Файл: Теоретические основы обеспечения информационной безопасности.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы обеспечения информационной безопасности
1.1 Сущность информационной безопасности государства
1.2 Современные системы защиты информации в США
1.3 Обеспечение информационной безопасности в Китае
1.4 Информационная безопасность Германии
1.5 Кибератаки и информационные войны, как угроза информационной безопасности в 21 веке
2. Рекомендации по обеспечению информационной безопасности РФ на основе зарубежного опыта
2.2 Внедрение технологий по предотвращению кибератак и борьбе с информационными войнами
После Второй мировой войны ФРГ выступала в роли своеобразного «посредника» между США и СССР, находящимися в состоянии холодной войны. В условиях денацификации 1945 – 1965 гг. США выстроили систему наблюдения за населением Германии, преследуя тех ее граждан, которые так или иначе были причастны к деятельности НСДАП. Это послужило основой для будущей разведывательной работы: создавались американские засекреченные объекты, разрабатывалась система наблюдения, безусловно, не столь технически оснащенная, как в настоящее время, но вполне отвечающая послевоенному времени.
После распада СССР и окончания холодной войны связь Германии с США стала еще более прочной. Ей необходим был «защитник» для реализации своих геополитических планов: на протяжении 1990-х гг. она проявляла значительный интерес к усилению своего экономического и политического влияния в Европе. Уверенно закрепившись в этом регионе, Германия взяла на себя роль организатора включения целого ряда европейских стран в состав ЕС, а также в НАТО. Стремление некоторых постсоветских стран интегрироваться в европейские структуры позволило Германии выступить также в качестве представителя и защитника их интересов на мировой арене.
Следует отметить, что при Гельмуте Коле внешняя политика ФРГ была направлена на тесное сотрудничество с Соединенными Штатами и странами НАТО, что в свою очередь породило экономическую и политическую экспансию в Югославию. В этом была заинтересована не только Германия, из-за потребности в ресурсах и портах в Средиземном море, но и США. Данная позиция, несомненно, была удобна: активно помогая немецкому правительству оказывать давление на Югославию, они расширяли трансатлантические связи, увеличивая тем самым количество стран-участниц НАТО.
Одним из важных моментов в процессе усиления геополитической роли Германии в Центральной Европе стало налаживание отношений с Польшей в середине 1990-х гг. Объединенная Германия неохотно, но всё же признала постоянную границу с Польшей по Одеру – Нейсе, что позволило развивать более тесное сотрудничество двух стран. Значительно вырос товарооборот, Германия способствовала вступлению Польши в НАТО (при поддержке США) и в ЕС. Затем влияние Германии стало распространяться как на север – страны Балтии, так и на восток – на Украину и Белоруссию.
Германия, активно участвуя в процессах интеграции, строила единую Европу и стремилась занять лидирующие позиции. Исследователи полагают, что и в экономическом, и в политическом плане, Германия превосходит остальные европейские страны. Чтобы защитить и отстоять свои интересы в Европе, Германия видела в своих союзниках США, да и своих целей она добивалась при помощи Америки. Некоторые исследователи полагают, что «Вилли Брандт никогда не получил бы за свою восточную политику Нобелевской премии мира, если бы каждый свой шаг не согласовывал с Вашингтоном» [2].
Дискуссионным вопросом, стоявшим перед европейскими странами, оставался лишь вопрос о том, какую структуру следует в первую очередь расширять в Европе: НАТО или Европейский союз. Великобритания высказалась за расширение Европы, в то время как Франция, опасаясь усиления Германии, высказалась за интеграцию на более узкой основе. Германия поддержала обе стороны, заняв, таким образом, особое положение в Западной Европе.
В настоящее время интересы Германии в большинстве своем совпадают с интересами ЕС и НАТО. Однако Берлин всё чаще заявляет о своей политической самостоятельности, что не может не вызывать недовольство за океаном. И хотя американская внешняя политика постепенно переориентируется на Азиатско-Тихоокеанский регион (что вызвано целым рядом причин), Соединенные Штаты по-прежнему хотят видеть единую Европу, отвечающую их геополитическим интересам.
