Файл: Содержание и значение института лицензирования для теории и практики предпринимательского права.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения об институте лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
1.2. Содержание и значение института лицензирования для теории и практики предпринимательского права
2. Правовое регулирование лицензирования предпринимательского права в Российской Федерации
2.1. Международные и национальные нормы в регулировании лицензирования предпринимательского права
В рамках ТС базовые положения лицензирования экономической деятельности определены Соглашением о торговле услугами и инвестициях в государствах - участниках Единого экономического пространства (Москва, 9 декабря 2010 г.) (далее - Соглашение), которое применяется к любым мерам сторон, затрагивающим деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.[14]
Согласно п. 1 ст. 3 Соглашения каждая сторона предоставляет лицам любой другой стороны в отношении деятельности режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый при аналогичных обстоятельствах своим собственным лицам на своей территории (т.е. национальный режим), с учетом ограничений, предусмотренных индивидуальным национальным перечнем для каждой из сторон в приложении IV к данному Соглашению. Указанным приложением определен Перечень сохраняемых сторонами ограничений в отношении деятельности субъектов. Каждая из сторон - РФ, Республика Беларусь (далее - РБ), Республика Казахстан (далее - РК) - предусмотрела в своем Перечне тождественное ограничение, согласно которому деятельность, на ведение которой требуется лицензия, может осуществляться только юридическими лицами соответственно РФ, РБ, РК или индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в установленном порядке в РФ, РБ, РК. Виды деятельности, подлежащей лицензированию, определяются в соответствии с законодательством стороны.
Специальные правила предусмотрены в отношении лицензирования отдельных видов деятельности (по оказанию финансовых услуг, частной охранной и др.). Например, согласно п. 18 Перечня ограничений РБ лицензия на осуществление деятельности в сфере финансовых услуг в РБ выдается юридическим лицам РБ, созданным в организационно-правовой форме, установленной законодательством РБ.
Статья 15 Соглашения устанавливает условия лицензирования, которые стороны обязаны соблюдать в случае применения лицензионного режима осуществления деятельности. Как представляется, правила данной статьи следует отразить в национальном законодательстве.
Согласно п. iii ст. 15 Соглашения все лицензионные процедуры и требования должны быть установлены в нормативных правовых актах, и любой нормативный правовой акт, устанавливающий или применяющий лицензионные процедуры или требования, должен публиковался до даты его вступления в силу.[15]
Правовая основа лицензирования экономической деятельности сложилась во всех государствах - членах ТС. В России действует Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании РФ). Лицензионные требования в РФ устанавливаются Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, что согласно позиции Конституционного Суда РФ не создает правовую основу для ограничения прав и свобод граждан и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав.
По российскому законодательству лицензированию подлежат виды деятельности, указанные в ст. 1 и 12 Закона о лицензировании РФ, введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в данный Закон. Исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности установлен также Законом о лицензировании РК, Положением о лицензировании РБ.
В РФ Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ если федеральным законом разрешено заниматься предпринимательской деятельностью только при наличии специального разрешения (лицензии), но порядок и условия не были установлены, а лицо стало осуществлять такую деятельность в отсутствие специального разрешения (лицензии), то действия этого лица, сопряженные с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере, либо с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству, следует квалифицировать как осуществление незаконной предпринимательской деятельности без специального разрешения.[16]
2.2. Повышение эффективности института лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
В ноябре 2011 года вступил в силу Федеральный закон № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании). Принятие данного законодательного акта было обусловлено сложившейся необходимостью создания концептуально нового порядка осуществления лицензирования отдельных видов деятельности.
Одно из ключевых и наиболее значимых для практической деятельности хозяйствующих субъектов изменений законодательства коснулось перечня лицензируемых видов деятельности, который был существенно сокращен. Следует сказать, что работа в данном направлении ведется Правительством Российской Федерации с 1998 года, когда под лицензирование подпадало более 1000 видов деятельности. К 2010 году перечень лицензируемых видов деятельности был сокращен до 272 видов, к 2011 году - до 82. В первичной редакции Закона о лицензировании данный перечень включал всего 49 видов деятельности. Но, несмотря на декларируемый курс Правительства Российской Федерации по сокращению лицензируемых видов деятельности, уже в июле 2012 года был принят Федеральный закон № 133-ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты, дополнивший указанный перечень деятельностью, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения.
Таким образом, в настоящее время Закон о лицензировании закрепляет 50 видов деятельности, на которые требуется получение соответствующих лицензий.[17]
Нововведения затронули также сроки и порядок действия лицензии. Действие лицензии стало бессрочным. Лицензиаты получили право осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации.
Законодательные новеллы затронули также полномочия Правительства Российской Федерации и лицензирующих органов, которые были существенно расширены.
Кроме перечисленного, законодатель предусмотрел переход к электронной форме осуществления лицензирования отдельных видов деятельности. Так, начиная с 1 июля 2012 года заявления и документы, необходимые для получения лицензии, соискатель лицензии (лицензиат) может отправить и получить в электронной форме. На наш взгляд, данное новшество особенно значимо для соискателей лицензии (лицензиатов), находящихся на удаленных от лицензирующих органов территориях, и значительно способствует уменьшению временных и финансовых издержек на лицензирование.
