Файл: «Основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях.( Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время, каждый, кто занят предпринимательской и хозяйственной деятельностью, должен знать необходимые ему основы права. Деятельность организации в хозяйственном обороте невозможна без соблюдения многочисленных норм и правил.

В современных условиях именно от знаний бухгалтера во многом зависит функционирование и благосостояние любой организации. Благосостояние самого бухгалтера также напрямую зависит от багажа знаний, которыми он располагает.

Для того чтобы продолжать нормальную работу, бухгалтер обязан владеть правовой терминологией, знать, как применяются и действуют нормативные акты, кто может быть субъектом хозяйственных отношений, как совершаются сделки и заключаются договоры, что такое имущество и интеллектуальная собственность, как регулируются трудовые отношения в организации и многое другое.

Бухгалтерский (финансовый) учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:

  • звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
  • специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.

Бухгалтерский (финансовый) учет как система регистрации, контроля и анализа хозяйственной деятельности людей зародился много тысячелетий тому назад. Он развивался и совершенствовался одновременно с развитием человеческого общества. Понятия и принципы бухгалтерского учета отбирались, шлифовались и дополнялись все новыми и новыми поколениями. Все страны, эпохи, общества и государства внесли свой вклад в эту научно-практическую деятельность людей. И Россия не оставалась в стороне от этой деятельности.

Любое коммерческое предприятие функционирует в двух состояниях: как замкнутая внутренняя система и как элемент общей экономической системы государства.

В этом смысле можно говорить о внутренней и внешней среде предпринимательства. Рассмотрим внешнюю предпринимательскую среду. Она характеризуется следующими элементами, существенно влияющими на деятельность предприятия:

  • экономическое состояние и обстановка в обществе;
  • политическая ситуация;
  • правовая система государства;
  • социально-культурная среда;
  • технологическая сфера;
  • физическая и географическая среда;
  • партнерская финансово-техническая сфера.

Правовая система государства теснейшим образом связана с двумя вышеназванными сферами воздействия на предприятие. Наличие развитой правовой основы коммерческой деятельности в совокупности с отработанным налоговым законодательством во многом способствуют динамичной и прибыльной работе коммерческих фирм и общему экономическому подъему государства. Именно поэтому я считаю данную тему курсовой работы актуальной.

Предметом исследования в данной работе является система нормативного регулирования такого объекта, как бухгалтерский (финансовый) учет.

Цель написания данной работы состоит в раскрытии содержания нормативного регулирования бухгалтерского учета в России и в приведении правовой системы отечественного бухгалтерского учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Для достижения данной цели поставлены задачи, такие как:

• определение основных аспектов нормативного регулирования бухгалтерского (финансового) учета России.

• изучение теоретических предпосылок совершенствования нормативного регулирования бухгалтерского учета.

• предложения возможных альтернатив нормативного регулирования бухгалтерского (финансового) учета в Российской Федерации.

В настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.

Введены в действие нормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов бухгалтерского (финансового) учета и отчетности.

В профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. В последнее десятилетие значительно укрепилась связь национального бухгалтерского учета и международных стандартов финансовой отчетности. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) все активнее интегрируются в существующую систему бухгалтерского учета и отчетности, повышая прозрачность деятельности организаций и изменяя национальные стандарты (см.приложение 4).

Общее методологическое руководство осуществляется правительством Российской Федерации.

Кроме того, существуют органы, которым федеральным законом предоставлено право разрабатывать и утверждать определенные документы.

Также данный вопрос прорабатывался коллективом авторов и специалистов в области бухгалтерского учета, среди которых: Бакаев А.С., Кондраков Н.П., Борисов А.Н., Стуков Л.С., Терехова В.А., Лысенко Д.В. и другие, мнения которых приведены в моей курсовой работе.


Для выполнения курсовой работы были изучены и использованы следующие источники информации: Конституция Российской Федерации, кодексы Российской Федерации, Федеральные законы, Приказы Минфина России, Положения по бухгалтерскому учету и так далее, были использованы материалы экономических Интернет – форумов, статистика.

Для реализации поставленных в данной работе задач были использованы следующие методы: монографический, статистический, аналитический (анализ документов).

