Файл: Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 3204

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

26 

место через 48 часов после внесения ее в бюро Национального собрания. В слу-
чае  отклонения  резолюции  порицания  депутаты,  ее  подписавшие,  не  могут  в 
течение той же парламентской сессии внести новую резолюцию порицания. 

В распоряжении  Правительства  находятся  административный  аппарат  и 

вооруженные силы. Правительство обладает широкой регламентарной властью, 
и  принимаемые  им  решения  в  форме  декретов  образуют  важный  источник 
французского права. Правительство обладает правом законодательной инициа-
тивы.  Законопроекты  вносятся  на  рассмотрение  Парламента  Премьер-
министром после обсуждения в Совете министров и по получении заключения 
Государственного  совета.  Правительство  может  просить  Парламент  о  делеги-
ровании ему законодательных полномочий в определенной сфере и на опреде-
ленный срок в целях выполнения правительственной программы. В этом случае 
Правительство  принимает  необходимые  меры  путем  издания  ордонансов.  Со-
гласно  основному  закону  Премьер-министр  руководит  деятельностью  Прави-
тельства.  Он  несет  ответственность  за  обеспечение  национальной  обороны, 
иначе говоря, наряду с Президентом Республики принимает непосредственное 
участие  в  решении  вопросов  военного  строительства.  На  Премьер-министра 
возложено  обеспечение  исполнения  законов.  Премьер-министру  принадлежит 
право назначения на военные и гражданские должности. 

Судебная система Франции является многоэлементной. Она включает си-

стему судов общей юрисдикции, административных и специальных судов. 

Французская  модель  конституционного  контроля  имеет  несколько  осо-

бенностей. Во-первых, конституционный контроль является предварительным. 
Во-вторых,  разные правовые  акты  проверяются  на  предмет  соответствия Кон-
ституции  различными  органами:  законы  –  Конституционным  советом,  а  акты 
исполнительной власти – Государственным советом. В-третьих, Конституцион-
ный совет и Государственный совет являются не судами, а квазисудебными ор-
ганами. 

Конституционный  совет  состоит  из  9 членов,  назначаемых  на  9 лет  без 

права повторного назначения. Они назначаются пропорционально Президентом 
и председателями палат парламента. Каждые три года Конституционный совет 
обновляется  на 1/3.  Кроме  того,  в  состав  Конституционного  совета  входят  по 
должности все экс-президенты. Председатель Конституционного совета назна-
чается Президентом. 

Компетенция Конституционного совета весьма разнообразна. Его основ-

ная функция – рассмотрение вопросов о соответствии Конституции ряда право-


background image

27 

вых актов. Обязательному конституционному контролю до их вступления в си-
лу подлежат органические законы и регламенты палат парламента, а факульта-
тивному  –  простые  законы  и  международные  договоры.  Во  всех  случаях  кон-
троль  имеет  предварительный  характер.  При  этом  инициатива  рассмотрения 
спора  о  конституционности  принадлежит  Президенту,  Премьер-министру, 
председателям палат парламента и парламентариям любой палаты в количестве 
не  менее  60  человек.  Если  акт  признан  противоречащим  Конституции,  он  не 
может быть введен в действие. 

Государственный совет одним из направлений своей деятельности также 

имеет  конституционный  контроль.  В состав  Государственного  совета  входят 
Премьер-министр, министр юстиции и члены, назначаемые Президентом. Совет 
рассматривает дела о несоответствии Конституции актов исполнительной вла-
сти  по  жалобам  на  превышение  власти,  подаваемым  любыми  лицами.  Совет 
аннулирует  акты,  противоречащие  Конституции.  Таким  образом,  конституци-
онный контроль, осуществляемый Государственным советом, в отличие от кон-
троля со стороны Конституционного совета, является последующим и конкрет-
ным. 

3.4 Территориальная организация государства 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Французская Республика – унитарное государство. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Составные  части  Французской  Республики  не  являются  ни  государства-

ми, ни государственными образованиями. 

Традиционно в качестве составных частей выступают (снизу вверх): ком-

муна, кантон, округ, департамент и регион. Кроме них во Франции существует 
целый ряд других специальных округов – это военные, судебные, школьные и 
другие округа, границы которых не всегда совпадают с границами администра-
тивно-территориальных единиц. В современной Франции только коммуны, де-
партаменты и регионы располагают органами самоуправления и служат терри-
ториальной  основой  деятельности  самоуправляющихся  территориальных 
коллективов. 

