Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
Если на предприятии есть кредиты, выданные на сопоставимых условиях, то при расчете налогооблагаемой прибыли признаются только те расходы, которые начислены по процентам, существенно не отклоняющимся от среднего уровня процентов, сложившегося за квартал по всем сопоставимым кредитам. Существенным считается отклонение свыше 20 %.
Процесс формирования прибыли завершается определением чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Она может быть рассчитана по формуле:
ЧП = ВП – НП, (3)
где ЧП – чистая прибыль, р.;
ВП – валовая прибыль, р.;
НП – налог на прибыль, р.
Таким образом, прибыль предприятия торговли слагается из финансового результата от реализации товаров, основных средств и иного имущества предприятия, а также прочих доходов, уменьшенных на сумму прочих расходов. Механизм определения прибыли установлен действующими в настоящее время нормативно-правовыми актами в области формирования доходов, расходов и налогообложения прибыли.
Основной целью управления формированием прибыли является выявление основных факторов, определяющих ее конечный размер, и изыскание резервов дальнейшего увеличения ее суммы.
На величину прибыли предприятий торговли влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.
В самом общем виде можно выделить факторы, непосредственно влияющие на величину прибыли: товарооборот, товарные запасы (их структура и ассортимент), цена товаров (покупная и продажная), расходы на продажу. Обобщенным показателем этих факторов является спрос.
Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема продаж продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования основных фондов, рост производительности труда.
К факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся изменение государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий предприятий.
Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли от продаж продукции, является изменение объема продаж предприятий розничной торговли, так как чем больше объем продаж, в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот.
Вторым, не менее важным фактором, влияющим на величину прибыли от продаж товарной продукции, является изменение уровня себестоимости продукции. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее реализацию, тем выше прибыль, и наоборот.
Фактором, напрямую определяющим величину прибыли предприятий от продаж продукции, являются применяемые цены. Свободные цены устанавливаются самими предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими предприятиями. Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия. Не зависящим от предприятия фактором выступают государственные регулируемые цены, устанавливаемые на продукцию предприятий-монополистов.
На величину прибыли от продаж, безусловно, влияют изменения в структуре реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции (исчисляемой как отношение прибыли к полной себестоимости этой продукции), тем больше прибыли получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет за собой сокращение прибыли [7, С. 127].
Следует заметить, что классификация факторов является несколько условным, поскольку рыночные отношения имеют динамический характер, то есть находятся в постоянном развитии.
Экстенсивные факторы влияют на процесс получения прибыли через количественные изменения: изменения объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и т.д. Интенсивные факторы влияют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения: повышение производительности труда оборудования и его качества, ускорение обращения оборотных средств, повышения квалификации персонала, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов.
ГЛАВА 2 Анализ прибыли предприятия ООО «Крепеж»
2.1 Общая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Крепеж» организовано в 2001 году. Уставный капитал сформирован на 100% взносами физических лиц, путем взноса наличных денежных средств в кассу предприятия.
Торговая площадь магазина 62,3 кв/м и 11,4 кв/м - складское помещение.
ООО «Крепеж» специализируется на продаже разнообразного крепежа (саморезов, болтов, гвоздей, анкеров, дюбелей, гаек, финтов, шайб, шурупов, хомутов, цепей, шпилек, заклепок).
Процесс формирования товарного ассортимента на предприятии ООО «Крепеж» исходит из формы его товарной специализации и направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности их деятельности.
Основными конкурентами ООО «Крепеж» считаются такие магазины как «Метиз-Крепеж-НТ», «Мистер Болт», «Саморезоф».
Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества директором. Организационная структура ООО «Крепеж», изображена на рисунке 2.
Директор
Заведующий складом
Администратор
↓
Продавцы-консультанты
Главный бухгалтер
Рисунок 2 – Административная структура ООО «Крепеж»
ООО «Крепеж» - организация торговая и поэтому руководителю предприятия удобнее использовать линейную организацию управления.
В числе преимуществ линейной организации - ответственность, установленные обязательства, четкое распределение обязанностей и полномочий; оперативный процесс принятия решений; простота в понимании и использовании, возможность поддерживать необходимую дисциплину. Этот тип управленческой структуры обычно ведет к формированию стабильной и прочной организации.
Проведем анализ основных экономических показателей деятельности ООО «Крепеж» на основании данных отчетности предприятия за 2015- 2017 гг., приведенных в таблице 1.
Таблица 1 – Основные показатели деятельности ООО «Крепеж» за 2015 – 2017 гг.
Показатели |
Ед. измер. |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Отклонение (+;-) |
Темп роста, % |
Оборот розничной торговли |
тыс.руб. |
9932 |
11807 |
13273 |
1466 |
112,42 |
Валовой доход |
тыс.руб. |
1898 |
2272 |
2589 |
317 |
113,95 |
Уровень валового дохода |
% |
19,11 |
19,24 |
19,50 |
0,26 |
101,35 |
Издержки обращения |
тыс.руб. |
1462 |
1753 |
1982 |
229 |
113,06 |
Уровень издержек обращения |
% |
14,72 |
14,84 |
14,93 |
0,09 |
100,61 |
Прибыль от продаж |
тыс.руб. |
436 |
519 |
607 |
88 |
116,96 |
Рентабельность продаж |
% |
4,39 |
4,40 |
4,57 |
0,17 |
103,86 |
Чистая прибыль |
тыс.руб. |
349 |
415 |
486 |
71,0 |
117,11 |
Численность работников всего |
чел. |
6 |
7 |
8 |
+1 |
114,29 |
Производительность труда одного работника |
тыс.руб./чел. |
1655,3 |
1686,7 |
1659,1 |
-27,6 |
98,36 |
Фонд заработной платы |
||||||
- сумма |
тыс.руб. |
1018,9 |
1221,1 |
1396,4 |
175,3 |
114,36 |
- уровень |
% |
10,26 |
10,34 |
10,52 |
0,18 |
101,74 |
Средняя стоимость основных фондов |
тыс. руб. |
1358,0 |
1482,0 |
1519,0 |
37,0 |
102,50 |
Фондоотдача |
руб./руб. |
7,31 |
7,97 |
8,74 |
0,77 |
109,66 |
Данные таблицы 1 позволяют судить о том, что в течение трех лет по анализируемому предприятию наблюдается увеличение практически всех показателей: товарооборота, валового дохода, прибыли от продаж.
