ад-

министративного принуждения как одного из самостоятельных видов гос-

ударственного  принуждения,  раскрыть  существующие  в  теории  админи-

стративного  права  имеющиеся  подходы  ученых-административистов  к 

классификации видов мер административного принуждения. На основе изу-

чения  соответствующих  нормативных  актов  следует  подробно  раскрыть 

назначение и порядок применения мер административного предупреждения 

(карантина, запрета движения на участках дорог, досмотра документов, ба-

гажа, др.), административного пресечения (общих и специальных, таких как 

применение физической силы, оружия, специальных средств), администра-

тивных наказаний и мер восстановительного характера (подробно рассмот-

реть  и  изложить  вопрос  возмещения  вреда,  причиненного  административ-

ным правонарушением, и других восстановительных мер). 

 

Тема 15. Административно-правовые режимы 

1.  Понятие  и  нормативные  основы  специальных  административно-

правовых режимов.  

2. Чрезвычайные административно-правовые режимы.  

3. Режим охраны Государственной границы РФ.  

4. Иные постоянно действующие административно-правовые режимы. 


background image

 

22 

Методические указания 

Законодательное  регулирование  административно-правовых  режи-

мов  складывается  из  специальных  нормативных  актов,  определяющих 

условия,  порядок  введения  и  функционирования  государства,  государ-

ственных  и  общественных  институтов,  отдельных  граждан  в  условиях 

чрезвычайного  правового  порядка  либо  в  условиях  постоянно  действую-

щих специальных средств правового регулирования. Рассмотрению в дан-

ной теме подлежат как чрезвычайные административно-правовые режимы 

(военного положения, чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации), 

так  и  постоянно  действующие  административно-правовые  режимы,  такие 

как  режим  закрытого  административно-территориального  образования  (ЗА-

ТО), паспортно-визовый режим, режим охраны государственной границы, 

режим охраняемой законом тайны и  т. д. Тему следует изучать на основе 

нормативного материала. 

 

Тема 16. Административное правонарушение 

1. Понятие, признаки административного правонарушения.  

2. Классификация административных правонарушений.  

3. Законодательство РФ об административных правонарушениях.  

4. Юридический состав административного правонарушения. 

 

Методические указания  

Студенту  следует  дать  определение  административного  правонару-

шения,  охарактеризовать  признаки  административного  правонарушения: 

противоправность,  виновность,  наказуемость.  Следует  изучить  и  кратко 

изложить  содержание  законодательства  РФ  об  административных  право-

нарушениях  как  федерального  уровня  (Кодекс  РФ  об  административных 

правонарушениях), так и уровня субъектов РФ (на примере Кодекса  Том-

ской  области  об  административных  правонарушениях  или  законодатель-


background image

 

23 

ства  другого  субъекта  РФ).  От  признаков  административного  правонару-

шения следует отличать его состав, который представляет собой совокуп-

ность элементов, при наличии которых конкретное деяние повлечет за со-

бой наступление административной ответственности (объект, объективная 

сторона, субъективная сторона, субъект). 

 

Тема 17. Административная ответственность 

1.  Понятие,  особенности,  законодательные  основы  административ-

ной ответственности.  

2.  Административное  правонарушение  как  фактическое  основание 

административной ответственности: понятие, признаки, состав.  

3. Процессуальное основание административной ответственности.  

4.  Административные  наказания:  понятие,  виды,  общий  порядок 

назначения.  

 

Методические указания  

При написании курсовой работы студенту следует уяснить структуру 

законодательства  об  административных  правонарушениях,  компетенцию 

Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в данной сфе-

ре,  определить  понятие,  раскрыть  юридическую  сущность  и  характерные 

черты административной ответственности, рассмотреть понятие, признаки 

и элементы состава административного правонарушения как фактического 

основания наступления административной ответственности, а также осно-

вания  освобождения  от  административной  ответственности.  Особое  вни-

мание следует обратить на порядок назначения мер административной от-

ветственности — обстоятельства, смягчающие и отягчающие администра-

тивную  ответственность,  давность  привлечения  к  ответственности,  поря-

док возмещения вреда, причиненного правонарушением. 

 


background image

 

24 

Тема 18. Административные наказания 

1. Понятие, цели применения административных наказаний.  

2. Виды административных наказаний, их характеристика.  

3. Общий порядок назначения административного наказания.  

4. Исполнение отдельных видов административных наказаний. 

 

Методические указания  

При  раскрытии  данной  темы  следует  сформулировать  определение, 

определить цели  назначения  административных наказаний,  выявить  соот-

ношение применения административных наказаний с другими мерами ад-

министративного  принуждения  (административно-предупредительными 

мерами, мерами административного пресечения, мерами обеспечения про-

изводства по делу об административном правонарушении, мерами восста-

новительного  характера).  Студент  должен  охарактеризовать  все  админи-

стративные наказания, предусмотренные в ст. 3.2 Кодекса РФ об админи-

стративных правонарушениях, и раскрыть их юридическую сущность. 

 

Тема 19. Административный процесс 

1. Понятие административного процесса и административной процедуры.  

2. Структура административного процесса. Понятие и виды админи-

стративных производств.  

3. Принципы административно-процессуальной деятельности. 

 

Методические указания  

При  раскрытии  данной  темы  необходимо  обратить  внимание  на  то, 

что в юридической литературе существуют различные точки зрения по во-

просу о понятии административного процесса. Ряд ученых рассматривает 

административный процесс как деятельность органов исполнительной вла-

сти  по  разрешению  индивидуальных  управленческих  дел.  Однако  суще-


background image

 

25 

ствует и более широкое понимание административного процесса как дея-

тельности, включающей разрешение индивидуальных управленческих дел 

субъектами административного права, а также нормотворческую деятель-

ность  органов  исполнительной  власти.  Некоторые  ученые-администрати-

висты возражают против такого широкого определения административно-

го процесса, признавая в качестве административного процесса лишь дея-

тельность по разрешению споров, возникающих между сторонами админи-

стративного правоотношения, а также по применению мер административ-

ного принуждения (так называемую юрисдикционную деятельность). Сле-

дует  рассмотреть  существующие  классификации  административных  про-

изводств, а также наиболее разработанную в настоящее время теорию ад-

министративно-юрисдикционного процесса.  

 

Тема 20. Административно-процедурные производства 

1.  Понятие  и  содержание  административно-процедурной деятельно-

сти, ее нормативные основы.  

2. Лицензионно-разрешительное производство.  

3. Правонаделительное производство.  

4. Регистрационное производство.  

5. Иные процедурные производства. 

 

Методические указания  

Административно-процессуальная  деятельность  представляет  собой 

повседневную  исполнительно-распорядительную  деятельность  органов 

государственной власти, прежде всего органов исполнительной власти, по 

рассмотрению и разрешению индивидуальных административных дел. Де-

тальное урегулирование административных процедур, применяемых орга-

нами  власти  в  своей  деятельности,  делает  такую  деятельность  более  по-

нятной,  доступной  для  большинства  субъектов.  Административно-