Файл: ПАРАМЕТРЫ ДОСТИЖЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПАРАМЕТРЫ ДОСТИЖЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Модели участия предприятия на рынке
1.2. Рынок как среда участия предпринимательской сферы
2. РАЗВИТИЕ ФОРМ РЫНОЧНОГО УЧАСТИЯ ПАО «ТАТТЕЛЕКОМ»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Развитие рыночных процессов как формы деятельности в компании
ВВЕДЕНИЕ
Из-за постоянного увеличения конкуренции и быстрого изменения условий окружающей среды многие компании ощутили необходимость уделять повышенное внимание не только внутреннему устройству компании, но и долгосрочной стратегии развития организации, которая позволила бы приспосабливаться к изменениям в окружении в кратчайшие сроки. Анализ и оценки состояния организации, а также стратегия её развития является одним из наиболее важных факторов для успешного существования компании на рынке.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем фактом, что эффективность деятельности организации напрямую связана с выбранной и скорректированной стратегией. Организации, уделяющие тщательное внимание проблемам стратегии, являются более конкурентоспособными и устойчивыми к изменениям внешнего окружения.
Объектом исследования является рыночная стратегия предприятия. Предметом исследования выступает ее адаптация к требованиям рынка.
Целью работы является определение рыночных возможностей предприятия.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- охарактеризовать модели участия предприятия на рынке;
- проанализировать рынок как среду участия предпринимательской сферы;
- представить общую характеристику предприятия;
- определить развитие рыночных процессов как формы деятельности в компании.
Практическая значимость исследования определяется необходимость повышения предпринимательской активности предприятия.
Структура работы представлена введением, двумя главами в четырех параграфах, заключением, списком использованной литературы.
ГЛАВА 1. ПАРАМЕТРЫ ДОСТИЖЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Модели участия предприятия на рынке
Стратегия – это набор запланированных действий и решений по адаптации фирмы к новой ситуации, к новым возможностям получения конкурентных преимуществ и новым угрозам ослабления ее позиций. Понятие стратегии можно применить к любой сфере деятельности независимо от ее масштабов и экономических характеристик[1].
Стратегия рассматривает природу организации в качестве инструмента коллективного восприятия и действия. Грамотно сформулированная стратегия позволяет эффективно скорректировать и распределить ограниченные ресурсы организации с учетом изменения внешней и внутренней среды[2].
В стратегическом управлении организацией большую роль играют правила, которые, определяют функционирование компании. Правила могут быть объектом стратегического управления в том случае, если стратегической задачей организации является изменение ее внутренней жизни, организационной культуры и т.п.[3]
На формирование стратегии компании оказывают влияние многие факторы. К основным факторам, формирующим стратегии, можно отнести следующие:
- социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы;
- привлекательность отрасли и условия конкуренции;
- специфические рыночные возможности и угрозы;
- сильные и слабые стороны организации, ее конкурентные возможности;
- личные амбиции, философия бизнеса и этические воззрения менеджеров;
- ценности и культура компании.
С точки зрения иерархии управления стратегии можно подразделить на: корпоративную; деловую; функциональную; операционную (линейную)[4].
Помимо этого, Майкл Портер выделил четыре вида базовых стратегий, позволяющих фирме добиться улучшения своей деятельности на рынке[5].
- Стратегия лидерства в издержках (снижение полных издержек производства товара или услуги).
- Стратегия широкой дифференциации (направлена на придание товарам компании специфических черт).
- Сфокусированная стратегия на издержках (основана на низких издержках, ориентирована на узкий сегмент покупателей).
- Сфокусированная стратегия на дифференциации (ставит своей целью обеспечение представителей выбранного сегмента товарами и услугами, наиболее полно соответствующими их вкусам и требованиям).
В таблице 1 представлена матрица конкурентных стратегий Майкла Портера[6].
Таблица 1
Матрица конкурентных стратегий Майкла Портера
Тип конкурентного преимущества |
||
Преимущество в затратах |
Преимущество в продукте |
|
Широкий рынок |
1. Лидерство в издержках |
2. Дифференциация |
Узкий рынок |
3. Фокус на издержках |
4. Фокус на дифференциации |
В общем случае, на предприятии может быть разработано и реализовано четыре основных типа стратегий:
- стратегия концентрированного роста;
- стратегия интегрированного роста;
- стратегия диверсификационного роста;
- стратегия сокращения.
При использовании стратегия концентрированного роста компания стремится улучшить продукт или производить новый, не меняя при этом отрасли и осуществляя поиск новых возможностей для перехода на новый рынок. Типами стратегий концентрированного роста являются[7]:
- стратегия усиления позиции на рынке;
- стратегия развития рынка;
- стратегия развития продукта.
Стратегии интегрированного роста связаны с расширением фирмы путем добавления новых структур[8].
Стратегии диверсификации связаны с состоянием или изменениями продукта, рынка, отрасли, конкурентной позиции, технологии[9].
Стратегии сокращения применяются в том случае, когда существование предприятия находится под угрозой. Такая стратегия реализуется тогда, когда нужно получить средства для развития более перспективных подразделений, либо для начала новых видов деятельности.
