Файл: «Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Структура ФЗ об ОРД.» ( Общая характеристика и структура действующего оперативно-розыскного закона).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 3
Виды толкования оперативно-розыскного закона классифицируются по различным основаниям. Выделим среди них следующие:По степени обязательности (юридической силе) делятся на официальные (аутентичное, нормативное и казуальное) и неофициальные (доктринальное (научное) и текущее). Некоторые ученые выделяют еще и судебное толкование норм оперативно - розыскного закона.
По объему толкования – это буквальное (когда смысл и словесное содержание правовой нормы (части нормы) совпадают), ограничительное (при уяснение содержания нормы оперативно-розыскного закона ее словесному содержанию придается более узкое, чем подлинное, значение) и распространительное (придание словесному содержанию нормы оперативно-розыскного закона более широкий, чем ее истинный, смысл).
В зависимости от приемов (способов) толкования – грамматическое (языковое), логическое (на основании законов логического мышления), систематическое (сопоставление текста толкуемой нормы с другими нормами и предписаниями оперативно-розыскного закона (других законов в области ОРД), уяснение ее места в иерархии законодательных актов) и историческое (путем сопоставления толкуемой нормы с ранее применявшейся аналогичной нормой закона).
Заключение
Федеральный Закон 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности", как говорится в его преамбуле, определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий при реализации оперативно-розыскных мероприятий.
В соответствии с Законом оперативно-розыскная деятельность определяется как самостоятельный вид государственной деятельности, которая отнесена к компетенции соответствующих государственных органов и оперативных подразделений в установленных для них пределах. Перечень таких органов может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
Государственные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают сформулированные в Федеральном законе задачи исключительно в пределах полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. На практике это означает, что ни один руководитель государственного органа не вправе своим ведомственным актом расширить полномочия оперативно-розыскной службы, находящейся в его подчинении.
Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности имеет важное значение в охране конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина. Гарантии охраны жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения безопасности общества и государства во многом определяются правовым регулированием их обеспечения.
Поэтому следует отметить, что Закон об оперативно-розыскной деятельности имеет не только правовое, но и социальное и политическое значение. Принятие 12 августа 1995 г. Федерального закона Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности" явилось важным шагом в создании в Российской Федерации подлинно правового государства.