Файл: Аграрное право - курс лекций.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 6243

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

11 

Особенностями  организации  сельскохозяйственного  производства  при-

знаются,  в  частности,  использование  земли  как  основного  средства  производ-
ства, использование в качестве средств производства живых организмов  – жи-
вотных и растений, развивающихся на основе биологических законов, несовпа-
дение рабочего периода с периодом производства и т. д. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·  

Выводы

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Следовательно,  первый  признак,  по  которому  общественные  отношения 

относятся  к  предмету  аграрного  права,  –  это  связь  с  сельскохозяйственным 
производством. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Вторым  отличительным  признаком  предмета  аграрного  права  является 

субъектный состав его участников. В данных общественных отношениях юри-
дические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) 
хозяйства, лица, ведущие личное подсобное хозяйство (в том случае, если они 
используют, обрабатывают земли сельскохозяйственного назначения, располо-
женные  за  территорией  поселения),  выступают  в  качестве  сельскохозяйствен-
ных товаропроизводителей. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Согласно закону «О развитии сельского хозяйства», сельско-

хозяйственными товаропроизводителями являются организация, 
индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство 
сельскохозяйственной  продукции,  ее  первичную  и  последующую 
(промышленную) переработку (в том числе на арендованных основ-
ных  средствах)  и  реализацию  этой  продукции  при  условии,  что  в 
общем  доходе  сельскохозяйственных  товаропроизводителей  доля 
от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% в те-
чение  календарного  года  (ст. 3).  Сельскохозяйственная  продукция 
должна  соответствовать  перечню,  утверждаемому  Правитель-
ством Российской Федерации. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

 

 


background image

12 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Сельскохозяйственными  товаропроизводителями  признаются 

также: 

1)  граждане,  ведущие  личное  подсобное  хозяйство,  в  соот-

ветствии  с  Федеральным  законом  от  7 июля  2003 г.  
№ 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»; 

2)  сельскохозяйственные  потребительские  кооперативы  (пе-

рерабатывающие,  сбытовые  (торговые),  обслуживающие 
(в  том  числе  кредитные),  снабженческие,  заготовитель-
ные),  созданные  в  соответствии  с  Федеральным  законом 
от  8 декабря  1995 г.    № 193-ФЗ  «О  сельскохозяйственной 
кооперации»; 

3)  крестьянские  (фермерские)  хозяйства  в  соответствии  с 

Федеральным  законом  от  11 июня  2003 г.  № 74-ФЗ 
«О крестьянском (фермерском) хозяйстве». 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Исходя  из  специфики  предмета  регулирования,  можно  дать  следующее 

определение аграрного права. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Аграрное  право  –  самостоятельная  отрасль  права,  пред-

ставляющая  собой систему правовых норм, регулирующих  органи-
зацию,  деятельность  сельскохозяйственных  товаропроизводите-
лей  в  сфере  производства,  переработки,  реализации  сельскохозяй-
ственной продукции, а также меры по государственному регулиро-
ванию и поддержке агропромышленного комплекса (АПК). 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Аграрное  право  регламентирует,  во-первых,  внешние  взаимоотношения 

сельскохозяйственных  товаропроизводителей  с  публично-правовыми  субъек-
тами,  осуществляющими  государственное  регулирование  и  государственную 
поддержку их деятельности, и частноправовыми субъектами, во-вторых, внут-
ренние  отношения  сельскохозяйственных  товаропроизводителей  со  своими 
членами и наёмными работниками. 


background image

13 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Под методом правового регулирования понимается совокуп-

ность приемов и способов  воздействия на общественные отноше-
ния, составляющие предмет отрасли. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Исходя из общей теории права, существует один метод правового регули-

рования,  который  состоит  из  конкретных  способов  воздействия  на  поведение 
субъектов права и субъектов правоотношений: дозволения, предписания (пози-
тивного обязывания) и запрещения. В зависимости от сочетания этих способов 
каждая отрасль права имеет свой специфический метод правового воздействия 
на общественные отношения. Для аграрного права характерно органическое со-
четание  публично-правовых  и  частноправовых  методов  регулирования.  Важ-
ным в сельском хозяйстве является государственное регулирование сельскохо-
зяйственных товаропроизводителей, их государственная поддержка. 
 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Контрольные вопросы по лекции 1 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  Что является предметом аграрного права? 

2.  Выявите критерии самостоятельности отрасли аграрного права. 