Очевидно, что развитие означает перемену состояния, переход из одного состояния в другое, более целесообразное для дальнейшей деятельности. В процессе развития предприятие решает возникающие проблемы при достижении конечной цели. Инструментом достижения этой цели служат качественные преобразования внутренней и внешней систем. Таким образом, развитие является необходимым условием для достижения долговременных конкурентных преимуществ и эффективного функционирования предприятия в долгосрочной перспективе[10].
Современные стратегии в качестве своей основы используют фактор глубокого проникновения в суть условий, в рамках которых работает определенная сфера экономики[11]. Это способствует возникновению разнообразных проектов развития, которые в дальнейшем обеспечат должный уровень выживаемости компании и возможность ей выйти на хорошие экономические результаты[12].
Основные составляющие стратегии:
- Анализ макро- и микросреды компании, конъюнктуры рынка.
- Философия, миссия, цели и задачи.
- Стратегия в области деятельности предприятия
- Маркетинговая стратегия
- Инвестиционная политика
- Стратегия по работе с персоналом (кадровая стратегия):
- Региональная политика
- Стратегия в области международной деятельности.
Процесс разработки стратегии предприятия состоит из нескольких этапов (см. таблицу 2).
Таблица 2
Основные этапы и методы формирования стратегии предприятия.
Этап |
Характеристика этапа |
Используемые методы |
1. Предварительный |
Анализ личного потенциала руководства. Диагностика предприятия по всем направлениям. |
Анкета директора. Анкетный опрос. Бизнес диагностика. |
2. Выработка альтернативных стратегий |
Формирование рабочих групп для разработки различных вариантов стратегии. Оценка стратегии экспертов. |
Коллективная работа с экспертами. |
3. Ранжирование альтернативных стратегий и принятие решений |
Ранжирование стратегических проблем. Выбор критерия. Разработка целевых программ. |
Экспертные методы. Сетевые методы. Стохастические графы. Интуиция руководителя. |
Основным инструментарием стратегического анализа являются общенаучные методы, аналитико-прогностические методы и методические приемы, заимствованные из разных областей знаний[13].
Применение аналитических методов в стратегическом управлении связано с применением системного подхода к управлению. На выбор метода анализа внешней среды влияют следующие характеристики внешней среды: сложность; подвижность; неопределенность; привычность событий[14].
SWOT-анализ один из наиболее часто используемых методов анализа внешней среды, он позволяет наглядно изобразить внешние факторы, а также изучить в комплексе внешние и внутренние условия, что является неотъемлемым преимуществом данного метода. Среди недостатков можно отметить: статичность метода, невозможность учета внезапных событий, субъективность. Ключевые этапы разработки стратегии развития предприятия представлены на рисунке 1[15].
Рисунок 1 – Этапы разработки стратегии развития предприятия[16]
Стратегический управленческий анализ – это анализ, с помощью которого руководство организации оценивает эффективность хозяйственной деятельности организации с точки зрения обеспечения будущей долгосрочной прибыли[17].
Одним из важных этапов формирования стратегии развития фирмы является оценка стратегического планирования компании[18].
Оценка стратегии может сосредоточиваться на двух направлениях:
- оценка выработанных стратегических предложений для определения их пригодности и приемлемости для организации;
- уравнение результатов стратегии с уровнем достижения целей.
Рациональная стратегия должна содержать в себе: основные цели или задачи деятельности; правила, ограничивающие сферу деятельности; последовательность мероприятий, направленных на достижение целей[19].
Процесс формулирования стратегии (рисунок 2) включает в себя выявление потенциальных возможностей и угроз со стороны внешней среды компании, оценку рисков и возможных альтернатив среды[20].
Рисунок 2 – Схема процесса разработки стратегии[21]
На предварительном этапе разработки стратегии проводится всесторонний анализ внутреннего состояния компании, в результате которого выделяют ее сильные и слабые стороны, оценивают возможности ресурсного обеспечения действий. На этом же этапе детально изучается внешняя макро- и микросреда компании, проводится оценка риска с учетом выявленных возможностей и угроз[22].
На первом этапе разработки стратегии формулируются стратегические альтернативы, учитывающие различные состояния внешней среды, ресурсов компании и стратегические цели[23].
На втором этапе проверяется, соответствует ли стратегическая альтернатива внешнему окружению, целям компании и её ресурсам, а также, не противоречит ли она другим стратегиям организации.
Третий этап разработки стратегии состоит в выборе одной или нескольких наилучших стратегий[24].
При выборе наиболее эффективной стратегии целесообразно следовать установленным правилам. Одним из наиболее важных критериев является соотношение разработанной стратегии со стратегическими факторами, полученными в результате SWOT-анализа.
Таким образом, при разработке эффективной стратегии развития необходимо убедиться, что все функциональные стратегии, поддерживающие данную стратегическую альтернативу, взаимосвязаны. Кроме того, следует учитывать степень риска данной альтернативы, особенно при вовлечении крупных активов. Помимо этого, нужно принимать во внимание реакцию на данную стратегическую альтернативу различных групп влияния, принадлежащих как внешней, так и внутренней среде организации.