Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
Иная цель установления письменной формы для определенного круга сделок является защита участников сделки от необдуманных, скоропалительных волеизъявлений.
Одной из главных функций письменной формы сделки является доказательственная.
При составлении письменного документа воля сторон находит свое объективное выражение и одновременно получает закрепление на продолжительный промежуток времени.
Именно нотариус обязан разъяснить участникам сделки значение и последствия совершаемого ими волеизъявления, убедится в том, что им ясны все условия сделки.
В особенности важно это для юридически менее грамотного участника, т.к. участие независимого и беспристрастного лица позволяет избежать злоупотреблений со стороны более грамотного участника сделки.
Для нотариальной формы сделки консультативная функция имеет наиболее существенное значение, но она выполняет и иные, указанные выше функции: обеспечивает ясность совершаемого договора и четкость формулирования его содержания, защищает стороны от совершения необдуманных, поспешных сделок, выполняет доказательственную функцию, однако определяющей для данной формы является именно консультативная функция. [6]
В соответствии с п. 1 ст. 159 ГК РФ простая письменная форма сделки может быть установлена законом или соглашением сторон. Иные сделки, для которых письменное оформление не предусмотрено, могут совершаться устно. Таким образом, в указанной статье закрепляется принцип свободы формы сделок.
Этот принцип закреплен и п. 1 ст. 434 ГК РФ в отношении договоров. Данные статьи ГК РФ не только провозглашают свободу формы сделки, но и определяют, каким образом она может быть ограничена: по закону или по соглашению сторон. [6]
Выводы ко второй главе
Итак, сделки можно изучать лишь при условии их классификации. В отсутствии этого почти нереально отыскать подходящий нормативный акт и правильно использовать его к данной сделке при ее заключении, исполнении и рассмотрении возможных споров.
Сделки разделяются на виды по различным классификационным основаниям, поэтому одна и та же сделка включается одновременно в разные виды. Классификация сделок на виды выполняется по разным признакам.
Какую-либо единую классификацию, охватывающую все возможные виды сделок, выделить сложно, так как в основу деления сделок на виды положены разные классификационные основания.
В связи с этим при характеристике сделок как правило указывается видовая принадлежность той или иной сделки одновременно по нескольким группам. Кроме того в соответствии с гражданским законодательством РФ сделки совершаются в устной или письменной форме (простой или нотариальной).
Также устная форма широко распространена в отношении сделок, заключаемых между гражданами, т.е. в бытовых операциях.
А под письменной формой сделки подразумевается составление документа, выражающего ее содержание и подписанного лицами, совершающими сделку или ими уполномоченными.
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации субъектам, заключающим сделку, предоставлена свобода выбора между устной и письменной формами.
Условия действительности и недействительность сделок
Условия действительности сделки
Сделки представляют собой единство четырех элементов.
Это:
- субъекты;
- субъективная сторона;
- форма;
- содержание.
Для действительных сделок необходимо, чтобы все их элементы не имели порока.
Главным образом, осуществлять сделки могут только дееспособные граждане (субъекты). Лица, обладающие неполной или ограниченной дееспособностью, имеют право без помощи других осуществлять только те сделки, которые непосредственно допустимы законом.
Юридические лица, владеющие общей правоспособностью, могут совершать любые сделки, не запрещенные законом, а обладающие специальной правоспособностью, - только те сделки, которые соответствуют целям их деятельности.
Отдельные виды сделок могут совершаться непосредственно юридическими лицами при наличии специального разрешения (лицензии).
Субъективную сторону сделки составляют воля и волеизъявление сторон. Воля и волеизъявление в сделке обязаны соответствовать.
Итак, действительность сделки означает признание за ней качеств юридического факта, порождающего тот правовой результат, к которому стремились субъекты сделки. Действительность сделки определяется законодательством с помощью последующей системы условий:
- законность содержания;
- способность физических и юридических лиц, совершающих ее, к участию в сделке;
- соответствие воли и волеизъявления;
- соблюдение формы сделки.
Таким образом , законность содержания сделки означает ее соответствие условиям законодательства. В случаях коллизии между нормами, содержащимися в правовых актах, законность содержания сделок должна определяться с учетом иерархической подчиненности правовых актов, установленной ст. 3 ГК РФ. Законность содержания сделки подразумевает ее соответствие не только нормам гражданского права, но и его принципам. [3]
Недействительность сделки означает, что действие, совершенное в виде сделки, не обладает качествами юридического факта, способного породить те гражданско-правовые последствия, наступления которых желали субъекты. Недействительные сделки делятся на ничтожные и оспоримые.
Стоит отметить, что сделка считается недействительной по основаниям, установленным законом и иными правовыми актами, в силу признания таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) (п. 1 ст. 166 ГК).
Недействительными являются сделки, не соответствующие требованиям закона и иных нормативных правовых актов, а также сделки, имеющие порок в каком-либо одном или нескольких своих элементах. Несоответствие сделок требованиям закона и иных нормативных правовых актов – это общее основание недействительности сделок.
Недействительные сделки могут быть сгруппированы в зависимости от того, какой из элементов сделки оказался дефектным. В соответствии с этим можно выделить сделки с:
- пороком субъективного состава;
- пороком воли;
- пороком формы;
- пороком содержания.
Сделки с пороком субъективного состава
возможно подразделить в 2 категории:
- связанные с недееспособностью граждан;
- связанные с нарушением специальной правоспособности юридического лица либо статуса его органов.
