Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
2.1. ВЗАМОДЕЙСТВИЕ СОТРУДНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПРОБЛЕМА КОММУНИКАЦИИ
2.2. ПРОЦЕСС КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ: СОВРЕМЕННЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ МЕССЕНДЖЕРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Коммуникативная стратегия – относительно новый термин в теории менеджмента.
Собственно термин стратегия заимствован из военной сферы и, по сути, представляет собой выбор не какого-то одного пути к победе (достижению цели), а создание таких условий, чтобы все пути вели к ней.
В самой общей форме стратегия выступает как последовательность шагов (итераций), для каждого звена которой характерно следующее.
Во-первых, наличие стратегической проблемы (ситуации), ее анализ и постановка применительно к ней определенной цели.
Во-вторых, конструирование (последовательное построение конструкции) как способ и конструкция как средство преобразования ситуации.
В качестве третьей наиболее общей черты стратегии нетрудно заметить наличие или определение «по ходу» априорных положений, в соответствии с которыми осуществляется изменение ситуации.
Одним словом, разного рода постулаты, аксиомы, нормы, правила и принципы в составе «априорных положений» априорны функционально (по своей функции в структуре стратегии); они берутся как внеситуативные, не подлежащие проблематизации в рамках данной стратегии знания и установки.
Цель: провести анализ проблем коммуникаций в организациях
Задачи:
- Рассмотреть характеристику коммуникаций в организациях
- Выявить проблемы коммуникаций в организациях
Объектом исследования является коммуникаций в организациях
Предметом исследования является особенности коммуникаций в организациях
Структура данной работы включает в себя: введение, двух глав, заключение и список использованной литературы.
Во введении рассмотрены: актуальность темы, определяются предмет, объект, цели и задачи.
В первой главе будут рассмотрены характеристика коммуникаций в организациях
Во второй главе показаны проблемы коммуникаций в организациях
В заключении проведены итоги.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
Деятельность любой организации невозможна без обмена информацией между еѐ структурными элементами, между организацией и внешней средой.
Для современных организаций – как коммерческой, так и некоммерческих – важен обмен данными внутри неѐ (во внутренней среде), выраженный во внутренних коммуникациях, а также с поставщиками, клиентами, конкурентами, органами государственной и муниципальной власти (с микросредой организации). [1]
Необходимость анализа и оценки эффективности как внешних, так и внутренних коммуникаций состоит в потребности организации рационализировать управление, снизить издержки и финансовые потери, вызванные искажением, недостатком или сложностью информации, повысить имиджевые показатели фирмы на рынке товаров и услуг, завоевать потенциального потребителя и удержать реального.
Однако перед современным отечественным менеджментом стоит проблема трактовки понятия «организационные коммуникации», когда коммуникации рассматриваются и как процесс, и как обмен, и как управление (идеями, информацией и сообщениями), и под целями этих коммуникаций понимается, с одной стороны, достижение определенных результатов и целей (организации в целом и отдельных процессов еѐ деятельности), а с другой – более конкретные цели в виде изменения поведения объектов коммуникации и обеспечения взаимопонимания субъекта и объекта.
В связи с различными подходами к определению значения термина «организационные коммуникации» и разнообразием их проявления на данный момент не существует единой системы оценки их эффективности, поэтому нашей задачей было исследование отечественных работ, посвященных данному вопросу, и составление разрозненных методов оценки коммуникаций в единую систему с выявлением основных критериев.
Коммуникация в западных странах актуализация термина коммуникация (от лат. communicatio – сообщение, передача) происходит в середине 20 века и связана, прежде всего, с именем Н. Винера, появлением кибернетики и информатики, исследованием сложных систем управления и коммуникативных моделей с обратной связью.
Этот термин позднее был принят и отечественными учёными. «Определений у коммуникации приблизительно столько же, сколько и авторов работ о ней». Отметим только, что, лингвистический анализ русского термина общение (взаимодействие), свидетельствует о том, что он по своему семантическому полю он гораздо шире английского термина communication (передача, обмен). [2]
В англо-саксонской языковой картине мира существует два термина, объём понятий которых, включает русский термин общение: communication – процесс передачи вербальных и невербальных сообщений и intercourse – взаимодействие любого рода.
В нашем исследовании термин коммуникация будет использоваться как «процесс обмена информацией между её носителями через систему знаков и поступков».
Коммуникацию, в отличие от общения, можно измерить, оценить, построить\смоделировать, следовательно, коммуникацией можно управлять. В современном информационном обществе в основе структуры управления организации лежат коммуникативные модели. Корректируя коммуникацию, мы корректируем всю систему управления организации в целом.
В наиболее упрощённом виде, коммуникации в организации представляют собой информационные взаимодействия, в которые люди вступают при выполнении своих функциональных обязанностей или должностных инструкций. [3]
Следует помнить, что организации по сути своей гетерогенны. Они дифференцируются по целям, задачам, миссии, ценностям, т. е. всему тому, что определяет стратегию развития компании. [4]
Коммуникация или точнее коммуникативная стратегия является частью общей стратегии развития организации, фундаментальным элементом её организационной культуры.
В широком смысле термин коммуникативная стратегия охватывает всю сферу построения общения в организации, когда ставится целью достижение некоторых долговременных результатов или иначе пошаговое планирование действий и ресурсов для каждого шага общей стратегии с целью установления требуемого уровня коммуникации. В.Б. Кашкин определяет коммуникативную стратегию как часть коммуникативного поведения или коммуникативного взаимодействия, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуникативной цели.
