Файл: Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 3203

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

36 

землях на 4 года или 5 лет. Они формируют правительства земли на основе тех 
же  принципов,  что  и  федерация.  Положение  премьер-министра  земли  анало-
гично положению федерального канцлера. 

Земли делятся на округа (их более 50), округа – на районы и города, име-

ющие  статус  районов  (в  общей  сложности  их  около 630),  районы  делятся  на 
общины (многие города имеют статус общин). 

Во  всех  административно-территориальных  единицах,  кроме  округов, 

существуют представительные органы, избираемые гражданами на срок от 4 до 
6 лет.  В самом  общем  виде  схема  управления  в  округах,  районах,  общинах 
сходна. Во главе округа стоит правительственный президент (регирунгспрези-
дент), назначенный правительством земли. Он следит за соблюдением законов 
и актов правительства и федерации, и земли. Представительного органа в окру-
ге нет. В районе имеется избираемое на срок от 4 до 6 лет районное собрание, в 
выборах  в  некоторых  землях  участвуют  и  постоянно  проживающие  граждане. 
Глава администрации района – ландрат – избирается в одних землях районным 
собранием,  в  других  –  непосредственно  избирателями.  В общинах  население 
избирает  муниципальный  совет.  Он  или  непосредственно  граждане  избирают 
бургомистра (обербургомистра в общинах с населением более 50 тыс. человек). 
Бургомистр нередко избирается (иногда нанимается по контракту) на длитель-
ный срок: 8–12 лет. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Контрольные вопросы по лекции 4 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  Расскажите  о  подготовке  и  принятии  Конституции  1949 г.  Назовите 

основные  черты  Конституции.  Почему  Конституцию  Германии  офи-
циально называют Основным законом? 

2.  Каково  соотношение  полномочий  Федерального  президента  и  Феде-

рального канцлера? 

3.  Опишите судебную систему Германии. 
4.  Каковы особенности федерализма в Германии? 
 

 

 


background image

37 

5 Основы конституционного права  

Китайской Народной Республики 

1.  Конституция Китая.  
2.  Правовой статус личности в Китае.  
3.  Система органов государственной власти Китая.  
4.  Территориальная организация государства. 

5.1 Конституция Китая 

Конституционное право Китая характеризуется значительными особенно-

стями. Во-первых, на его содержание и пути развития до сих пор большое вли-
яние оказывает традиция. Многие общественные отношения, которые в других 
странах регулируются нормами права (в том числе конституционного), в Китае 
регулируются обычаями, традицией.  

Во-вторых,  в  условиях  тоталитарного  социализма,  несмотря  на  его  мо-

дернизацию, многие принципиальные общественные отношения регулируются 
актами правящей Коммунистической партии Китая (КПК). Установки Компар-
тии  определяют  некоторые  принципы  права,  в  том  числе  конституционного, 
которые в партийных директивах формулируются следующим образом: коллек-
тивизм  вместо  «западного»  индивидуализма,  дисциплина  взамен  вседозволен-
ности, гармония вместо плюрализма.  

В-третьих,  конституционное  право  Китая  имеет  отчетливо  выраженный 

идеологический  характер.  В его  основе  лежат  постулаты  марксистско-
ленинской идеологии (классовая борьба, диктатура пролетариата, руководящая 
роль Компартии, различие прав трудящихся и «эксплуататоров», единство гос-
ударственной власти), учение Мао Цзэдуна.  

В-четвертых,  конституционное  право  отчетливо  отражает  современное 

противоречие  между  экономической  и  политический  системами  китайского 
общества: с одной стороны, сравнительно либеральная экономика с элементами 
рыночного  хозяйства  при  государственном планировании,  с  дру-гой –  тотали-
тарная политическая система с обязательной государственной идеологией и ру-
ководящей ролью одной партии. Вряд ли можно бесконечно базировать разви-
тие общества на двух диаметрально противоположных системах.  

В-пятых, для конституционного права Китая, как и вообще для социали-

стического конституционного права, характерно обилие норм-провозглашений, 


background image

38 

норм-назиданий  и  т. п.,  которые  призваны  скорее  отражать  определенные 
взгляды,  идеологические  принципы,  чем  служить  нормами-правилами  для  ре-
гулирования конкретных отношений. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Проект действующей с 1982 г. Конституции Китая был разра-

ботан  под  руководством  и  по  указанию  Центрального  комитета 
КПК, одобрен им и после краткого обсуждения в печати принят ки-
тайским  парламентом  –  Всекитайским  собранием  народных  пред-
ставителей (ВСНП). 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Эта  Конституция  заменила  первую  Конституцию  КНР  1956 г.,  а  также 

конституционные акты, принятые в период «культурной революции». 

