Файл: Римское право-пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 9504

Скачиваний: 132

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

1.2 Периодизация истории Древнего Рима

21

ся и командовал войсками. В руках консулов была практически неограниченная
власть. Истории известен один из редчайших случаев, когда вопреки правилам
консула избрали на эту должность дважды: это был Гай Фламиний (223 и 217 гг.
до н. э.).

Претура — второй по важности в Риме институт государственной власти, по-

явившийся в 366 г. до н. э.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Претура — это необходимый институт власти при решении су-
дебных дел (гражданских и уголовных).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Претор — это младший коллега консула.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Основная его задача — обеспечение внутренней безопасности страны и спо-

койствия ее граждан. Он мог издавать истолковывающее право эдикты и прибегать
к специальным правовым запретам, имел право замещать консула при его отсут-
ствии.

У народных трибунов были плебейские магистраты, (возникли в 494 г. до н. э.),

обязанные обеспечивать гражданское равенство и гражданские права плебеев; су-
ществовали помощники трибунов — эдилы (366 г. до н. э.; четыре патрицианских
и два плебейских), исполнявших роль полицейских в городе.

С «царских» времен в Древнем Риме существовало ополчение, позже сменив-

шееся наемной армией (I в. до н. э., при консуле Гае Марие, после его военной
реформы). Гай Марий окончательно завершил реформу римской армии. В отли-
чие от Сервия Туллия Гай Марий снизил размер имущественного ценза, допустил
к службе в армии неимущих, определил жалованье каждому воину и определил
16-летний срок службы независимо от войны или мира, по окончании службы
каждому солдату выделяли земельный участок. Армия при этом становится на-
емной. Наемники — обедневшие сородичи римлян (завоеванные или пришлые жи-
тели), лично свободные и находившиеся под патронатом патрициев, получали от
них жалованье, казенное вооружение, продовольствие, земли и несли различные
повинности. Порядок в такой армии держался на строгой дисциплине и жестком
порядке. Именно за счет наемников стало возможным образование регулярной
армии в Римской империи. Именно характер римской армии сделал возможным
и скорым захват большого количества прилегающих к Римской Республике тер-
риторий и привел к упадку Римской республики. Срок службы в армии в период
Империи был увеличен до 30 лет.

Несмотря на то, что республика (лат. «res publicae» — «общие дела») в Древ-

нем Риме была аристократической (власть принадлежала аристократам) и просу-
ществовала почти 500 лет, в ней было немало демократических институтов вла-
сти, а именно: Народное (куриатное) собрание, трибутные комиции, центуриат-
ные комиции. Такие факторы, как срочность, выборность, коллегиальность, подот-
четность, ограничивали возможность злоупотреблений со стороны власть имущих


background image

22

Лекция 1. История римского государства и права. Рецепция римского права

и некоторым образом способствовали сохранению демократичности республики.
При переходе к позднему республиканскому периоду необходимость в куриатных
собраниях исчерпала себя. Главная роль принадлежала центуриатным собраниям,
принимавшим решения в пользу аристократической и богатой прослойки римского
общества.

C конца II в. до н. э. республика вступила в период кризиса общественно-

политических отношений и многочисленных военных конфликтов (в т. ч. Союзни-
ческая война между Римом и его соседями). Увеличивалось число крупных поме-
стий и количества рабов, труд которых сильно обесценил крестьянский труд мест-
ных жителей. Крестьянство начало страдать от нехватки земель. В то же время
в Риме формируется сословие знати — сословие нобилей. Имущество таких зем-
левладельцев оценивалось в размере как минимум один миллион сестерций. Это
способствовало обострению отношений между крупными и мелкими землевла-
дельцами. И здесь на сцену выходят Братья Гракхи со своей идеей о земельной ре-
форме. Тиберий Гракх предложил закон, устанавливавший максимальный размер
земельного участка в частном владении — одна тысяча югеров на семью, а излиш-
ки земли отдавать безземельным. Но земли на всех не хватало. Сенат не дал денег
на реформы и упорно сопротивлялся их воплощению в жизнь. Но очень большими
усилиями Тиберию Гракху почти удалось воплотить свои реформы. Осуществить
до конца свои идеи ему помешали сенаторы, выдвинувшие против него обвинение
в преступлении и физически уничтожившие его. Гай Гракх, брат Тиберия Грак-
ха, продолжил его реформы. Но все его благие дела прервала трагическая смерть.
Дальнейшие события в политической жизни Рима свидетельствуют об ужесточе-
нии существующего режима. Реформа армии ставит точку в процессах демократи-
зации Римской республики.