3.  Каковы методы правового регулирования? 

4.  Назовите особенности правового регулирования аграрных отношений. 

 

 


background image

14 

2 Источники аграрного права 

 

Понятие  и  особенности  источников  аграрного  права.  Классификация 

источников аграрного права. Конституция Российской Федерации  – основной 
источник  аграрного  права.  Унификация  и  дифференциация  норм  аграрного 
права. Правовые акты субъектов Федерации в системе источников аграрного 
права. Локальные нормативные акты как источники аграрного права. 

Осуществление  государственного  контроля  за  законностью  локальных 

нормативных актов. Проблемы кодификации аграрного законодательства. 

Значение  судебной  и  арбитражной  практики  в  регулировании  аграрных 

отношений. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Нормативный правовой акт в сфере аграрного права – это 

результат нормотворчества, в котором находят свое выражение, 
как во внешней форме, нормы аграрного права. Таким образом, ис-
точники  аграрного  права
  –  это  система  правовых  актов,  содер-
жащих нормы аграрного права, которые разрабатываются и при-
нимаются  в  процессе  правового  нормотворчества  органами  госу-
дарственной  власти,  органами  местного  самоуправления,  хозяй-
ствующими  субъектами  в  сфере  сельскохозяйственного  производ-
ства. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Регулирование  аграрных  отношений  осуществляется  в  соответствии  с 

Конституцией  Российской  Федерации,  федеральными  законами,  указами  Пре-
зидента  РФ;  постановлениями  Правительства  РФ  и  нормативными  правовыми 
актами федеральных органов исполнительной власти (прежде всего приказами 
Министерства  сельского  хозяйства  РФ);  конституциями  и  уставами  субъектов 
РФ,  законами  и  иными  нормативными  правовыми  актами  субъектов  Россий-
ской Федерации; актами органов местного самоуправления и локальными нор-
мативными правовыми актами организаций. 

Международные договоры, ратифицированные РФ, акты международных 

сельскохозяйственных организаций, членами которых является Российская Фе-
дерация, включаются в систему нормативно-правовых актов, содержащих нор-
мы аграрного права. 


background image

15 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Сегодня  действуют  многочисленные  международные  норма-

тивные  правовые  акты,  которые  обязаны  исполнять  и  наши  сель-
скохозяйственные  товаропроизводители:  Международное  соглаше-
ние  по  сахару  от  20 марта  1992 г.;  Международная  конференция  о 
борьбе  с  заразными  болезнями  животных  от  20 февраля  1935 г.; 
Международная  конвенция  о  вывозе  и  ввозе  продуктов  животно-
водства (иных, чем мясо, мясные фабрикаты, свежие продукты жи-
вотного  происхождения,  молоко  и  молочные  продукты)  (Женева, 
20 февраля  1935 г.);  Соглашение  о  ветеринарии  от  14 декабря 

1959 г.; Соглашение о сотрудничестве в области карантина и защи-
ты растений от вредителей и болезней от 14 декабря 1959 г. и др. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В  соответствии  с  Федеральным  законом  от  18 февраля  2006 г.  № 25-ФЗ 

«О принятии Российской Федерацией Устава Продовольственной и сельскохо-
зяйственной  организации  Объединенных  Наций»  Российская  Федерация  при-
няла  Устав  Продовольственной  и  сельскохозяйственной  организации  Объеди-
ненных Наций (ФАО). 

Сфера деятельности ФАО – сбор, анализ, интерпретация и распростране-

ние информации,  касающейся  питания,  продовольствия и сельского хозяйства 
(в  том  числе  рыболовства,  морепродуктов,  лесоводства  и  первичных  лесопро-
дуктов),  а  также  содействие  международной  торговле  продукцией  этих  отрас-
лей, продовольственной безопасности, социальному развитию сельских  терри-
торий, охране окружающей среды, технической и гуманитарной помощи стра-
нам – участникам данной организации. 

Аграрное  законодательство  РФ  представляет  собой  систему,  состоящую 

из законодательства РФ и законодательства субъектов РФ. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Анализ  современного  аграрного  законодательства  позволяет 

выявить её характерные черты: 

1.  Дифференцированность.  Нормы  аграрного  законодатель-

ства  чаще  всего  имеют  адресата  в  лице  определенного 
сельскохозяйственного  товаропроизводителя,  что  обу-
словлено  отличием  правового  статуса  разных  сельскохо-
зяйственных товаропроизводителей.