Современный период определяется в Конституции Китая как «начальная 

стадия строительства социализма», а китайское общество – как социалистиче-
ский  строй.  XIV съезд  КПК  (1992 г.)  поставил  цель:  создать  «социалистиче-
скую  рыночную  экономику».  В Конституции  сказано,  что  эксплуататоры  как 
класс  ликвидированы,  но  вместе  с  тем  упоминается  о  внешних  и  внутренних 
вражеских силах и элементах. В ней содержится много демократических поло-
жений,  говорится  о  правах  граждан,  но  различаются,  с  одной  стороны,  права 
трудящихся,  а  с  другой  –  права  остальных  индивидов.  Система  органов  госу-
дарства  исходит  из  марксистско-ленинских  положений,  отрицающих  разделе-
ние  властей,  предусматривающих  сосредоточение  государственной  власти  в 
руках представительных органов типа советов снизу доверху, из принципа де-
мократического централизма. В Китае считается, что социалистический харак-
тер экономической системы – основы социалистического строя – проявляется в 
исключении  эксплуатации  человека  человеком,  в  ведущей  роли  государствен-
ного сектора экономики и в распределении по труду в соответствии с консти-
туционным принципом «от каждого – по способностям, каждому – по труду». 
В Китае  допускается  многообразие  форм  собственности,  в  том  числе  частная 
собственность,  но  они  неравноправны.  Хотя  государство  охраняет  законные 
права  и  интересы  частного  капитала,  частное  хозяйство  рассматривается  как 
низшая форма организации труда, государство осуществляет контроль за ним. 

Конституция содержит положения о социальной структуре общества, вы-

страивая  по  определенным  рангам  различные  классы  и  слои  населения.  Она 
употребляет  понятия  «рабочий  класс»,  «крестьянство»,  «интеллигенция», 
«народ» и «враги народа». 


background image

39 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Конституция  может  быть  изменена  по  предложению  Посто-

янного комитета Всекитайского собрания народных представителей 
или 1/5 депутатов ВСНП. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Изменения и дополнения должны быть приняты большинством в 2/3 все-

го состава ВСНП. В Китае не существует специальных органов конституцион-
ного контроля, поскольку считается, что наивысшее положение среди органов 
государства занимает парламент. 

5.2 Правовой статус личности в Китае 

Наиболее широкими правами в Китае, как и в других странах, обладают 

его  граждане.  Гражданами  Китая  считаются  лица,  хотя  бы  один  из  родителей 
которых  является китайским  гражданином  и  которые родились на  территории 
Китая или другой страны, но не приобрели гражданство последней. Иностран-
цы и лица без гражданства могут быть приняты в китайское гражданство, если 
они имеют близких родственников в Китае или у них есть иные основания для 
приобретения  гражданства  (вопрос  о  наличии  оснований  решается  Министер-
ством  общественной  безопасности,  которое  ведает  вопросами  приема  в  граж-
данство,  его  утраты  и  восстановления).  Двойное  гражданство  в  Китае  не  при-
знается, но законные права и интересы иностранцев охраняются. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

На первое место в иерархии прав в Китае выдвигаются соци-

ально-экономические права, которые считаются наиболее важными 
для трудящегося человека. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В Конституции  говорится о праве  на  труд,  отдых, пенсионное обеспече-

ние, образование, о праве собственности и ее наследовании. В числе политиче-
ских прав Конституция называет: избирательные права, свободу слова, печати, 
собраний, союзов, демонстраций, право обращаться с критикой или предложе-
ниями  в  адрес  любого  государственного  органа  или  государственного  служа-
щего. 

В Конституции  перечислены  личные права  и  свободы:  свобода  и непри-

косновенность личности, свобода совести (в Китае нет доминирующей религии, 
существует около десятка религиозных объединений общекитайского значения, 
среди  которых  буддизм,  ислам,  христианство  и  др.),  тайна  переписки,  непри-


background image

40 

косновенность жилища, право на компенсацию ущерба, причиненного незакон-
ными  действиями  государственного  органа  или  государственного  служащего. 
Среди  личных  прав  особо  регулируются  права,  связанные  с  браком  и  семьей, 
причем  в  Конституции  говорится,  что  меры  по  ограничению  деторождения  – 
это обязанность  не только  государства,  но  и  супругов.  Установлено,  что  в  го-
родской семье может быть не более одного ребенка, в сельской – не более двух. 

5.3 Система органов государственной власти Китая 

Закрепляя основы политической системы Китая, Конституция устанавли-

вает:  1) руководящую  роль  Коммунистической  партии  в  обществе  и  государ-
стве;  2) характер  государственной  власти  как  демократической  диктатуры 
народа, руководимой рабочим классом; она рассматривается как одна из форм 
диктатуры пролетариата в специфических условиях Китая; 3) создание широко-
го  патриотического  Единого  фронта,  объединяющего  различные  партии  и 
народные  организации  под  руководством  Коммунистической  партии;  4) вся 
полнота государственной власти принадлежит собраниям народных представи-
телей – органам типа советов – снизу доверху. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В Китае не принята концепция разделения властей. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Здесь  применяется  иной  подход:  считается,  что  органами  государствен-

ной  власти  являются  только  представительные  органы  типа  советов,  которым 
снизу доверху принадлежит полнота государственной власти (организационно-
правовая  концепция  единства  государственной  власти).  Различаются:  органы 
государственной  власти (высшие  и  местные),  органы  государственного  управ-
ления (высший орган общей компетенции – правительство, местные – исполни-
тельные  комитеты  собраний  народных  представителей),  органы  суда  и  проку-
ратуры. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

К числу  высших  органов  государственной  власти  относятся: 

Всекитайское  собрание  народных  представителей  –  верховный  ор-
ган  государственной  власти,  его  Постоянный  комитет  и  Председа-
тельство республики (Председатель республики и его заместитель). 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Всекитайское собрание народных представителей избирается на 5 лет со-

браниями народных представителей провинций, автономных районов (наиболее