В 82 г. до н. э. к власти приходит консул Сулла Луций Корнелий и устанав-

ливает бессрочную единоличную диктатуру. При Сулле была особенно усилена
роль сената и ограничена власть народного собрания. Сулла наделил сенат новы-
ми полномочиями — передал ему контроль над финансами и право цензуры. Со-
став сената он также увеличил с 300 до 600 членов из числа своих сторонников.
Особенный удар Сулла нанес по народным трибунам. Он ограничил их в поли-
тических правах. Все их предложения должны были предварительно обсуждаться
в сенате. Было решено, что человек, занявший должность народного трибуна, не
может дальше претендовать на более высокие государственные должности. Сулла
присвоил себе право издавать законы и произвольно распоряжаться имуществом
и жизнью граждан Рима. Первый этап кризиса республики соответствовал периоду
военной диктатуры Суллы. Произошло ужесточение власти, и началось беззаконие
в отношении римских граждан. Историки указывают на то, что все органы госу-
дарственного управления, появившиеся в республиканский период, были созданы
как органы управления городом, полисом. Органы государственного управления
того периода не были рассчитаны на управление такой державой, как Римская
империя, в которую со временем превратилось небольшое поселение на берегах
Тибра. Поэтому причинами падения республики историки называют следующие:
резкое социальное расслоение общества, падение нравов, злоупотребления, нали-
чие рабовладения и его влияние на процессы управления, несовершенство методов
управления и несоответствие их требованиям времени и масштабам, рост армий


background image

1.2 Периодизация истории Древнего Рима

23

и превращение полководцев в самостоятельный государственный институт. Довер-
шает падение республики восстание рабов под предводительством Спартака в 74 г.
до н. э.

После периода республики последовал период кризиса, который означал воен-

ные конфликты Рима, в т. ч. с соседями, бесконечные мятежи, захват провинций
наместниками, резкий упадок сельского хозяйства, ремесел и торговли. Это проис-
ходило потому, что рабский труд был экономически непродуктивен. Поэтому для
улучшения экономической обстановки в сельском хозяйстве в период принципата
для снижения издержек были предприняты попытки раздачи участков земли рабам
(пекулии) в обмен на половину урожая. Но эти попытки оказались неудачны, т. к.
согласно законам Древнего Рима раб не являлся гражданином и не мог совершать
полноценных сделок. Но со временем все было урегулировано к выгоде владельца
пекулия. Одновременно с этими процессами в Древнем Риме происходит превра-
щение свободных крестьян в арендаторов-издольщиков (колон). Колонат был уза-
коненным грабежом крестьянских хозяйств и соответствующим ростом крупных
землевладений. Начался процесс привязывания человека к земле с помощью арен-
ды, названной эмфитевтической (долгосрочной) (был узаконен в 332 г. н. э.). После
этого земельный участок переходил в наследство. Позже этот процесс происходил
в других государствах Европы и западных областях России. Этот процесс означал
смену социально-экономических отношений с рабовладельческих на феодальные
(феодализм).