Моя курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и восьми приложений.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее можно использовать не только с теоретической но и практической стороны, как студентами ВУЗа, так и предпринимателями.

Глава 1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации

В законодательстве Российской Федерации в связи с осуществлением мероприятий по переходу на рыночные условия хозяйствования произошли изменения в функциях управления органов исполнительной власти различных уровней, степени их влияния на происходящие процессы. Важную роль в этой деятельности играет бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет впитал в себя лучшие традиции и правила зарубежной практики ведения учета, сохраняя в целом национальную систему организации бухгалтерского учета. Переход на рыночные условия экономики потребовал разработки новой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в организациях, а также определения роли государственных органов в ее создании.

В Российской Федерации ведется постоянная работа по совершенствованию системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Данная система регулирования бухгалтерского учета в нашей стране состоит из документов четырех уровней (см.приложение 1).

Первую группу документов составляют законодательные акты Российской Федерации, прямо или косвенно регулирующие постановку бухгалтерского учета в организациях. Сюда относятся:

  • Конституция Российской Федерации;
  • кодексы Российской Федерации (гражданский, административный, трудовой, бюджетный, земельный, налоговый);
  • Федеральные законы;
  • указы Президента;
  • постановления Правительства.

Особое место в этом уровне системы занимает Федеральный закон № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"[1]. Целью данного закона является установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета в России. Сюда же можно отнести Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»[2] и иные федеральные законы, прямо или косвенно регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. 

Очень важным документом первого уровня системы также является Гражданский кодекс Российской Федерации. В его первой части законодательно закреплены многие вопросы учетной работы. Среди них: наличие самостоятельного баланса как необходимый признак юридического лица; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета; обязательные случаи аудиторского заключения; понятие чистых активов, дочерних и зависимых обществ (предприятий); порядок реорганизации и ликвидации различных видов юридического лица. [3]

К этой же группе документов можно отнести Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"[4], Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".[5]

В настоящее время разработан Налоговый кодекс Российской Федерации, в котором установлены особые правила организации налогового учета, принципы которого резко отличаются от традиционных принципов бухгалтерского учета. [6]

Второй уровень системы нормативного регулирования в Российской Федерации составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (см.приложение 2). В частности, к этому нормативному уровню регулирования бухгалтерского учета относятся:

  • Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
  • Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ с №1 по №24);
  • Положения о формах бухгалтерской отчетности организаций.

В этих документах обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.

Такое раскрытие осуществляется в документах третьего уровня - методических положениях, указаниях по ведению бухгалтерского учета, в том числе в инструкциях, рекомендациях и т. п. (см.приложение 6). К нормативным документам по бухгалтерскому учету третьего уровня относятся методические указания и рекомендации, иные документы инструктивного или рекомендательного характера, отвечающие на практические вопросы бухгалтерского учета и не вошедшие в предыдущий уровень. 


В частности, к этой группе документов относятся:

  • Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России;
  • методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию;
  • методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации;
  • Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению;
  • методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в строительстве, сельском хозяйстве, науке и проектно-изыскательских работах, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
  • Указания по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества;
  • Указания по отражению в бухгалтерском учете организации операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом;
  • Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и методические рекомендации по их применению;
  • методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ;
  • методические указания по бухгалтерскому учету основных средств;
  • инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности;
  • другие методические положения, отличные от стандартов.

Одним из важнейших документов этого уровня является План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению[7] (см. приложение 3). К ним также можно причислить многочисленные указания Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, возникающим впервые в хозяйственной деятельности организаций (договор о совместной деятельности, векселя и казначейские обязательства); а также методические указания по бухгалтерскому учету[8], которые разрабатываются применительно к важнейшим отраслям народного хозяйства и видам деятельности (промышленность, капитальное строительство, наука, торговля, туризм, сельское хозяйство, бытовые услуги, финансовый рынок и др.).

На этом же уровне можно упомянуть письма Минфина, которые хотя и не являются нормативными правовыми актами и применяются хозяйствующими субъектами (организациями и предприятиями) добровольно, тем не менее они могут помочь бухгалтеру в решении того или иного практического учетного вопроса.