Более узкая трактовка термина предложена Е. В. Клюевым: коммуникативная стратегия – это “стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт».
В нашем понимании, коммуникативная стратегия организации – это программа реализации всего спектра вербальных и невербальных средств компании, разработанная на основе исследования и анализа тенденций развития, возможностей достижения целей, ресурсов и потенциала организации. [5]
Коммуникативная стратегия является важной частью общей стратегии развития компании, составляя при этом фундамент организационной культуры. Элементами стратегии являются цели, модели речевого поведения, индивидуальные особенности, мировоззренческие ориентиры, ценности компании.
В быстроменяющейся внешней среде организация не может эффективно функционировать без «генерального плана» «внутреннего» и «внешнего» поведения - без коммуникативных стратегий, ориентирующихся на достижение поставленных целей и задач.
Этапы построения коммуникативной стратегии в организации включают в себя все вышеперечисленные атрибуты стратегии: наличие проблемной ситуации, конструирование и априорные положения.
Проблемная ситуация в организации – это текущее положение дел компании, которое необходимо предельно чётко определить, используя следующие инструменты.
Прежде всего, это PEST анализ, с помощью которого анализируют социальные (S – social), технологические (Т – technological), экономические (Е – economic), политические (Р – political) факторы внешней среды организации.
Далее, применяется SWOT анализ, один из самых распространенных методов, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании. Это анализ сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды. «S» и «W» относятся к состоянию компании, а «O» и «T» к внешнему окружению организации. [6]
И наконец, проводится анализ конкурентов, с целью выявления их сильных и слабых мест. Анализ ситуации в стратегиальном мышлении – это, прежде всего, анализ возможностей. [7]
Коммуникативная стратегия нужна не для «массовых» ситуаций, где можно обойтись стереотипами и алгоритмами, – но для проблемных глобальных ситуаций.
При составлении и реализации коммуникативной стратегии необходимо постоянно рефлектировать ценности организации, представлять себе цель (целевую ситуацию и целевую аудиторию), и ту дистанцию, которая отделяет текущую ситуацию от конечной, целевой, и раз за разом решать задачу согласования ценностей, целей и средств.
Коммуникативная стратегия организации - всегда стратегия-в-ситуации. Она тем эффективнее, чем лучше учитывает индивидуальные особенности ситуации – для чего и требуется именно анализ ситуации, а не просто ее оценка, – а потому стратегия не может быть просто репродуцирована, повторена, даже если и поставить такую задачу, но всегда требует поиска, творческой доработки, импровизации. Конструирование соответствует определению моделей и приёмов, с помощью которых будут решены краткосрочные и долгосрочные задачи организации. [8]
После принятия решения об использовании, скажем, определённых средств осуществления коммуникации – электронные бюллетени, семинары, веб-сайты, конференции, пресс-релизы ситуация меняется; соответствующему преобразованию подвергается и первоначальная цель. Заметим, что хотя и ситуации и цели трансформируются на каждом шаге, но эти изменения связаны определенной преемственностью смысла, лежат в известных рамках.
Априорные положения применительно к организации, это объективно существующая структура компании, внутриорганизационная целевая аудитория (сотрудники компании) и внешняя целевая аудитория (заказчики, поставщики, инвесторы и т.п.). [9]
Классификация коммуникативных стратегий, как и любая другая классификация, базируется на том, какой отличительный признак берётся за основу. В научной и методической литературе приведены классификации коммуникативных стратегий, в основе которых лежат либо целевые установки, либо мировоззренческие ценности (этические принципы).
Коммуникативные стратегии сотрудничества и конфронтации активно используются при взаимодействии с внешней средой, а также во внутренней среде организации. Стратегия сотрудничества (во внутренней среде организации), прежде всего, нацелена на достижение полной и достоверной информированности сотрудника о сути происходящего в компании, о его непосредственной роли в достижении целей компании.
Прозрачность и открытость целей компании для сотрудников обеспечивает высокий уровень доверия и мотивации. Вертикальные коммуникации (сверху - вниз) носят не распорядительный, приказной, назидательный характер. Напротив, они способствуют тому, чтобы сотрудник стал сопричастным деятельности компании. [10]
Так, стратегия сотрудничества использует тактику убеждения. – «Мы делаем одно дело. У нас общая задача». В свою очередь, это обеспечит адекватную обратную связь, т.е. вертикальные коммуникативные потоки (снизу- вверх), будут более объективными, и достоверными, так как уровень взаимного доверия будет достаточно высок. [11]
В основе коммуникативных стратегий конфронтации лежит авторитарная модель, желание инициатора общения доминировать, подчинять себе сотрудников, создавать чёткую иерархию в организации.
Закономерно, что тот или иной вид организационной культуры порождает свой тип общения, свою коммуникативную стратегию. Согласно классификации проф. Ч. Ханди, выделяют 4 типа организационных культур: клубную, ролевую, рабочую и экзистенциональную.
В компаниях с клубной организационной культурой вся власть и все коммуникативные потоки сосредоточены в руках одного лица. Налаживание эффективных горизонтальных коммуникаций – нецелесообразно. Вертикальные коммуникации - однонаправлены («сверху-вниз»). [12]
Управленческие решения принимаются единолично руководителем, он самый проинформированный человек в компании. Для организационной культуры клубного типа характерна закрытая коммуникативная стратегия, когда цели организации невнятно озвучены сотрудникам, принцип «обратной связи» не реализуется, коммуникация, в принципе, плохо налажена.