Файл: Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 3161

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

21 

Французская Конституция принадлежит к числу так называемых жестких 

конституций,  т. е.  для  внесения  изменений  установлен  усложненный  порядок. 
Для  этого  предусмотрены  две  процедуры:  референдум  и  решение  специально 
созываемого Конституционного конгресса. Конституционный конгресс состоит 
из обеих палат Парламента и для принятия поправок должен набрать 3/5 голо-
сов. 

3.2 Правовое положение личности во Франции 

Вопросы гражданства практически не получили отражения в документах 

конституционного  блока  Франции.  Статья 34  Конституции  относит  их  к  зако-
нодательной  компетенции  парламента.  Основания  и  порядок  приобретения 
гражданства в настоящее время регулируются Кодексом законов о французском 
гражданстве 1945 г. с последующими изменениями. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Гражданство  Франции  может  быть  приобретено  автоматиче-

ски и по заявлению. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Автоматически гражданство приобретается по рождению, а также «в силу 

рождения  и  постоянного  проживания  во  Франции».  При  приобретении  граж-
данства по рождению доминирует «право крови». «Право почвы» применяется 
лишь в том случае, если невозможно применить «право крови». 

Французским  гражданином  по  рождению  становится  ребенок,  если  хотя 

бы один из родителей является на момент его рождения гражданином Франции. 
Если  французским  гражданином  является  только  один  родитель,  то  ребенок 
вправе  отказаться  от  гражданства  в  течение  шести  месяцев,  предшествующих 
совершеннолетию. Это право утрачивается, если второй родитель до этого вре-
мени приобрел французское гражданство. 

По  «праву  почвы»  гражданином  Франции  становится  ребенок,  рожден-

ный во Франции от неизвестных родителей; от родителей-апатридов; от роди-
телей-иностранцев, если их государство не предоставляет ребенку своего граж-
данства. 

Автоматически французское гражданство приобретает по достижении со-

вершеннолетия  лицо,  родившееся  на  территории  Франции  от  родителей-
иностранцев  при  условии,  что  оно  имеет  постоянное  место  жительства  во 
Франции и с 16 лет постоянно проживает в стране. 


background image

22 

По  заявлению  французское  гражданство  приобретается  посредством 

натурализации, после усыновления, а также на основании постоянного прожи-
вания и восстановления в гражданстве. 

Натурализация осуществляется при наличии следующих условий: знание 

французского языка, постоянное проживание в стране на момент предоставле-
ния  гражданства,  постоянное  проживание  в  стране  в  течение  5 лет  непосред-
ственно перед обращением. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Среди  оснований  прекращения  гражданства  различаются 

утрата и лишение. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Основаниями  утраты  являются  обращение  гражданина  с  заявлением  об 

этом в посольство или консульство Франции; длительное проживание за преде-
лами  страны;  приобретение  гражданства  иностранного  государства;  нахожде-
ние  на  службе  иностранного  государства,  несмотря  на  предписания  француз-
ского правительства покинуть ее. Следовательно, утрата может наступить как в 
добровольном, так и в принудительном порядке. Но в любом случае ее основа-
нием не является правонарушение. 

Основаниями  же  лишения  гражданства  являются  именно  правонаруше-

ния:  осуждение  за  преступление  против  безопасности  государства,  а  также  за 
иные  тяжкие  преступления;  уклонение  от  исполнения  воинской  повинности; 
предательство  Франции  и  нанесение  ущерба  ее  интересам.  Лишение  граждан-
ства не может быть применено к гражданам по рождению, прочих же граждан 
можно лишить гражданства только в течение 10 лет после его приобретения. 

3.3 Система органов государственной власти Франции 

В основу построения и функционирования системы государственных ор-

ганов  Франции  положен  принцип  разделения  властей.  Он  закреплен  в  ст. 16 
Декларации  прав  человека  и  гражданина  1789 г.,  которая  является  составной 
частью действующей Конституции страны. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Современная  Франция  принадлежит  к  числу  республик  со 

смешанными формами правления. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Францию  зачастую  называют  полупрезидентской,  полупарламентской 

или страной с рационализированным парламентаризмом. Для Пятой республи-


background image

23 

ки  характерно  заметное  усиление  роли  исполнительной  власти  и  ослабление 
роли Парламента. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Парламент – высшее представительное учреждение Француз-

ской Республики. Он состоит из двух палат: Национального собра-
ния и Сената. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Национальное  собрание  Франции  состоит  из  депутатов,  избираемых  на 

основе  всеобщего  и  прямого  голосования.  Применяется  мажоритарная  унино-
минальная  система  выборов  в  два  тура.  Кандидатом  на  выборах  может  быть 
любой гражданин республики, пользующийся в полном объеме избирательны-
ми правами и достигший двадцатитрехлетнего возраста. Одновременно с депу-
татом  избирается  его  заместитель,  который  занимает  место  в  палате  в  случае 
досрочной  вакансии.  Срок  полномочий  Национального  собрания  –  5 лет.  Со-
став его обновляется полностью. 

Ежегодно  проводится  одна  очередная  сессия  Национального  собрания, 

общая продолжительность которой не должна превышать 120 дней. Кроме того, 
Национальное собрание собирается в случае чрезвычайной ситуации Президен-
том Республики. 

Верхняя палата – Сенат. Члены этой палаты избираются сроком на 9 лет, 

обновление происходит по третям каждые 3 года. Сенаторы избираются путем 
косвенных выборов, особыми коллегиями выборщиков, в которых преобладают 
представители муниципальных советов коммун. Сенат, согласно Конституции, 
представляет территориальные коллективы. 