Всю деятельность региона надлежит осуществлять в рамках соответству-

ющего национального законодательства. Она не должна противоречить в целом 
политике  Правительства,  наносить  ущерб  ни  государственному  единству,  ни 
территориальной  целостности.  Главным  представительным  органом  админи-


background image

28 

стративно-территориальной  единицы  является  совет.  Первоначально  советы 
избирались  путем  косвенных  выборов,  особыми  коллегиями  выборщиков, 
включавшими  в  себя  парламентариев  от  данной  административно-террито-
риальной единицы и представителей генеральных советов департаментов и му-
ниципальных советов коммун. С марта 1986 г. члены советов избираются путем 
всеобщих  и  прямых  выборов.  Применяется  пропорциональная  избирательная 
система.  Совет  работает  в  сессионном  порядке,  его  собрания  должны  прово-
диться не реже одного раза в квартал. В период между сессиями его функции 
может частично осуществлять бюро, избираемое членами совета и состоящее из 
председателя совета и его заместителей. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Контрольные вопросы по лекции 3 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  Назовите особенности  Конституции  Франции 1958 г.  Какое  значение 

в конституционном праве Франции играет Декларация прав человека 
и гражданина 1789 г. и Преамбула Конституции 1946 г.? 

2.  Охарактеризуйте  форму  правления  Франции.  Каково  соотношение 

полномочий Президента и Премьер-министра? 

3.  Перечислите  особенности  правового  Парламента  Французской  Рес-

публики. 

 

 

 


background image

29 

4 Основы конституционного права Германии 

1.  Основной закон Германии.  
2.  Правовой статус личности в Германии.  
3.  Система органов государственной власти Германии.  
4.  Германский федерализм. 

4.1 Основной закон Германии 

Конституция  Германии  1949 г.  была  разработана  комиссией  немецких 

правоведов,  которые  действовали  по  указаниям  премьер-министров  западно-
германских  земель,  избранных  ландтагами  (представительными  органами  зе-
мель),  но  подчинявшихся  также  губернаторам  трех  оккупационных  зон,  нахо-
дившихся  под  управлением  Великобритании,  США  и  Франции.  Конституция 
разрабатывалась  и  принималась  в  обстановке  демократического  подъема,  при 
значительном  влиянии  трех  западных  держав-победительниц,  с  которыми  со-
гласо-вывались многие положения проекта и которые, по существу, утверждали 
их. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Основной закон имеет целый ряд особенностей. Одна из них 

выражена в его названии. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В отличие  от  большинства  аналогичных  документов  он  называется  не 

конституцией, а именно Основным законом. Этим подчеркивается, что данный 
правовой акт – это вынужденная, временная мера, поскольку он был принят в 
условиях  расчленения  Германии  между  союзниками  после  Второй  мировой 
войны.  Разделение  Германии,  по  мнению  германских  правоведов,  исключало 
подлинную  свободу  волеизъявления  всего  немецкого  народа.  Конституция  же 
обязательно  должна  являться  результатом  свободного  народного  волеизъявле-
ния.  Это,  по  мнению  авторов  Основного  закона,  будет  возможным  только  в 
условиях  воссоединения  Германии.  Исходя  из  этого,  понятия  Конституции  и 
Основного  закона  разграничиваются:  «Настоящий  Основной  закон  прекратит 
свое действие в день, когда вступит в силу Конституция, принятая свободным 
решением  всего  немецкого  народа».  3 октября  1990 г.  объединение  Германии 
произошло,  но  Основной  закон  действует  до  сих  пор  как  вполне  приемлемый 
для нового государства документ конституционного значения. 


background image

30 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Следующей  особенностью  является  закрепление  федератив-

ного устройства, причем оно не может быть ликвидировано при пе-
ресмотре Основного закона. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

По способу изменения Основной закон является жестким. Поправки в не-

го  вносятся  специальным  конституционным  законом,  который  принимается 
большинством в 2/3 голосов от общего числа депутатов в каждой палате парла-
мента. 

Основной закон характеризует Германию как демократическое, правовое, 

социальное  и  светское  государство.  Также  закреплены  принципы  парламента-
ризма, разделения властей, плюрализма, равноправия, народного суверенитета. 

Гарантией демократического государства являются положения о том, что 

вся власть исходит от народа, который осуществляет ее путем выборов и разно-
го  рода  голосований  (т. е.  непосредственно),  а  также  через  специальные  орга-
ны – законодательные, исполнительные и судебные. Важнейшей гарантией де-
мократии является специальное положение о том, что все граждане имеют пра-
во оказывать сопротивление каждому, кто пытается ликвидировать свободный 
демократический конституционный строй, если для пресечения этого не могут 
быть использованы  другие  средства.  Такими  гарантиями  являются  предусмат-
риваемая  конституцией  многопартийная  система,  различные  способы  защиты 
конституционных прав и свобод граждан и т. д. 

4.2 Правовой статус личности в Германии 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В Основном законе для обозначения гражданства использует-

ся термин «немец». 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Причем ст. 116 поясняет, что данный термин – это не этническое, а госу-

дарственно-правовое понятие, охватывающее всех граждан ФРГ. 

Вопросы  гражданства  в  Основном  законе  ФРГ  урегулированы  крайне 

фрагментарно. Их регламентация осуществляется Законом об имперской и гос-
ударственной  принадлежности  1913 г.  с  последующими  изменениями.  Граж-
данство может быть приобретено по рождению, в результате усыновления или 
натурализации.