После ухода Суллы на короткое время Риму возвратили республиканскую кон-

ституцию. Но ненадолго. После военных походов на Помпеи Гай Юлий Цезарь
вернулся в Рим и был провозглашен диктатором. После возвращения в 49 г. до
н. э. Цезарь был выбран консулом. Это был второй этап — диктатура Цезаря. Цезарь
взял в руки всю исполнительную и законодательную власть, ограничив полномо-
чия сената, провел через комиции два земельных закона, осуществив над сенатом
прямое насилие и отклонив вето народных трибунов. В результате реформ пре-
имущественное право населения общественных земель получили отцы семейств
с тремя и более детьми. Таковых набралось около двадцати тысяч. И минуя сенат,
Цезарь провел закон о снижении откупных сумм, который был наиболее выгоден
сословию всадников. Целью нового диктатора было также ограничение произвола
провинциальных управителей — наместников. Именно эти события привлекли зна-
чительную часть римского населения. На эти обстоятельства обратили внимание
провинциалы. Очень широкое распространение при Цезаре получило наделение
жителей провинций правами римского гражданина. В 212 г. н. э. при императо-
ре Каракалле права римских граждан были предоставлены жителям всех римских
провинций. Естественно, делалось это в политических целях. Но следует иметь
в виду, что Цезарь не разрывал своих связей с нобилитетом, т. к. сам являлся его
представителем.

В 46 г. до н. э., после разгрома своих противников (Помпеи), Цезарь возвра-

тился в Рим и провозгласил себя императором на десять лет; в 44 г. до н. э. он
стал диктатором пожизненно. Кроме этого, в руках Цезаря была сосредоточена
власть народных трибунов (с 48 г. до н. э.); цензорская (с 46 г. до н. э.); власть
жреца (великого понтифика). Цезарь имел статус императора, что было уже само
по себе явлением антиреспубликанским. При Юлии Цезаре в I в. до н. э. были


background image

24

Лекция 1. История римского государства и права. Рецепция римского права

заложены основы нового политического строя, сменившего республиканский и на-
званного приципатом в честь первого лица в государстве — римского императора —
принцепса.

После смерти Цезаря власть в Риме перешла к Октавиану Августу (27 г. до

н. э.–14 г н. э.), который уже закрепил за собой все властные полномочия и оконча-
тельно утвердил новая форма правления — принципат, после того, как сенат вручил
ему верховную власть, используя свое звание императора. Для Августа это озна-
чало, что он «первый гражданин государства», а согласно неписаной Конституции
Рима — занял пост императора. Власть императора была безграничной: согласно
«Закону о власти» Веспасиана, император имел право заключать договоры с кем
хочет, делать, что сочтет нужным «в интересах государственных, божественных
и человеческих, а также частных дел». Происходит формирование системы управ-
ления монархией, и все решения принимает совет («consilium») из сенаторов. В пе-
риод принципата все провинции условно делили на два класса: императорские
и сенаторские. В императорские провинции правителей назначал лично импера-
тор. В период принципата еще сохранялась видимость республиканской формы
правления и основных институтов республиканской власти. Собирались народные
собрания и сенат. Избираются консулы, преторы, трибуны. Но фактически власть
была в одних руках. Император обладал полномочиями диктатора, претора, консу-
ла, цензора, трибуна, верховного жреца. Император (принцепс) единолично руко-
водит страной и меняет роли в зависимости от обстоятельств. Все зависело лишь
от его воли.

В эпоху принципата сформировался класс нобилей — патрицианско-плебейская

знать, феодалов и всадников — торгово-финансовая знать и феодалы средней руки.
Увеличен срок службы в армии — до 30 лет.

После 30-летней службы в армии при выходе в отставку военные получали

земельный участок и жалованье (пенсию). Командный состав римской армии фор-
мировался из сенаторов и всадников. Усиливается финансовое ведомство, и произ-
водится огромное число различных сборов и налогов.