Как уже отмечалось, несмотря на то, что США и Германия являются партнерами, именно Берлин подвергается шпионажу в широких масштабах. Как пишет Джеймс Бэмфорд, американский журналист, писатель, автор трех книг о работе АНБ: «Германия – экономический локомотив Европы, и она очень интересна для США. К тому же, эта страна имеет сильное политическое влияние на Европу» [4]. Масштаб шпионажа против Германии он сравнил с действием атомной бомбы, когда как формы разведки против других стран – с действием артиллерийских орудий.
Естественной реакцией граждан Германии стал всплеск антиамериканских настроений. Демонстрации прошли в 35 городах, в числе которых Берлин, Гамбург, Мюнхен [5]. Известный немецкий политик Бернд Шмидбауэр заметил: «Я еще в 90-е годы предупреждал о том, что нам нужна защита от глобального шпионажа. Нам часто рисовали страшные сценарии шпионских атак со стороны “злых восточных соседей” Китая и России, а вышло так, что сценарий реализован, только друзьями и в куда больших масштабах» [3].
По мнению большинства экспертов, борьба с терроризмом не может служить оправданием действий АНБ. Что касается простых граждан, то в немецких социальных сетях американские и британские спецслужбы сравниваются с гестапо. Более того, зачастую считается, что современные технологии позволяют обеспечить полный контроль над гражданами, что гораздо хуже пресловутой тайной государственной полиции Германии 1930-х – 1945 гг.
Обеспокоенные сложившейся ситуацией, немецкие политики предложили ряд мер, среди которых законопроект об ужесточении контроля над интернет-пространством. Ангальт Хольгер Шталькнехт, министр внутренних дел федеральной земли Саксония, представил на рассмотрение земельного правительства «Закон о новых правилах запроса телемедийных данных», согласно которому компании обязаны предоставлять данные своих сотрудников, включая IP, Pin-Code, пароль, чтобы избежать слежки извне. Однако это вызвало всплеск антиправительственных настроений среди граждан Германии, которые полагают, что данный закон ограничивает их право на свободу слова.
Подводя итог, необходимо отметить, что Германия была и по-прежнему остается партнером Соединенных Штатов Америки. При этом ФРГ, как одна из самых передовых стран в области научно-технического прогресса, скорее всего, сможет найти эффективные способы защиты своей информационной сферы, а значит, системы национальной безопасности в целом. Однако немецкое правительство вполне может поддержать США, мотивируя это тем, что их разведывательная деятельность направлена на предотвращение глобальной террористической угрозы. Как иначе можно объяснить строительство нового центра слежения в Висбадене, который позволит централизовать разведывательную информацию, полезную для США в Европе, и параллельно будет предоставлять Германии сведения о готовящихся правонарушениях и преступлениях.
1.5 Кибератаки и информационные войны, как угроза информационной безопасности в 21 веке
Рубеж XX – XXI вв. ознаменовался массовой компьютеризацией, внедрением новых технологий практически во все сферы общественной жизни. В настоящее время страна, которая стремится быть полноправным субъектом мировой политики, не может обойтись без развития информационно-коммуникационных технологий – основы, обеспечивающей соответствующий статус на международной арене. Однако, помимо очевидных выгод, научно-технический прогресс порождает новые угрозы национальной безопасности отдельных государств и мирового сообщества в целом. Становится всё более очевидной уязвимость информационного пространства, что доказывает, в частности, появление понятия «информационная война».
Когда мы слышим слово «война», сразу возникают такие ассоциации, как оружие, насилие, противоборство. Война – противостояние между политическими образованиями, включающее в себя военные (боевые) действия. Информационная война не предполагает наличия оружия, но также подразумевает борьбу. Противостояние происходит с использованием информационных технологий.
Термин «информационная война» принято отождествлять с такими понятиями, как «психологическое влияние», «манипуляция», «информационное превосходство». Как и любая война, информационная война располагает своими методами.
Первый метод – пропаганда. Ряд исследователей считают, что информационная война направлена, прежде всего, на человеческий разум. В качестве примера зачастую приводят План Даллеса (хотя многие эксперты отрицают наличие этого документа, поскольку он так нигде и не был опубликован) – план действий США против СССР, согласно которому предполагалось посеять фальшивые ценности и заставить советский народ в них поверить, иными словами – поддержка безнравственности и моральное разложение населения. Некоторые полагают, что задуманное претворилось в реальность посредством влияния средств массовой информации.