Сделки с пороком воли также
возможно подразделить в 2 категории: совершенные без внутренней воли на совершение сделки; в которых внутренняя воля на совершение сделки оформилась неправильно.
Следовательно, сделки с пороком формы предполагают нарушение только письменной формы. При этом нарушение простой письменной формы влечет недействительность (ничтожность) сделок только в случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон.
В остальных случаях сделка продолжает сохранять свою действительность, однако в случае спора стороны не вправе ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания.
Несоблюдение нотариальной формы сделки, а также требования о ее государственной регистрации во всех случаях влечет ничтожность (недействительность) сделки.
Сделки с пороком содержания являются недействительными в силу того, что условия, на которых они совершаются, не согласуются с положениями гражданско-правовых законов и иных нормативных правовых актов. [3]
Признание сделки недействительной
Необходимо отметить, что в научной литературе высказываются иногда противоположные суждения. Так, в частности, А.А. Павлов по этому поводу отмечает, что негативные последствия, вызванные нарушением преимущественного права, могут устраняться как требованием о переводе прав и обязанностей по договору с третьим лицом на обладателя преимущественного права, так и признанием совершенной сделки недействительной.
Той же точки зрения придерживается, например, Ю. Андреев, отмечающий, что в случае нарушения преимущественного права на приобретение дополнительных акций или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, заинтересованный акционер вправе потребовать через суд признания сделки недействительной.
Безусловно в отдельных случаях и судебная практика дает нам примеры отступления от того ставшего общим правила, согласно которому нарушение преимущественного права не влечет за собой недействительности сделки.
Обозначенные различия с позиций защиты преимущественного права лучше всего можно проследить на примере реализации прав участника общей долевой собственности, в рамках которой ст. 250 ГК РФ установлено преимущественное право покупки. Так, в силу п. 1 ст. 246 ГК РФ, распоряжение имуществом, находящимся в общей долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников (сособственников).
Однако при этом ссылки на возможность обращения в суд в случае не достижения согласия в отличии, например, от п. 1 ст. 247 ГК РФ («Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности») указанная норма не содержит, и, значит, несогласие хотя бы одного из сособственников полностью парализует возможность непосредственного распоряжения таким имуществом.
Соответственно сказанному определяются и способы защиты прав участников долевой собственности: совершение одним из сособственников вопреки воле других участников или без их ведома распорядительных действий в отношении общего имущества прямо нарушает вещные права таких сособственников, а потому в качестве способа защиты в зависимости от конкретных обстоятельств, может быть избрана виндикация или признание сделки недействительной.
Вышеуказанные способы защиты в данном случае выступают как средства защиты права собственности и, что важно, предполагаются заявленными в общих интересах всех участников долевой собственности.
В противоположность отмеченному свобода распоряжения долей в праве собственности не требует согласованного волеизъявления сособственников и ограничивается для этих последних только правилами ст. 250 ГК РФ, устанавливающей необходимость учитывать предусмотренную законом привилегию на приобретение доли.
Совместно с этим установление о недопустимости признания сделки недействительной и применения последствий ее недействительности в качестве способа защиты нарушенного преимущественного права, со ссылкой при этом исключительно на вещно-правовой характер рассматриваемого способа защиты, представляется несостоятельным.
В первую очередь, для целей разрешения поставленного выше вопроса представляется необходимым различать способы защиты нарушенного преимущественного права отдельно для случаев, когда последнее установлено законом или соглашением сторон. [2]
Сфера совершения мнимых и притворных сделок широка. Мнимые и притворные сделки в основном совершаются для введения в заблуждение конкретных лиц.
Следует дополнить, что для квалификации в действиях лица мошенничества, нужно чтобы действие было общественно опасным. Общественная опасность представляет собой однин из основных признаков преступления и входит в его законодательное определение.
Если последствия совершенной сделки не создают реальную возможность причинения вреда личности, обществу или государству, не несут в себе преднамеренный обман и корыстную цель, то привлечение лица, совершившего сделку к уголовной ответственности, по меньшей мере, необоснованно.
При этом если нанесенный сделкой вред несущественен и может быть полностью возмещен с помощью применения мер гражданско-правовой ответственности, то возможность привлечения к уголовной ответственности лица совершившего гражданско-правовой проступок должна отсутствовать. [1]
Выводы к третьей главе
Достижение в сделке правовых последствий возможно в том случае, если она будет удовлетворять требованиям, с которыми закон объединяет ее действительность.
Действительность сделки обусловливается законодательством посредством следующей системы условий:
Во-первых, законность содержания (сделка не должна противоречить никаким нормативным актам);
Во-вторых, правоспособность и дееспособность участников;
В-третьих, соответствие воли волеизъявлению, т. е. лицо действительно будет стремиться к достижению результата;
В-четвертых, выполнение формы.
Также, сделки, в которых нарушено хотя бы одно требование, являются недействительными. Недействительные сделки разделяются на ничтожные и оспаримые. С момента заключения ничтожных сделок они считаются недействительными, также их называют совершенно недействительными.
Другую группу сделок относят к оспаримым или относительно недействительным. Стоит отметить, что эти сделки в момент их совершения имеют юридическую силу, но затем могут быть оспорены непосредственно заинтересованными лицами в суде, который имеет право признать их недействительным.