В III в. н. э. (284 г. н. э.) наступает период домината (лат. «dominus» — «госпо-

дин»), неограниченная монархия, единовластие. Это время правления Диоклети-
ана (284–305 гг.), при котором Рим окончательно превращается в монархическое
государство. Диоклетиан был сыном вольноотпущенного раба, сделавшего успеш-
ную военную карьеру. Доминат (Dominus Noster — Государь наш) — это абсолютная
и божественная власть императора. Диоклетиан разделяет верховную власть для
более эффективного управления империей между четырьмя соправителями: двое
с титулом августов, занимавшие первенствующее положение во власти и управля-
ющие Западной и Восточной частями империи; двое с титулом цезарей, находив-
шиеся при августах. Власть была узурпирована отдельными представителями раз-
богатевших плебеев; происходит территориальное разукрупнение провинций (120)
и затем одновременное их объединение в области (12), названно диоцезами; армия
выполняет несвойственные для нее функции; происходит также введение больших
прямых натуральных налогов; введение в обращение золотых монет. Все эти собы-
тия способствовали появлению эдикта 301 г., который устанавливал максимальный
уровень цен на продаваемые товары (администрирование ценовой политики со


background image

1.2 Периодизация истории Древнего Рима

25

стороны государства). Этот эдикт устанавливал максимальный уровень заработной
платы древних римлян. Диоклетиан расширил права крупных землевладельцев.

Сенат отстранен от процессов управления, упразднены институт трибуната,

понтифика и прокуратора. Появляется государственный совет при императоре, чле-
ны (министры) которого назначаются лично императором, усиливают позиции во-
енное и финансовое ведомства. Именно такая форма поздней империи послужила
образцом для подражания для государств периода средневековья. Многие обы-
чаи, титулы, ритуалы, церемонии ведут свое начало из эпохи поздней Римской
империи.

Количество округов увеличилось с сорока восьми до ста двадцати. Во време-

на домината существенно возросла роль префектов, имевшие статус и положение
вице-императоров в своих областях. Они располагали собственной администра-
цией, издавали собственные эдикты — распоряжения. После реформ Диоклетиана
Империя была разделена на четыре префектуры (12 диоцензов). Основа налогооб-
ложения — натуральные налоги и повинности.

Дело Диоклетиана продолжил император Константин, который больше изве-

стен как реформатор римской церкви (принятие христианства римской церковью).

Равноапостольный император Константин Великий был сыном Констанция

Хлора, правителя Западной Римской империи (Галлии и Британии), и святой рав-
ноапостольной Елены. Отец Константина не преследовал христиан, тогда как во
всех остальных частях великой империи они подвергались жестоким гонениям.
По желанию императора Диоклетиана он в юных годах (18-летним) был взят от
родителей в качестве заложника и жил при дворе в Никомидии. Когда Диокле-
тиан отказался от престола, Константин возвратился в Галлию и в 306 году (по-
сле смерти императора Констанция) был провозглашен императором. К принятию
христианства он был расположен своей матерью. Отец его, хотя был язычником,
но покровительствовал христианам, видя, что христиане — верные слуги и чест-
ные граждане. При дворе Диоклетиана в то время, когда он еще не преследовал
Церковь, были христиане на разных должностях, и Константин имел много слу-
чаев удостовериться в их честности и преданности долгу. Затем он видел ужа-
сы гонения и необыкновенную твердость исповедников Христовых, и это также
предрасположило его в их пользу. Впоследствии Константин сам признавался, что
пребывание при дворе Диоклетиана много содействовало его обращению в хри-
стианство: «Я отчуждался от бывших доселе правителей, — говорил он, — потому
что видел дикость их нравов».

Вот что пишут историки о будущем императоре Константине: «Константин

получил право называться Великим скорее в силу своих дел, чем того, каким он
был; и верно, что его интеллектуальные и моральные качества не были настолько
высоки, чтобы обеспечить ему этот титул. Его претензии на величие в основном
зиждятся на том, что он предвидел будущее, ожидающее христианство, и решился
извлечь из него пользу для своей империи, а также на достижениях, завершивших
труд, начатый Аврелианом и Диоклетианом, благодаря которым квазиконституци-
онная монархия, или принципат Августа, преобразовалась в голый абсолютизм,
иногда называемый доминатом. Нет причин сомневаться в искренности перехода
Константина в христианство, хотя мы не можем приписывать ему страстную на-
божность, коей наделяет его Евсевий, а также не можем принять за истинные те