Рассмотрев произошедшие изменения в области лицензирования отдельных видов деятельности, считаем необходимым остановиться на оценке их результатов. В декабре 2012 года на заседании рабочей группы по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по административной реформе общественным организациям и Торгово-промышленной палате Российской Федерации (ТПП РФ) было предложено провести опрос своих членов на предмет достижения ожидаемых результатов реформы лицензирования.
Опрос членских организаций ТПП РФ показал, что изменения, предусмотренные Законом 2011 года, оценили положительно только 30% анкетируемых организаций. 20% респондентов считают, что изменения лицензионного законодательства не достигли поставленной цели и оценили реформу лицензирования негативно. Половина опрашиваемых организаций затруднились дать какую-либо оценку изменений.
Основной проблемой, с которой сталкиваются соискатели лицензии и лицензиаты, названа необходимость представления в лицензирующий орган избыточного числа документов.[18]
Таким образом, можно уверенно констатировать, что в сфере лицензирования по-прежнему существует множество серьезных проблем, требующих законодательного урегулирования.
И надо сказать, что данные проблемы не остались незамеченными. На федеральном уровне активно прорабатываются вопросы совершенствования законодательства в области осуществления лицензирования отдельных видов деятельности.
В настоящее время в Государственной Думе находится ряд проектов федеральных законов, направленных на регулирование порядка лицензирования отдельных видов деятельности.
Коснемся некоторых из них, представляющих, на наш взгляд, особый интерес и значимость для предпринимательского сообщества.
По данным А.В. Богданова в апреле 2013 года Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу проект Федерального закона № 254695-6 «О внесении изменений и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности».
Указанным законопроектом вносятся изменения в тридцать законодательных актов, в том числе в законы о частной детективной и охранной деятельности, об экологической экспертизе, об оружии, о наркотических средствах и психотропных веществах, об объектах культурного наследия, о полиции, об обращении лекарственных средств, об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации и др.[19]
Предлагаемые изменения направлены на устранение несогласованности положений отдельных законодательных актов, регламентирующих вопросы лицензирования: в частности, исключается обязанность нотариуса иметь лицензию на осуществление нотариальной деятельности, корректируются полномочия полиции по лицензированию деятельности по хранению, экспонированию и (или) коллекционированию оружия, его основных частей и патронов. Одновременно проектом предусмотрено повышение ответственности за нарушение лицензионных требований: повышение размеров административных штрафов, введение наказания в виде дисквалификации должностных лиц, допустивших такие правонарушения.
Рассмотрение проекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2013 года. Представляется, что реализация законопроекта в случае его принятия в качестве закона позволит устранить отдельные правовые пробелы, что в свою очередь благотворно скажется на осуществлении лицензирования.
Помимо этого, на рассмотрении в Государственной Думе находится не менее важный депутатский законопроект № 199948-6 «О внесении изменений в статьи 14.1 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Проект направлен на усиление административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии и возможность конфискации товаров, продажа которых осуществлялась без соответствующего разрешения.
По нашему мнению, предлагаемое увеличение штрафных санкций за осуществление деятельности без соответствующей лицензии будет способствовать сокращению нарушений при осуществлении предпринимательской деятельности и в целом положительно скажется на укреплении общественного порядка.[20]
Другой проект Федерального закона № 276565-6 «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона – Об оружии"», находящийся на стадии предварительного рассмотрения в верхней палате парламента, предусматривает внесение изменения в части запрета выдачи лицензии на приобретение оружия гражданам, повторно привлеченным к административной ответственности за совершение административных правонарушений, связанных с управлением транспортным средством в состоянии опьянения, невыполнением требований о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также с невыполнением требований о запрещении употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия. Данный проект, на наш взгляд, также заслуживает поддержки, так как по своей сути является превентивной мерой совершения преступлений с применением оружия со стороны лиц, прежде совершивших указанные правонарушения.
Вместе с тем необходимо сказать, что в Государственной Думе на рассмотрении находятся и весьма спорные проекты, затрагивающие сферу лицензирования. К примеру, внесенный Правительством Российской Федерации 26 июля 2011 года проект Федерального закона № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон - Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами» вызвал весьма бурные дискуссии и массу негативных откликов представителей бизнес-структур.[21]
Следует подчеркнуть, что проект был принят в первом чтении уже в ноябре 2011 года и сам по себе не порождал каких-либо противоречий. Неодобрение и отрицательная оценка хозяйствующих субъектов были вызваны подготовленными ко второму чтению поправками Правительства Российской Федерации (письмо от 15 декабря 2012 г. № 6903п-П9), кардинально меняющими концепцию законопроекта. Поправки предусматривали, в частности, такие меры как: обязательное членство в саморегулируемых организациях как условие для обращения с отходами, в том числе от собственного производства; отмена лицензирования деятельности по обезвреживанию и размещению отходов І-ІУ класса опасности с передачей саморегулируемым организациям права устанавливать правила и стандарты, регулировать и контролировать обращение с такими отходами.