Члены  Парламента  обладают  депутатским  иммунитетом.  Они  не  подле-

жат  преследованию  за  высказанное  мнение  или  голосование  при  исполнении 
своих  обязанностей.  Арест  депутата  может  иметь  место  только  с  разрешения 
бюро  его  палаты,  кроме  случаев  задержания  на  месте  преступления.  Возна-
граждение,  выплачиваемое  депутату,  равняется  в  среднем  заработной  плате 
высших государственных служащих страны. 

Согласно Конституции законодательный акт считается принятым Парла-

ментом,  если  он  одобрен  в  идентичной  редакции  обеими  палатами.  Если  обе 
палаты не придут к согласию относительно обсуждаемого законодательного ак-
та, Правительство может просить Национальное собрание вынести окончатель-
ное  решение.  Национальное  собрание  решает  окончательно  вопрос  о  судьбе 
государственного бюджета. Нижняя палата, и только она, осуществляет в пол-


background image

24 

ном  объеме  контроль  за  деятельностью  Правительства.  Только  Национальное 
собрание  вправе  отказать  в  доверии  или  принять  резолюцию  порицания,  вле-
кущие за собой отставку Правительства. Полномочия Парламента в целом ана-
логичны тем, которые традиционно осуществляет представительный орган и в 
других  демократических  странах.  Это,  во-первых,  законодательные  полномо-
чия, во-вторых, утверждение государственного бюджета и отчета о его испол-
нении,  в-третьих,  контроль  за  деятельностью  исполнительной  власти,  в-чет-
вертых, решение вопросов войны и мира. 

Президенту Республики принадлежит центральное место в системе госу-

дарственных органов Пятой республики. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Президент  Республики –  высшее должностное  лицо  государ-

ства,  его  верховный  представитель  во  всех  актах  внутриполитиче-
ской и международной жизни. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Согласно  ст. 5  Конституции  он  следит  за  соблюдением  Конституции, 

обеспечивает  нормальное  функционирование  государственных  институтов, 
принимает  меры  по  обеспечению  национальной  независимости  и  территори-
альной  целостности,  обеспечивает  соблюдение  международных  соглашений  и 
договоров.  Президент  Республики  –  верховный  главнокомандующий  воору-
женными  силами  страны,  он  производит  назначение  на  высшие  военные  и 
гражданские должности. Он представляет страну в международных отношени-
ях, ведет международные переговоры и заключает международные договоры. 

К числу полномочий Президента относятся такие, как назначение Премь-

ер-министра, решение о досрочном роспуске Национального собрания, исполь-
зование  чрезвычайных  полномочий  по  ст. 16  Конституции  и  др.  Решения 
наиболее общего политического  характера  принимаются Президентом,  вся те-
кущая работа по управлению страной осуществляется Правительством. 

Президент  Республики  обладает  исключительно  широкими  полномочия-

ми в сфере руководства и управления государственными делами. Он председа-
тельствует  в  Совете  министров,  причем  никакое  заседание  Правительства  в 
форме Совета министров невозможно при отсутствии главы государства. Пре-
зидент  назначает  Премьер-министра  и  по  его  представлению  других  членов 
Правительства.  Он  же  отзывает  Премьер-министра  и  иных  членов  Правитель-
ства. Глава государства назначает на все высшие военные и гражданские долж-
ности. 


background image

25 

Президент  обладает  широкой  регламентарной  властью.  Одна  из  особен-

ностей  конституционного  режима  Пятой  республики  состоит  в  ограничении 
сферы  применения  закона,  которая  определена  ст. 34  Конституции.  Все,  что 
лежит вне сферы, регулируемой законом, регулируется актами исполнительной 
власти. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Правительство  –  коллегиальный  орган,  осуществляющий 

наряду или совместно с Президентом Республики исполнительную 
власть. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Правительство  обладает  во  Франции  весьма  своеобразной  структурой. 

Оно  может  выступать  в  форме  Совета  министров,  объединяющего  всех  его 
членов  под  председательством  Президента  Республики,  или  как  совокупность 
членов Правительства под руководством Премьер-министра. Заседание Совета 
министров проходит под председательством Президента. Иное возможно лишь 
в случае прямого делегирования полномочий, например Премьер-министру, для 
проведения конкретного заседания со строго определенной повесткой дня. 

Конституция  сравнительно  четко  указывает,  какие  вопросы  подлежат 

обязательному  рассмотрению  в  Совете  министров.  Практически  все  наиболее 
важные  проекты  регламентарных  нормативных  актов, проекты  законов,  реше-
ние о постановке вопроса о доверии, о проведении референдума, назначении на 
высшие государственные должности и другие подлежат обсуждению в Совете 
министров. 

Премьер-министр и по его представлению члены Правительства назнача-

ются  Президентом  Республики.  Однако  ответственность  Правительства  перед 
Национальным  собранием  заставляет  главу  государства  назначить  только  то 
Правительство, которое опирается на поддержку парламентского большинства. 

Правительство  несет  коллективную  ответственность  перед  Националь-

ным  собранием.  Однако  институт  парламентской  ответственности  Правитель-
ства  претерпел  существенные  изменения  в  Пятой  республике.  Вопрос  о  дове-
рии  Правительству  ставит  только  оно  само  –  в  связи  с  изложением 
правительственной программы или Декларации по вопросам общей политики. 

По инициативе депутатов Национального собрания может быть поставле-

на на голосование резолюция порицания Правительству. Такая резолюция вно-
сится группой парламентариев, насчитывающей не менее одной десятой обще-
го  числа  членов  нижней  палаты.  Голосование по резолюции порицания  имеет