Второй метод – дезинформация – распространение заведомо ложной информации с целью оказать влияние на мнение руководства и населения страны. Один из примеров – военная интервенция США и их союзников в Ирак в 2003 г. Боевые действия велись под предлогом борьбы с международным терроризмом и уничтожения оружия массового поражения (которое у Ирака так и не было обнаружено). Активно использовались средства массовой информации, которые, с одной стороны, формировали необходимое отношение мировой общественности, с другой – приводили к ухудшению морально-психологических настроений населения Ирака, снижая тем самым его боеспособность.
Большое распространение в информационных войнах получил метод кибератак. В простом понимании это покушение на безопасность компьютерной системы. По словам Зб. Бжезинского, сложные компьютерные вирусы способны подорвать военный потенциал соперника. Государства могут поддерживать хакерские атаки на объекты в целях шпионажа или получения экономической информации.
Наибольшее количество кибератак исходит от США (40 %), далее следуют Германия и Южная Корея. В 1998 г. в США появился документ под названием «Доктрина проведения информационных операций», в котором подтверждается факт подготовки и осуществления данного вида действия. Проведение подобного рода операций предполагается не только в военное, но и мирное время. Однако Пентагон утверждает, что все эти действия задуманы в оборонительных целях и проводятся при соблюдении международных норм и договоров.
Существует мнение, что немало кибератак совершает Китай. Чаще всего атаки направлены против США. В свою защиту китайцы говорят, что у них существует закон, запрещающий подрывать кибербезопасность какого-либо государства. Кроме того, источник кибератак, как правило, замаскирован, и они анонимны. Точно пока не доказано, скрывает ли что-то правительство КНР или всё это выдумки СМИ.
Один из самых ярких примеров информационных войн XXI столетия – грузино-осетинский конфликт 2008 г. В российских СМИ акцент делался на негативных действиях М. Саакашвили, режим которого называли агрессивным, а российский политик Л.К. Слиска даже сравнила его с Гитлером. Совсем другого мнения придерживались журналисты зарубежных СМИ. Широкое освещение получило интервью грузинского президента телеканалу CNN, в котором он заявил, что Россия сравняла Цхинвал с землей, превратив его во второй Грозный. Активно поддерживали М. Саакашвили США. Американский вице-президент Р. Чейни высказался за то, чтобы Россия понесла наказание, а госсекретарь К. Райс поставила под сомнение роль России в международном сообществе. Велась визуальная пропаганда, западные журналисты старались показать жестокость российских миротворцев и весь негатив военных действий. Грузию сравнивали с «маяком демократии», а Россию – с варварами.
Американские СМИ воздействовали на общественность с помощью психологических манипуляций. Действия в зоне конфликта развивались стремительно, поэтому чувствовалась нехватка информации с места событий. С самого начала военных действий был сформирован образ России-агрессора. Цель – подорвать ее международный авторитет. В эфире канала CNN показывались кадры, как российские танки едут по городу, а мирные жители наблюдают. Весь репортаж сопровождался бегущей строкой, что армия вот-вот достигнет столицы. Однако стоит заметить, что одни и те же кадры повторялись шесть раз на протяжении двух минут (доказано, что эффект повторения оказывает гипнотическое воздействие на непосвященного зрителя). Другой пример – интервью Аманды Кокоевой, 12-летней девочки из штата Калифорния, гостившей в августе 2008 г. у родственников в Южной Осетии. В прямом эфире телеканала Fox News она и ее тетя обвинили во всем произошедшем президента Грузии. Телеведущий, не ожидавший такого поворота событий, старался прервать их речь, то кашляя, то удаляясь на рекламу.
Южноосетинский конфликт лишь частный случай противостояния РФ и США. Всё чаще можно встретить мнение о том, что с распадом СССР конфликт этих стран не закончился, просто с появлением новых технологий изменился характер соперничества, которое переросло в информационную войну. Имеется множество примеров подобного противостояния. Так, многие эксперты и политики считают, что к акциям против результатов думских и президентских выборов в России причастны именно американцы. Они же оказывают влияние на сегодняшние события в Украине.