Наиболее высокие результаты финансово-хозяйственной деятельности наблюдаем в 2017 году, т.к. в этом периоде предприятие достигло объема товарооборота в 13273 тыс. руб., что выше аналогичного показателя 2016 года на 1466 тыс. рублей, и на 3341 тыс. рублей выше, чем в 2015 году.
Валовой доход предприятия так же увеличился, в 2017 году он составил 2589 тыс. рублей, что на 317 тыс. руб., или 13,95% больше показателя прошлого года, по отношению 2015 год увеличился на 691 тыс. руб.
В динамике финансовых результатов можно отметить следующие изменения. Прибыль от продаж растет быстрее, чем товарооборот, товарооборот растет медленнее издержек обращения (116,96>112,42<113,06). Это свидетельствует о не рациональном использовании ресурсов на предприятии.
2.2 Анализ динамики, формирования и использование прибыли предприятия
Целью анализа прибыли предприятия является оценка прошлой деятельности предприятия и положения его на данный момент, а также оценка будущего потенциала предприятия.
Проведем анализ динамики чистой прибыли предприятия в таблице 2 на основе отчета о финансовых результатах предприятия.
Таблица 2 – Анализ динамики чистой прибыли ООО «Крепеж»
Показатели |
Сумма тыс. руб. |
Уровень в % к товарообороту |
|||||||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Откло-нение (+;-) |
Темп роста,% |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Откло-нение (+;-) |
|
Валовой доход |
1898 |
2272 |
2589 |
317,0 |
113,95 |
19,11 |
19,24 |
19,51 |
0,27 |
Прибыль от продаж |
436 |
519 |
607 |
88,0 |
116,96 |
4,40 |
4,40 |
4,57 |
0,17 |
Чистая прибыль |
349 |
415 |
486 |
71,0 |
117,11 |
3,51 |
3,51 |
3,66 |
0,15 |
Товарооборот |
9932 |
11807 |
13273 |
1466 |
112,42 |
- |
- |
- |
- |
В текущем году наблюдается существенный рост эффективности деятельности предприятия, что подтверждается динамикой соответствующих показателей прибыльности и рентабельности.
За период 2015-2017 гг. наблюдается тенденция роста всех видов прибыли предприятия.
Так, прибыль от продаж в 2017 году возросла по сравнению с 2016 годом на 16,96% и составила 607 тыс. руб. против 519 тыс. руб.
Чистая прибыль за этот период увеличилась на 71 тыс. руб. и составила 486 тыс. руб. При росте объемов продаж продукции в 2017 году на 12,42%, чистая прибыль возросла на 17,11%.
Графически динамика прибыльности деятельности предприятия представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Динамика прибыльности деятельности предприятия
По результатам деятельности Общества за 2017 год была рентабельность основной деятельности ООО «Крепеж» достигла 3,66%, увеличившись по сравнению с 2016 годом на 0,15; рентабельность продаж - на 0,17%.
Анализ валового дохода предприятия.
Валовой доход торговли – показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению.
Размер валового дохода является главным источником финансирования торговой деятельности.
Задачами анализа валового дохода являются:
- Изучение динамических изменений валового дохода и его соотношений с товарооборотом; с себестоимостью товаров; с издержками товарного обращения.
- Оценка изменений валового дохода по группам товаров.
- Определение размера влияния на валовой доход отдельных факторов.
К показателям определяющим эффективности формирования валового дохода относятся уровень валового дохода к товарообороту, уровня прибыли от продаж к валовому доходу, уровня издержек к валовому доходу. Рассмотрим систему показателей эффективности формирования валового дохода предприятия ООО «Крепеж» в таблице 3.
Таблица 3 – Показатели валового дохода, характеризующие эффективность его формирования на предприятия ООО «Крепеж»
Показатели |
Ед. измер. |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Отклонение (+;-) |
Темп роста, % |
Оборот розничной торговли |
тыс.руб. |
9932 |
11807 |
13273 |
1466 |
112,42 |
Валовой доход |
тыс.руб. |
1898 |
2272 |
2589 |
317 |
113,95 |
Уровень валового дохода |
% |
19,11 |
19,24 |
19,50 |
0,26 |
101,35 |
Издержки обращения |
тыс.руб. |
1462 |
1753 |
1982 |
229 |
113,06 |
Прибыль от продаж |
тыс.руб. |
436 |
519 |
607 |
88 |
116,96 |
Торговая площадь |
м2 |
62,3 |
62,3 |
62,3 |
- |
100,00 |
Численность работников всего |
чел. |
6 |
7 |
8 |
+1 |
114,29 |
Уровень издержек обращения в валовом доходе |
% |
77,03 |
77,16 |
76,55 |
-0,61 |
99,21 |
Рентабельность валового дохода |
% |
22,97 |
22,84 |
23,45 |
+0,61 |
102,67 |
Валовой доход на 1 кв. м. торговой площади |
тыс.руб. |
30,47 |
36,47 |
41,56 |
5,09 |
113,96 |
Валовой доход на 1 среднесписочного работника |
тыс.руб. |
316,3 |
324,6 |
323,6 |
-1,0 |
99,69 |